Уровень доверия высок
Край входит в число регионов повышенного внимания аферистов. Уровень доверия граждан к ним, увы, высок несмотря на проводимую работу по информированию населения о способах и формах мошенничества. Более 60% жителей края, ставшие жертвами мошенничества, были осведомлены о подобных фактах через СМИ, из предупреждающих информационных листовок, сотрудниками полиции и др.
За 2023 год на Ставрополье зарегистрированы 12602 преступления, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), что на 28,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (9785). Размер причиненного ущерба составил 1,91 млрд рублей (2022 год – 800 млн рублей).
Наибольшее количество уголовно наказуемых деяний с использованием ИТТ (3251) совершено путем размещения объявлений о продаже, приеме на работу, сдаче жилья в аренду на различных интернет-площадках. Также зарегистрированы 3774 случая телефонного мошенничества.
В целях информирования граждан о наиболее распространенных формах и способах хищения денежных средств с использованием
IT-технологий в рамках государственной программы Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» ежегодно начиная с 2019 года правительством региона организована подготовка видеороликов, направленных на противодействие телефонному и интернет-мошенничеству, обеспечена их трансляция на центральных и местных телеканалах, на официальных сайтах органов местного самоуправления, в социальных сетях, а также на экранах в местах массового пребывания граждан.
Включены в сетку вещания тематические телепередачи на телеканале «Россия-24» и радиопередачи на радиоканале «Радио Россия», направленные на профилактику правонарушений, в том числе на предупреждение совершения в отношении жителей Ставропольского края мошеннических действий.
Управлением по региональной безопасности обеспечен выпуск полиграфической продукции по профилактике мошенничеств (ежегодно свыше 15000 экземпляров, в 2024 году – 60000 экземпляров), которая распространяется в муниципальных и городских округах с привлечением общественных объединений правоохранительной направленности.
На территории муниципальных образований края народными дружинниками на системной основе осуществляются подворовые обходы, в ходе которых проводятся профилактические беседы с гражданами о наиболее распространенных формах и способах мошенничества. В 2023 году проведены более 1700 профилактических бесед о наиболее распространенных формах и способах мошенничества, проинформированы не менее 9000 человек, выданы 3600 листовок и памяток, на информационных стендах размещены свыше 700 плакатов.
Исполнительные органы и органы местного самоуправления на систематической основе размещают на официальных сайтах актуальную информацию, направленную на профилактику преступлений, совершенных с использованием ИТТ.
Так, на официальном сайте министерства экономического развития Ставропольского края (http://stavinvest.ru/) размещены информационные материалы, направленные на повышение уровня правовой грамотности населения, а также профилактики правонарушений. Создан подраздел «Профилактика мошенничества». Всего за 2023 год исполнительными органами Ставропольского края размещены на официальных сайтах 314 информационных материалов.
Кроме того, исполнительными органами и органами местного самоуправления организована работа по распространению информационных материалов о наиболее часто встречающихся способах и видах мошеннических действий, совершаемых в отношении граждан в Интернете, и возможных мерах по их предотвращению.
На информационных стендах, электронных табло в помещениях муниципальных учреждений, организаций и предприятий сферы обслуживания и торговли, на рынках, авто- и железнодорожных вокзалах, в салонах общественного транспорта, в отделениях АО «Почта России» органами местного самоуправления размещаются соответствующие плакаты и листовки.
В 2023 году правительством Ставропольского края совместно с ГУ МВД России по СК и прокуратурой СК реализовывался план совместных мероприятий, в рамках которого была организована деятельность правоохранительных и исполнительных органов, а также органов местного самоуправления по предупреждению преступлений, связанных с хищениями денежных средств граждан, совершаемых с использованием ИТТ (аналогичный план утвержден на 2024 год).
Вопросы предупреждения преступлений, связанных с хищениями денежных средств граждан, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, рассматриваются на заседаниях краевой межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и формированию системы профилактики правонарушений на территории Ставропольского края.
Основная цель аферистов – усыпить бдительность жертвы
Необходимо знать, что мошенник всегда воздействует на интеллектуально-волевую сферу человека и манипулирует им. Основная цель – усыпить бдительность жертвы. Мошенничество – игра в кошки-мышки, где обстоятельством, гарантирующим безопасность, является отказ от игры. Если вы чувствуете, что в каком-либо предложении существует возможность обмана, необходимо сразу отказываться от него.
Никогда не спешите расстаться со своей собственностью. Если сомневаетесь в правильности ваших действий, посоветуйтесь с близкими вам людьми!
С развитием прогресса виды мошенничества совершенствуются. Сегодня они направлены прежде всего на людей, которые с помощью Интернета делают покупки, приобретают билеты на железнодорожный и авиационный транспорт, находят работу, обмениваются через социальные сети номерами своих телефонов, адресами и т.д. Все это используют в целях наживы мошенники, создавая в интернет-пространстве поддельные сайты, торговые площадки и т.д.
По данным правоохранительных органов, в Ставропольском крае более 50% мошеннических действий в отношении граждан совершаются на интернет-сайтах. Более 35% мошеннических действий совершаются в социальных сетях.
Вот некоторые из примеров интернет-мошенничества:
Мошенничество с использованием сайтов-двойников
Мошенник, используя сайт, дублирующий реально существующий, размещает объявление о предоставлении услуг по продаже авиабилетов. Гражданин, увидевший данное объявление, желая осуществить покупку авиабилетов, вводит на указанном сайте реквизиты банковской карты и код подтверждения, после чего с его банковской карты списываются денежные средства.
Мошенник представляется другом или родственником гражданина
Получив обманным путем доступ к странице (аккаунту) гражданина в соцсети и представляясь его именем, аферист вступает в переписку с лицами, отмеченными на его странице в качестве друзей/родственников/коллег, убеждая их одолжить некоторую сумму путем перевода на банковскую карту. Лица, поддавшиеся обману, с помощью банкомата либо банковских онлайн-сервисов, переводят денежные средства мошеннику.
Мошенничество под видом продажи товара (услуги)
Мошенник, разместив объявление о реализации товара на интернет-сайте посредством электронной переписки, убеждает гражданина, заинтересованного в приобретении данного товара, перечислить на электронный счет мошенника определенную сумму денег в качестве задатка либо полную стоимость в качестве оплаты за товар. После получения денежных средств мошенник:
– не выполняет своих обязательств по поставке товара;
– отправляет гражданину посылкой товар, не соответствующий заявленным характеристикам и имеющий гораздо меньшую стоимость (например, дешевый телефон вместо оплаченного дорогого).
Мошенничество под видом покупки товара (услуги)
Мошенник звонит гражданину, разместившему на интернет-сайте объявление о продаже товара/услуги, под предлогом покупки которых и уплаты задатка убеждает пройти к банкомату и произвести по его инструкциям ряд операций, после чего с банковской карты гражданина списываются средства.
Мошенничество под видом предоставления кредита
Мошенник размещает на интернет-сайте кредитной направленности ложное объявление о возможности получения кредита, после чего звонит гражданину, оставившему заявку по данному объявлению, и сообщает заведомо ложные сведения о том, что ему одобрен кредит, для получения которого человек должен перечислить на электронный счет мошенника определенную сумму денежных средств. После их получения мошенник блокирует телефон и не выходит на связь.
Мошенничество под видом покупки товара (услуги)
Мошенник звонит гражданину, разместившему на интернет-сайте объявление о продаже товара, и под предлогом покупки убеждает жертву о необходимости встречи, в ходе которой предъявляет на своем телефоне чек о якобы переводе на электронный счет гражданина денежных средств в счет уплаты стоимости товара. Гражданин передает товар мошеннику, однако средства на его счет не поступают.
Мошенничество под видом дополнительного заработка
Мошенник в ходе телефонного разговора под предлогом дополнительного заработка (например, путем торгов на бирже) убеждает зайти на сайт (зачастую не установлен) и скачать приложение на телефон, после запуска которого с банковской карты гражданина, подключенной к мобильному банку, списываются денежные средства.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой интернет-мошенников?
· Защищайте свою личную информацию. Не распространяйте персональные данные (номер телефона, адрес, место работы, пароли от банковских карт и т.д.) ни в реальной жизни, ни в интернет-пространстве.
· – Создавая пароли, не используйте слишком простые комбинации, которые легко могут просчитать опытные злоумышленники.
Ваша карта уже не ваша
Другим распространенным видом является мошенничество с банковскими картами.
Алгоритм мошенничества зачастую очень прост. Злоумышленник начинает на терминале операцию, не вставляя карту, не завершает ее и отходит. Терминал дает на завершение операции 90 секунд, и если в этот период свою карту вставит следующий клиент, то с нее будут списаны средства по запросу предыдущего.
Есть и много других примеров, когда на удочку аферистов попадаются обладатели банковских карт. Мошенник, представляясь сотрудником банка, в ходе телефонного разговора сообщает ложную информацию о попытке взлома его банковской карты, в связи с чем карта якобы заблокирована, и под предлогом её разблокирования убеждает пройти к банкомату для совершения ряда действий, после которых с банковской карты гражданина списываются денежные средства.
Возможность вернуть свои деньги, снятые с банковской карты, зависит в значительной мере от конкретной ситуации, и главное – от правильности и оперативности ваших действий.
Если произошло снятие средств с вашей банковской карты, первое, что необходимо сделать безотлагательно, заблокировать её (карточный счет).
Как заблокировать банковскую карту
Надо дозвониться в ваш банк и как можно точнее объяснить ситуацию, в течение считанных секунд ваша банковская карта станет никому не нужным кусочком пластика. Если с телефоном проблема, следует быстро найти первое попавшееся банковское учреждение.
Если отделение банка, выдавшего вам банковскую карту, находится далеко, не стоит тратить время на его поиски. Сотрудники любого другого банка помогут вам.
Одновременно с обращением в банк с просьбой о блокировке вашей банковской карты необходимо официально обратиться в правоохранительные органы.
Кроме того, надо иметь в виду, что в объяснениях по поводу снятия денег с вашей банковской карты нельзя отходить от правдивой информации, чтобы к вам не было претензий по поводу фальсификации событий с целью мошенничества.
Пенсионеры – в зоне риска
Есть и еще один вид мошенничества – мошенничество под видом оказания социальных услуг, когда, например, мошенники (преимущественно женщины) посещают на дому граждан пожилого возраста, представляясь социальными работниками. Под предлогом обмена денежных купюр на новые убеждают граждан предоставить имеющиеся средства якобы для переписывания номеров в целях последующего обмена. После чего присваивают средства полностью или частично.
В категорию риска может попасть любой из нас, но в первую очередь необходимо быть особенно внимательными, конечно же, пенсионерам, а также социально не защищенным слоям населения. Мошенники для обмана своей жертвы могут использовать различные приемы. К примеру, позвонив по телефону, рассказать о несуществующей болезни у кого-либо из родственников, сообщить о якобы положенной социальной выплате или надбавке к пенсии.
В связи с этим необходимо проявить бдительность! Ни под каким предлогом не пускайте в квартиру посторонних.
Главное – внимательность
Ну и, конечно же, наиболее часто использующийся вид мошенничества – телефонный. Стать его жертвой может даже самый осторожный владелец мобильного телефона. Основное в предупреждении телефонного мошенничества –внимательность.
Практически ежедневно в правоохранительные органы Ставропольского края поступают сообщения жителей региона о том, что они стали жертвами телефонных мошенников. Причем зачастую мошенники находятся совсем в других регионах нашей страны, а иногда орудуют и из мест лишения свободы.
Вот некоторые примеры:
Мошенничество под видом защиты интересов гражданина
Мошенник в ходе телефонного разговора, представляясь юристом либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов потребителей, под предлогом компенсации за ранее приобретенное гражданином лекарственное средство убеждает последнего перечислить на электронный счет денежные средства в счет уплаты госпошлины.
В ходе телефонного разговора, представляясь юристом либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов граждан, сообщает, что за причиненный моральный ущерб, полученный в результате ранее совершенного в отношении гражданина мошенничества, ему якобы положена денежная компенсация, для получения которой необходимо заплатить налоговый вычет путем перевода денежных средств на электронный счет мошенника.
Мошенничество под видом розыгрыша призов/лотереи
Мошенник в ходе телефонного разговора сообщает ложную информацию о том, что гражданин является победителем розыгрыша престижной техники или автомобиля, и под предлогом вручения выигрыша убеждает осуществить денежные переводы на электронный счет мошенника якобы в счет оплаты доставки, гарантии, гос. пошлины и таможенных услуг.
Мошенничество под видом целительства
Мошенник в ходе телефонного разговора, представляясь экстрасенсом, целителем либо сотрудником крупной организации федерального масштаба, под предлогом снятия с гражданина или его родственников порчи, излечения от недугов, алкоголизма (дистанционно) убеждает перечислить на электронный счет денежные средства в счет оплаты услуг.
Мошенничество под видом избавления от уголовной ответственности близкого родственника
Мошенник, представляясь сотрудником полиции, сообщает, что близкий родственник гражданина совершил преступление (как правило, ДТП) и под предлогом непривлечения его к ответственности убеждает гражданина перечислить определенную сумму на электронный счет мошенника.
В ином варианте мошеннической схемы мошенник представляется близким родственником и сообщает, что якобы задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, а для непривлечения его к ответственности необходимо перечислить определенную сумму на определенный электронный счет.
ВНИМАНИЕ! ОТВЕЧАЯ НА ЗВОНОК С НЕЗНАКОМОГО НОМЕРА, ПОМНИТЕ: ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ МОШЕННИК!
Если вам поступил звонок на телефон или пришло СМС о том, что:
– вы выиграли крупный денежный или вещевой выигрыш или приз и для этого необходимо перечислить определенную сумму в качестве налога;
– ваш номер будет заблокирован, и, чтобы этого не произошло, необходимо набрать код;
– вам предлагается исцеление по телефону, и для этого необходимо перечислить деньги по указанному номеру или счету;
– в ваш тарифный план внесены изменения, и, чтобы узнать подробности, необходимо отправить СМС на указанный номер, не делайте этого, вас обманывают.
Личные данные в опасности!
Современные компьютерные технологии не только облегчают жизнь простым людям, но и таят в себе много опасностей. Кража личных данных человека зачастую позволяет злоумышленнику выступать от его имени в различных финансовых и имущественных правоотношениях.
На телефоны жителей края поступают звонки от якобы сотрудников «Госуслуг», банковских и социальных организаций, которые под различными предлогами просят сообщить код доступа к личному кабинету на сайте «Госуслуги».
Злоумышленник, который зачастую звонит через мессенджер с логотипом «Госуслуги», представившись сотрудником этой организации, под предлогом защиты данных убеждает гражданина продиктовать цифры, пришедшие ему в смс. Таким образом преступник получает доступ к личному кабинету на портале «Госуслуги» и с его помощью может удаленно изменить контактные данные человека, набрать запрос от его имени на получение кредита или микрозайма, который поступит на расчетный счет злоумышленника. А ничего не знающий об этом гражданин остается с долгами, которые он будет выплачивать по кредиту, оформленному на его имя.
Еще одним из способов получения доступа к персональным данным является взлом мессенджера. Мошенники осуществляют рассылку ссылок посредством мессенджеров с просьбой поучаствовать в голосовании или под каким-то другим предлогом.
После перехода граждан по ссылке и подтверждения действий в системе злоумышленники получают доступ к мессенджеру, далее от имени гражданина осуществляют рассылку смс-сообщений с просьбой занять денежные средства по всем контактам его записной книжки в надежде, что кто-то по невнимательности или из-за сочувствия переведет даже небольшую сумму. Но поступления от двух, трех, пяти человек уже могут значительно обогатить вора.
Как предотвратить случаи неправомерного доступа к компьютерной информации и не попасться на разводку мошенников
Первое и самое главное – никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать код, поступивший в смс-сообщении.
Второе – не сообщать неизвестному лицу по телефону свои персональные данные. Если неизвестный, представившись сотрудником государственного учреждения, кредитно-финансовой организации или правоохранительных органов, сообщает, что ваш личный кабинет в данный момент кто-то взламывает или на вас в настоящий момент пытаются оформить кредит и, для того чтобы обезопасить ваши персональные данные или же заблокировать операцию, просит совершить какие-нибудь операции – делать этого не стоит.
При наличии у организации достаточных данных, которые указывали бы на подозрительные действия или же попытку оформить на ваше имя кредит без вашего ведома, данные операции – так же, как и личный кабинет - будут заблокированы непосредственно организацией.
Третье – необходимо установить двухфакторную аутентификацию входа в личный кабинет портала «Госуслуги», приложений банков, которыми вы пользуетесь.
Четвертое – стоит использовать сложные пароли для входа в личный кабинет (заглавные буквы, цифры и знаки препинания) и не использовать один и тот же пароль в нескольких мессенджерах или личных кабинетах.
Пятое – если вам в каком-либо мессенджере поступило сообщение от вашего знакомого с просьбой занять денежные средства и в сообщении указывается номер банковской карты, по которому необходимо осуществить перевод, не нужно сразу же переводить деньги. Позвоните своему знакомому и спросите, действительно ли он отправил данное сообщение.
Что делать, если всё-таки мошенникам удалось неправомерно получить доступ к охраняемой законом компьютерной информации?
Нужно немедленно обратиться в МФЦ с целью восстановления доступа к личному кабинету, сменить пароль и обратиться в полицию с заявлением.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке
В конечном счете мошеннику необходимо одно – деньги. Поэтому, для того чтобы уберечься, необходимо соблюдать ряд основных правил:
· Никогда не соглашайтесь на спонтанные предложения. Предлагая выгодную сделку, какие-то услуги или товар, мошенник в первую очередь рассчитывает на эффект неожиданности, выгодность предложения и необдуманность вашего поступка.
· Совершайте лишь запланированные по времени покупки. Если вас торопят под каким-либо предлогом, то, возможно, вас ловят на удочку срочности.
· Доверяйте интуиции. Ваше восприятие в большинстве случаев безошибочно определяет человека по лицу и первичным повадкам.
Соблюдая эти простые правила, можно обезопасить себя от мошенничества.
Будьте бдительны!
Справка «МК»
Для получения разъяснений дальнейших действий при подозрении в совершении в отношении вас мошенничества можно обратиться в Главное управление МВД России по Ставропольскому краю по телефону: (8652) 55-08-33 (с 09.00 до 18.00 в рабочие дни).