И часто опыт Ставрополя в плане начисления и сбора оплаты за жилищно-коммунальные услуги называют показательным в нашем регионе. Основную часть нагрузки по многоквартирному жилому фонду уже много лет выполняет Ставропольский городской расчетный центр – именно он обеспечивает функционирование системы учета и распределения по счетам поставщиков денежных поступлений от каждого потребителя услуг ЖКХ. С его руководителем Светланой Фоминой в канун профессионального праздника работников отрасли мы беседуем о том, как предприятие справляется со столь серьезными задачами.
– Светлана Васильевна, в том, что касается расчетов за жилищно-коммунальные услуги, многие неоднозначные моменты в ходе многолетнего реформирования отрасли были приведены к «единому знаменателю». Но это не снизило актуальность работы расчетных центров. А скорее – наоборот, их услуги становятся более востребованными, и многие регионы приходят к использованию этой практики. Чем это можно объяснить?
– Если посмотреть в целом, то именно на базе расчетных центров возможно существование оптимальной структуры взаимодействия всех участников рынка: поставщиков ресурсов, управляющих организаций, ТСЖ, региональных операторов и собственников жилья. Если этот механизм по-настоящему рабочий, то практически каждая цифра будет корректна, а каждый уплаченный рубль будет оперативно «доходить до места назначения» и будет правильно учтен. И в свою очередь верные расчеты и меры по регулярному сбору и расщеплению платежей помогают сложить в единую и детализированную картину все «пазлы» – соотнести объемы поставленных и потребленных ресурсов, проанализировать цены на жилищные услуги, отследить платежную дисциплину и т.д.
Коллективом СГРЦ для этого осуществляется большая работа в том числе по внедрению программных продуктов, поддержанию актуальной информационной базы данных о потребителях услуг ЖКХ в Ставрополе, по созданию условий для информобмена всех участников процесса. При этом в свое время (а в нашем городе это произошло достаточно давно) отдельных усилий потребовал выход на единый платежный документ, который горожане получают и в настоящее время. В итоге мы обеспечиваем комплекс автоматизированных процессов, куда по мере необходимости «вшиваются» новации.
– Все это делается собственными усилиями?
– Да, стараемся максимально обойтись своими ресурсами. И хотя порой это бывает непросто, но пока такой подход оправдывает себя. Как мы могли видеть по новостным сводкам из других регионов, далеко не везде оказался ровным переход к системе накопления средств на проведение капремонта многоквартирных домов или на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами и расчетов за эту услугу. В Ставрополе и в одном, и в другом случае практически не возникло трудностей.
Если горожане вспомнят, то несколько лет назад с первых месяцев внедрения системы капремонта вне зависимости от выбранного в домах способа накопления средств нужная строка появилась в платежном документе. На достойном уровне уже пятый год собираемость взносов. А при вступлении края в мусорную реформу оперативно была поставлена «на рельсы» и работа с новым регоператором. В итоге в краевом центре вопрос о том, как перейти к расчетам по услуге «обращение с ТКО», вообще не стоял. Понадобилось лишь некоторое время, чтобы обеспечить полную автоматизацию процесса взаимодействия между СГРЦ и регоператором. Но это были нюансы совершенно рабочего порядка.
– Новые возможности перед ЖКХ открывает цифровизация. Этот тренд в Ставрополе СГРЦ, мне кажется, подхватил одним из первых.
– Цифровизация отрасли уже перешагнула за рамки тренда. Сегодня это необходимое условие успешной работы отрасли, и использование технологий будет приобретать все большие масштабы не только в сфере расчетов – на первый план выходит совершенствование процессов учета и контроля потребления коммунальных ресурсов.
Наш опыт показывает, что именно цифровая трансформация помогает снизить операционные затраты, расширить возможности информационного обмена между участниками системы расчетов за ЖКУ, повысить качество сервиса и нарастить число клиентов. Поэтому развитие цифровых технологий для СГРЦ стало стратегическим приоритетом развития еще несколько лет назад. Мы активно вкладываемся в разработку современных решений и стараемся перевести в онлайн-пространство максимальное число операций.
Мы видим, насколько оперативно сейчас «движется» вся информация: действуют личные кабинеты для наших клиентов-юрлиц и потребителей ЖКУ, где доступны сервисы по передаче показаний приборов учета, контролю начислений и расчетов, проверке истории операций. Кроме того, есть возможность дистанционно задать вопрос специалистам центра и произвести оплату – для этого мы интегрировались с банковскими платежными сервисами. В прошлом году было запущено мобильное приложение для пользователей смартфонов, желающих не тратить много времени на оплату коммунальных ресурсов. А с другой стороны – СГРЦ предоставляет все больше сопутствующих для работы предприятий ЖКХ услуг, что тоже востребовано. Например, мы полноценно оказываем услугу размещения данных в ГИС ЖКХ.
Все это дает нужный эффект: расчеты ЖКХ становятся доступнее, понятнее и удобнее для потребителей. Об этом свидетельствуют цифры – собираемость платежей, число пользователей дистанционных сервисов и т.д. А нашим мнением по тем или иным нововведениям активно интересуются и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании.
– Давайте как раз завершим беседу обращением к тем, кто вскоре отмечает профессиональный праздник. В этом году к дате приурочен и 100-летний юбилей отрасли ЖКХ Ставрополья.
– Безусловно, поздравляю всех коллег, работающих в отрасли. Актуальные задачи, которые сегодня поставлены перед жилищно-коммунальным комплексом требуют от коллективов организаций ЖКХ и от каждого работника полной отдачи делу, высочайшего профессионализма, а в чрезвычайных ситуациях – мужества и стойкости. Искренне желаю коллегам, чтобы их работа всегда была оценена по достоинству, и ее результаты приносили удовлетворение и желание двигаться вперед. На пути к новым целям и вершинам пусть встречается как можно меньше преград! Крепкого здоровья, благополучия!