МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ставрополь (Кавказ)

Александр Пономарев: «Сельский труд доставляет нам удовольствие»

Креативный фермер считает себя счастливым человеком

Об этом хозяйстве неоднократно писали краевые и федеральные СМИ, рассказывал 1-й телеканал. Сюда приезжают люди не только из Ставрополья, но и других регионов страны. Речь об КФХ «Пономарево» в селе Красном, где посетителям предлагают попробовать вкуснейшие арбузы различной формы и цвета, а заодно нескучно провести время в парке соломенных скульптур. На днях с главой КФХ Александром Пономаревым встретился корреспондент «МК-Кавказ».

Александр Пономарев. Фото автора.

Из райкома – в предприниматели

– Александр Николаевич, расскажите о себе, как вы стали фермером?

– Родился в 1961 году в селе Красном Грачевского района. В школу пошел в 6 лет, окончил ее в 1977 году. Проучился два года в политехническом институте, бросил его, не понравилась специальность «автомобильное хозяйство». Я считал, что это не мое, хотя вся родня была «за», а меня тянуло к спорту, хотел поступить на спортфак. Я неплохо играл в футбол. У нас в селе была хорошая команда. Мы дважды выигрывали кубок края. Потом выигрывал чемпионат края в составе «Динамо» Грачевки, и до сих пор играю в ветеранской команде. Являюсь членом совета Союза ветеранов футбола Ставропольского края.

В срочную отслужил два года, сначала под Одессой в учебке, потом на Дальнем Востоке. Это была Служба специального контроля за ядерными испытаниями ГРУ Генштаба. Дослужился до начальника расчета. Был на хорошем счету. Мой расчет первым определил ядерные взрывы на полигонах в США и Китае. Служба была очень интересная, ума прибавилось.

В 1981 году вернулся домой в Красное. После армии работал в колхозе «Им. ХХП партсъезда» слесарем-мотористом. Женился. В 1982 году заочно восстановился в политехе. Поступил на факультет машин и аппаратов пищевых производств. Потом работал в колхозе, вступил в КПСС, и мне дали партийное поручение – возглавить комсомольскую организацию.

Секретарствовал около 3 лет. За это время число членов моей организации выросло вдвое. Мы проводили спартакиады, создали комсомольско-молодежные бригады на производстве, строилось жилье для молодых семей.

Из комсомола перешел на профсоюзную работу – председателем профкома колхоза, откуда был направлен на работу в Грачевский райком партии сначала инструктором, потом зав. социально-экономическим отделом. Получил там хороший опыт работы с людьми, который я считаю фундаментом для развития личности.

После кончины КПСС и СССР мы с товарищем решили стать фермерами и проложить, так сказать, дорогу частной собственности на селе, в противовес колхозам. Такую политику тогда власть в стране проводила. С дрожью вспоминаю то время! Взяли мы кредит на 4 млн рублей, купили пару тракторов, комбайн, машину, семена, взяли 70 га земли в аренду у администрации села. Думали, что рассчитаемся. Так и вышло. Деньги обесценились буквально на следующий год, а мы получили хороший урожай, пшеницу продали и полностью рассчитались с банком. Весной следующего года опять взяли кредит – аж под 363 %! Тем не менее мы расплатились, у нас еще и прибыль осталась.

В 1994 году мы с товарищем расстались, не сошлись во взглядах на развитие хозяйства. Я предлагал купить еще трактор, а он хотел исполнить свою мечту – купить «Волгу». Она тогда стоила как два трактора.

Многим фермерам в то время повезло в том, что в 1996 году Ельцин, идя на выборы, пролонгировал кредиты сельхозпроизводителей. Получилось, что я после всех деноминаций заплатил через 15 лет 8,5 тыс. рублей вместо 8,5 миллиардов.

Качество техники, на которой мы работали, было в разы хуже, чем нынешней. Но если относится к ней по-хозяйски, она могла долго прослужить. К примеру, трактор МТЗ проработал у меня 25 лет, и только в прошлом году я его продал. Заметьте, не на свалку выбросил, а продал. А в колхозе они держались по 4 – 6 лет.

Много было проблем с землей. Администрация оказалась ненадежным партнером. Договор был составлен на год, и каждый год его приходилось продлевать. Землю могли отдать другому. Я переговорил с людьми, и из коллективно-долевой собственности колхоза мы сумели выделить почти 300 га земли.

Не хлебом единым

– У нас семейное предприятие. Возглавляю его я, сын – заместитель, нанимаем работников. А в семье мы все вопросы обсуждаем. От одного фермерства денег не хватало, и мы стали искать другие источники дохода, занялись выращиванием цветов. Построили теплицу на 150 кв. м, потом расширили ее. Цветы продавали оптом и в розницу. Они нас здорово выручили в 1994 – 2000 годах, когда продать пшеницу по приемлемой цене было невозможно. Честно говоря, если бы не розы, мы бы загнулись.

Продавали кусты роз в Ставрополе, Грачевке, Светлограде. Открыли цветочный магазин в Грачевке. Это хорошее подспорье. Сейчас у нас около 10 000 кустов и более 100 сортов. Кроме бизнеса, это наше хобби.

– А кто у вас этим занимается? Ведь тут нужны специальные знания?

– Вся наша семья. Когда это еще и увлечение, всему можно научиться. А вообще цветочным направлением занимается жена, в том числе и искусственными цветами. У нас открыто индивидуальное предпринимательство на сына Романа. Цветочный магазин на него записан.

В 2006 году сын Роман окончил политехнический институт по специальности «экономист промышленных предприятий». Женился. Еще будучи студентом, занялся бизнесом, торговал в Ставрополе цветами. Не только нашими, и не только розами. У него три магазина было. Флористикой занимался. Но со временем в силу ряда причин этот бизнес перестал приносить стабильный доход, хотя себя Рома обеспечивал. Машину себе купил. Учился при этом хорошо, преподаватели о нем до сих пор хорошо отзываются. Приезжая сейчас в наше хозяйство, говорят: «Вот видишь, Рома, не прошли даром наши уроки».

Мы стали работать вместе, чему я был очень рад. Роману 37 лет, мы с ним большие друзья. У него двое детей. Жена Оксана тоже активно участвует в работе хозяйства. Она – менеджер. Живут в Ставрополе. Внучка – чемпионка края по дзюдо. Внук тоже дзюдо занимается. Семья очень много значит для человека, и мы это всячески пропагандируем.

– Но прославила вас все-таки бахча. Что подвигло на выращивание арбузов?

– Красное находится на песчаном плато и арбузы здесь имеют отличные вкусовые качества. Много денег зарабатывали люди от этого вида деятельности даже в советские времена. Очень славились спицевские арбузы. У нас ведь когда-то был Спицевский район.

В 2007 году мы тоже начали выращивать арбузы. Потихоньку набирались опыта. Как-то попалась на глаза научно-популярная книга «Умная бахча для всех» Николая Курдюмова. В ней в том числе описывался опыт краснодарского фермера Александра Ерохина. Мы с ним созвонились. Этот замечательный человек нас проконсультировал, поделился своим опытом. Огромная удача, что мы встретили этого мудрого человека. Мы увеличили урожайность, начали пользоваться пленкой, рассадой, поливом, и через три года стали лицом бахчевой отрасли на Ставрополье.

С 2010 года минсельхоз стал проводить у нас краевые семинары. Показывали на нашем опыте, как можно добиться успеха.

– На нитраты свои арбузы проверяете?

– Обязательно проверяем в лаборатории. Нам выдают протокол испытания. Сейчас многие ездят с нитратомерами, но эти «Соэксы» просто дрянь, хотя Жириновский их везде рекламирует. Опускаешь его в чистую воду, он показывает уже 70 единиц.

Знаете, как нитраты измеряют? Разрезают арбуз и в мякоть между семенами и коркой втыкают, а не через корку. Так требуют все инструкции. В коре нитраты концентрируются, но мы же не корку едим. Так что к нитратомерам мы относимся с большим предубеждением, по сути это солемер, поэтому реагирует на любые соли, не только на нитраты. Правильный результат можно получить только в лабораториях.

– Какой самый большой арбуз вам удалось вырастить?

– В прошлом году мы на конкурс вырастили арбуз весом 48 кг 150 г. Это специальный сорт «Каролина Кросс» или «Русский размер». На «Агро-баттле» лучших бахчеводов России, который ежегодно в начале сентябре проводится на нашей бахче Пономаревых, мы в 2019 году заняли 1 место, а в 2020 году – третье, но зато вырастили самую большую тыкву. «Каролину Кросс» больше используют на цукаты. Кстати, те цукаты которые на рынках продают, апельсины, мандарины, бананы – это все арбуз.

Продолжаем заниматься и пшеницей. В данный момент у нас 1200 га земли, из них более 800 га пашни и 300 с лишним – пастбища, из них до 7 % – бахча. Остальное пшеница, ячмень, рапс, немного подсолнечника – в зависимости от конъюнктуры. Урожаи у нас не очень большие, но достойные. При этом основной доход приносят бахчевые. Даже при небольшом их количестве мы тратим на их производство денег столько же, сколько на все остальное. Идем по пути механизации всех процессов.

Бахчевой отраслью полностью занимается сын Роман. Он много ездит, мы на это не жалеем денег. Был в Китае, Иордании, Италии, Турции, других странах, перенимает передовой опыт, новые методы работы.

Одни из немногих в стране мы занимаемся прививкой арбузов на дикорастущий подвой.

Добиваемся того, чтобы у нас был ассортимент, от малых порционных арбузов до различных желтых, оранжевых, желтых снаружи, желтых или красных внутри, бессемянных желтых или красных и т.д. Уходим от обычных полосатых арбузов, чтобы не было аналогий, а то конкуренты, продавая некачественные арбузы, говорят, что они с бахчи Пономаревых.

Сельский ТРК приглашает в гости

– Кому в голову пришла мысль использовать солому не по назначению?

– Мы увидели фотографию канадского фермера, который сделал из рулона соломы медведя. Роман сказал, что смог бы сделать лучше. И сделали мы медведя намного больше и красивее.

В 2014 году построили соломенный парк с соломенными фигурами, и арбузов стали продавать раза в два больше. Люди просто ехали посмотреть, а заодно покупали арбузы. К этому времени мы уже испытали около 300 сортов. В 2017 году мы построили соломенный стадион – аналог «Зенит Арены», который привлек внимание многих СМИ мира, придумали новый вид спорта – соломенный футбол.

В сельском хозяйстве сейчас, если не применять новое, останешься за бортом. Фермеру нужно быть и юристом, и экономистом, и менеджером, а кроме того механиком, агрономом и психологом. И все – в одном лице.

Словом, необходимо ловить тенденции, которые появляются в мире, много читать, сравнивать, выбирать то, что дает прибыль. Так у нас родилась отрасль агротуризма – Парк соломенных фигур. Получился своего рода сельский торгово-развлекательный комплекс.

Большое значение имеет анимация. Мы устраиваем традиционные праздники, пенные дискотеки, как на зарубежных курортах. Люди на них специально приезжают семьями. Благо это всего лишь в 40 км от Ставрополя.

В связи с пандемией ограничений у нас нет, парк в 30 тыс. кв. м находится на открытом воздухе. Есть кафе с фермерским меню, экскурсии мы устраиваем – босиком по бахче, по 20 – 30 человек на них собирается.

Планируем оборудовать места для ночевки туристов в виде хижин на деревьях, подземных домов троллей. Это будут места со всеми удобствами. Так что туристический вектор развития села очень перспективный.

У нас в прошлом году до 40 тысяч выросло количество подписчиков в инстаграмме, есть свой сайт, аккаунты в других соцсетях. Мы интересны людям. Много гостей из других регионов приезжает. Сейчас ведь расцвет событийного и гастрономического туризма.

Чтобы человек снова побывал у нас, нужно его чем-то удивить, что мы и стараемся сделать и в этом году. Наш коллектив – это команда. Все работают на то, чтобы что-то новое придумать.

Чужой успех спать не дает

– Вам дают спокойно работать?

– Об этом можно только мечтать. На нас в 2018 году был «наезд» по поводу противопожарной безопасности. Пожарные пришли и предъявили требования для закрытых помещений, суд ограничил вход людей в наш парк. Я считаю, это происки недоброжелателей. Не виню пожарных, им сказали так сделать. Мы наняли адвоката из Московской коллегии, изучили этот вопрос досконально, провели соответствующие экспертизы по поводу наших фигур. Их признали арт-объектами, а не сооружениями. Вмешался губернатор Владимир Владимиров, он побывал у нас, все осмотрел, сказал, что его ввели в заблуждение по поводу нарушений. А мы сделали вывод: если не научишься отбиваться от чиновников, тебя съедят.

– Вы губернатора сами пригласили?

– Нет, наши подписчики стали звонить ему на «горячую линию». Мы их попросили. Звонили со всех уголков страны. С помощью людей мы отбились, но не всем так везет. Мы даже вычислили персон, которым якобы помешали. А в чем мы провинились? Мы выращиваем продукцию, которая нужна людям, у нас абсолютно позитивная деятельность, мы работаем в рамках закона. Привлекаем внимание к краю.

И это не единственный «наезд», постоянно приходится отбиваться. На это уходит масса времени и денег. В прошлом году за несколько дней до открытия наш парк загорелся по странному стечению обстоятельств. Правда, мы быстро все восстановили.

Сейчас у нас суд по земельным отношениям, якобы мы землю незаконно захватили, хотя все необходимые документы у нас есть. Они оформлены через Регпалату. Кому-то понадобилась наша земля. Администрация Грачевского района с нами судится, хотя мы являемся официальным брендом района. Нонсенс!

Сложно в России бизнесом заниматься. Мы не жируем, больших доходов у нас нет. Сельский труд очень тяжелый, но мы привыкли к нему, он доставляет нам удовольствие. Я думаю, мы счастливые люди.   

 

Редакция газеты «МК-Кавказ» поздравляет Александра Николаевича Пономарева с юбилеем – 10 февраля ему исполнилось 60 лет. Здоровья ему и всей его команде, еще больше счастья и успехов в нелегком, но любимом деле!

Самые яркие новости «МК-Кавказ» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах