МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ставрополь (Кавказ)

Предусмотрена ли ответственность за ненадлежащее воспитание?

Разъяснения прокурора Ленинского района Ставрополя

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов и родителей удаётся плодотворно влиять на развитие личности ребёнка, решать воспитательные задачи.

В связи с тем, что современная система образования становится одним из основных ресурсов развития общества и направлена на обеспечение качественных образовательных услуг, возникла необходимость в активной стандартизации, установлении комплекса правил, норм, требований к учителю как объекту стандартизации. Стандарты обычно представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы и являются обязательными. Несомненно, замысел и исходные положения стандартов педагога положительны и направлены на определение точных ориентиров для определения профессиональных компетенций учителя, оценки его подготовленности к профессиональной деятельности и результатов труда, сохранение творчества и профессиональной свободы учителя, упрощение квалификационных требований и характеристик, сосредоточение внимания учителя на непосредственной работе с учениками.

Законодательной базой данного процесса является Федеральный государственный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, Указ Президента РФ №597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», приказ Министерства труда России №544-н от 18 октября 2013 г., утверждающий профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Описание педагогических функций в области обучения предполагает целый ряд трудовых действий, среди которых: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, формирование универсальных учебных действий, формирование мотивации к обучению, объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся.

– Одна из важнейших особенностей педагогического общения состоит в том, что учитель ориентирует ученика в его поведении на обязательное использование общественно значимых норм, – говорит заместитель прокурора Ленинского района Ставрополя, младший советник юстиции Ирина Прасолова. – Педагогам, как профессионалам, работающим с детьми, видны успехи и недостатки семейного воспитания. Вместе с тем, школа, учителя не всегда в полной мере выражают требования общества к результатам воспитания детей в семье, к повышению ответственности родителей.

Так, прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства по информации из оперативной сводки ГУ МВД РФ по СК по факту противоправных действий 16-летнего К. В ходе проверки установлено, что в дневное время, угрожая физической расправой и применяя физическую силу, несовершеннолетний К. требовал денежные средства у несовершеннолетнего Ф. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 163 УК РФ. В настоящее время К. допрошен в качестве подозреваемого.

Установлено, что несовершеннолетний К. является учащимся МБОУ города Ставрополя, ранее на профилактических учетах не состоял. Противоправные действия в отношении потерпевшего Ф. несовершеннолетний К. совершил в период отсутствия на учебных занятиях, проводимых в учебном заведении.

Таким образом, факт совершения общественно опасного деяния несовершеннолетним свидетельствует о нарушениях п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», неэффективности и недостаточности проводимых в МБОУ профилактических мер, направленных на предупреждение совершения преступлений и правонарушений, безнадзорности.

В связи с изложенным, прокуратурой района внесено соответствующее представление в образовательное учреждение, по результатам рассмотрения которого виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что учебно-воспитательная работа в школе предполагает взаимодействие, поэтому школа должна иметь дело с межличностными отношениями и развивать их. Чтобы учителя своими действиями и методами работы могли способствовать развитию положительных социальных отношений между учащимися, они должны сами признать свою собственную роль в этом процессе. Сам учитель своим поведением и отношением к ученикам должен быть примером для подражания для учеников. Тепло и безопасность, исходящие из отношений с учителем, представляют собой хорошую основу для установления положительных межличностных отношений с другими людьми, в том числе и сверстниками.

– Успех в учебе ученика является результатом не только его реальных интеллектуальных способностей и ответственности, но и зависит от поведения учителя, т. е. его убеждения, что ребенок имеет способности к учебе и достигнет хороших результатов или, наоборот, он низких способностей и будет иметь трудности в обучении, – подчеркнула Ирина Прасолова. – Это подразумевает, что учителя своим стилем оценки и отношения к ученикам способствуют конструктивным или деструктивным способам решения конфликтов учащихся. Педагоги должны быть чувствительными к потребностям учащихся (которые находятся под риском оказаться неуспешными в учебе), призваны способствовать повышению успеваемости, самооценки детей, должны применять методы кооперативного обучения, устраняющего возникновение конфликтных ситуаций.

Самые яркие новости «МК-Кавказ» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах