Ещё во времена царствования Петра I в России начали создаваться укреплённые линии, представлявшие собой протяженные цепи казачьих станиц. Эти «линии» растянулись на тысячи километров, пресекая безбрежные степи и высокие горы. Служба на этих территориях была невероятно трудной, и первые казаки-линейцы, рискуя своими жизнями, прокладывали пути для будущих станиц. Их геройство проявлялось не только в боях, но нередко и в борьбе с жестокими природными условиями, холодом, голодом и болезнями.
В 1825 году по указанию генерала Алексея Петровича Ермолова, известного как «великий преобразователь дикого Кавказа», сотня казачьих семей была переселена из станицы Александровской на новые просторы близ колодца Кислой воды. Именно тогда и появилась станица Кисловодская.
Один из её постов располагался на возвышенности над источником минеральной воды, которую называли богатырской. Дозорная вышка — бекет, сплетённая из ивняка и крытая камышом, возвышалась высоко на жердях. С рассвета и до заката, а затем снова в ночную пору, зоркий казак на страже всматривался вдаль, оберегая свои земли.
Кто же они, казаки? Само слово «казак» имеет тюркские корни и переводится как «сторожевой воин» или «свободный человек». По меткому выражению Александра Суворова, казак - это «глаза и уши армии», способные чувствовать опасность за многие километры.
О первых поселенцах в Кисловодске и укладе их жизни рассказывает директор городского историко-краеведческого музея «Крепость» Сергей Лузин:
- Среди казаков царило полное равноправие. Созывали казачий круг, решали всем миром, как жить. Выбирали атамана. «Любо!» ‒ кричали они, голосуя за самого смелого, бесстрашного и уважаемого казака. На казачьей сходке чествовали особо отличившихся казаков, умелых воинов, жаловали им грамоты «За честную царскую службу». А помощник атамана, кошевой, перед строем подносил герою серебряную чарку с вином.
Здесь же на казачьей сходке учили провинившихся, нарушивших славный обычай глубокого почитания старших. Если сын смел возвысить голос на отца, мать, тут же следовало наказание – били плетьми по числу прожитых годов. Слово старшего в семье – закон для молодых казаков и казачек. Даже при выборе суженого или возлюбленной молодые не могли ослушаться совета старших.Казачьи семьи многочисленны.
Свадьбы игрались пышные, торжественные. Казачки были верными жёнами. Работящие, крепкие да выносливые. А на любовь жадные, пылкие да горячие. Отличаясь зачастую крутым нравом, они верховодили в семье. Потому и звалась она гордой казачкой, велик был груз ответственности за всё казачество, лежавший на её плечах. И носила она его с достоинством.
От всех прочих казак отличался не только военно-трудовым укладом жизни, но и одеждой. Долго думать над цветами и покроем формы терцев не пришлось. Покрой одежды заимствовали у горцев, а цвета рядом – синие да белые горы, серые скалы, тёмные дубравы, серебро рек. Потом форма терских казаков была такова: серого каракуля шапка с синим верхом и белым галуном, чёрная, как ночь, бурка, серая черкеска, синий бешмет и синий башлык. Шапка – папаха у казака имела особый смысл. Казак в шапке – полноправный казак.
При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. За отворот папахи они клади особо ценные бумаги и приказы. Надёжнее места не было, ведь потерять папаху казак мог только с головой.
Неотъемлемой частью жизни казака был, конечно же, конь. Молодому казачку дарили резвого жеребёнка, который теперь по праву являлся незаменимым членом семьи. И с этой минуты их жизни были неразделимы. Казаки горных войск – кубанцы и терцы – ездили на конях горских пород, среди которых особенно ценились лошади кабардинской породы. Кони делили судьбу казаков: последние при параде и награде и первые в бою! Конь казаку – отец родной; да и то, отец даёт жизнь один раз, а конь сто раз жизнь спасает!
Казаки – люди бывалые и остроумные, они разговорчивы и добродушны. Казак мог пить сколько угодно, но не имел права напиваться допьяна. Любили казаки поплясать да повеселиться, а пели так, что деревья роняли листья, воины опускали оружие.Да и до работы казаки были дюже охочи. Занимались скотоводством, хлебопашеством. Местные казаки снабжали курорт продуктами, свежими овощами, сочными фруктами, шерстью. Прямо на дому, в казачьих хатах, взбивалось пахучее масло в деревянных маслобойках; на ручных каменных мельницах-жерновах мололи зерно на муку, выпекали пышные, румяные хлеба. Долгими зимними вечерами на посиделках чесали шерсть с помощью больших деревянных гребней-чесалок, потом пряли её, быстро и умело вращая колесо прялки-самопряхи.
В истории казачества, увы, немало горьких, трагических страниц. Пламя великих революционных преобразований 1917 года прокатилось и по казачьим станицам, разделило их на «белых» и «красных». Разразившаяся братоубийственная Гражданская война унесла миллионы жизней лучших сынов и дочерей казачьего племени.
В 20-е годы прошлого века в станицах почти не осталось стариков. От прежнего мужественного, стойкого народа сохранилось не более десятой части. В 30-е годы прокатилась новая волна расказачивания, жестоких репрессивных мер против ни в чём не повинных казачьих семей.
В глухом заброшенном погосте, В далёких и чужих краях Белеют человеческие кости, Да свищет ветер в ковылях. Сюда от Дона и Кубани В теплушках мёрзлых, словно скот, Людей загнали в глухомани В тот 33-й страшный год.
В суровые годы Великой Отечественной войны мужское население казачьей станицы в первых рядах отправилось на защиту Отечества.
11 апреля 1942 года после долгих и настойчивых просьб на фронт отправилось сразу 70 девушек, недавних выпускниц станичной школы № 7. Им было всего 18 ‒ 19 лет. Все они храбро и честно служили в 485-м зенитно-артиллерийском полку ПВО.
Не остались в стороне от патриотических акций юные жители станицы Кисловодской. В 1944 году на имя директора школы № 7 станицы Кисловодской Михаила Степановича Дрынкина поступила правительственная телеграмма: «Прошу передать учащимся и учителям средней школы № 7 станицы Кисловодской, собравшим 10 тысяч рублей на строительство танковой колонны, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин».
Станичный совет и исполнительный комитет продолжали действовать до 29 мая 1958 года, когда по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР станица Кисловодская была включена в черту города.
В лихие 90-е вдруг повеял ветер перемен. Казачьи племена стали возрождаться на Дону, Кубани, Урале, Тереке, Подкумке. 8 ноября 1990 года состоялся сход казаков Кисловодска и принято решение о воссоздании казачьего общественного управления.
Сегодня в Кисловодске проживает в общей сложности около трёх тысяч потомственных казаков.