– Антон, как начался твой спортивный путь?
– В самом начале был не спорт, а танцы – в детстве я окончил Ставропольскую хореографическую школу. Это мне здорово помогло в дальнейшем – растяжка и другие элементы из хореографии очень пригодились в освоении вратарского ремесла. Что касается спорта, то на школьном уровне занимался футболом, баскетболом, но не более того. А к 14 годам возникли проблемы с дисциплиной. Я не был заядлым хулиганом, не состоял на учете в комнате милиции, не имел проблем с законом, но школьный дневник был красным от замечаний по поведению. У меня тогда было очень много энергии, которую необходимо было куда-то девать. И на семейном совете моя старшая сестра предложила вариант с гандболом.
– Сразу встал «в рамку»?
– Нет, сначала меня пробовали на позиции полусреднего. Но все это продлилось очень недолго. Если кому-то хочется постоянно нападать и забивать, то мне нравится защищать и отбивать. Вскоре я сам подошел к тренеру – Валерию Петровичу Отрезову, и попросил определить меня в ворота.
– Помнишь свой первый матч за родной клуб?
– А как же! В 17 лет меня выпустили со скамейки запасных в Астрахани против непобедимой тогда команды «Динамо-Лукойл». На площадку я вышел как в тумане – очень сильно переживал. Много мячей отбить тогда не получилось, но вроде сыграл неплохо, хотя, конечно, и пропустил немало. Так начался мой долгий путь в основной состав – значительный период времени я провел за спиной очень сильного голкипера Юрия Лебедева. А основным вратарем команды стал уже в 2008 году.
– Когда ты начинал свою профессиональную карьеру, ставропольская дружина в основном билась за выживание в классе сильнейших, испытывала глобальные финансовые проблемы, из-за чего каждый год состав обновлялся чуть ли не наполовину. Сейчас ситуация изменилась. «Виктор» входит в число претендентов на медали, закрепился на международной арене, состав от сезона к сезону становится лишь сильнее. А насколько изменились вы – игроки, которые очень хорошо помнят тот период безденежья и неопределенности?
– Конечно, то время и сейчас – небо и земля. Теперь все гораздо профессиональнее, финансовое положение клуба несравнимо лучше. А вот мы не особо изменились. Я считаю, что игроки «Виктора» не входят в число тех людей, которых деньги испортили. За эти годы мы прошли огонь, воду и медные трубы, это нас закалило. Мы понимаем, чего все это стоило, как тяжело было этого добиться.
– В чем сила «Виктора»?
– В командном духе. Нельзя сказать, что у нас играют непревзойденные мастера дриблинга или звезды, которые могут в одиночку «вытащить» сложный матч. Мы делаем это все вместе, командный дух помогает одолеть любого соперника.
– С нынешнего сезона ты – капитан «Виктора». Насколько изменилась твоя роль в команде?
– Не скрою, доверие, которое мне оказали руководители клуба и товарищи по команде, очень приятно. Но я остался таким же, как прежде. Правда, ответственности как на площадке, так и за ее пределами, прибавилось. Капитан – это, прежде всего, проводник идей тренерского штаба для команды – и наоборот. Некоторые моменты, которые происходят внутри коллектива, по объективным причинам остаются вне взора руководства, с этими нюансами мы можем разобраться сами. И моя задача – сделать так, чтобы эти мелочи не испортили «Виктору» победного вектора.
– Бытует мнение, что вратари – это особая каста. Люди, не похожие на всех остальных, живущие и играющие на своей волне. Ты согласен с этим мнением?
– Так и есть. Ну вот представь, как это выглядит со стороны. По площадке бегают 12 мужиков, толкаются, борются, отбирают друг у друга мяч, чтобы бросить по воротам. И два человека на противоположных концах площадки со стороны за этим наблюдают. Иногда до них долетает мяч, они стараются его отбить, а потом опять стоят и смотрят, как другие бегают. Конечно, мы сильно отличаемся.
– Что главное для вратаря?
– Не бояться мяча. Остальное приходит с опытом. Если ты не дурачок, тебе помогут научиться ловить мяч, занимать правильно место на линии, играть на выходах. Но если ты боишься мяча – это все бесполезная трата времени, надо завязывать. Это примерно как боксеру выходить на ринг – и бояться, что во время боя сломают нос.
– В этом сезоне у тебя появился новый напарник – белорусский вратарь Игорь Черников. Многие специалисты и болельщики считают, что ваш тандем прямо сейчас является лучшим в российской суперлиге. Вы больше конкуренты или товарищи, взаимодополняющие друг друга?
– С Игорем мне очень нравится играть, мы отлично делим игровое время. Мне приятно, что рядом есть товарищ, который может в любой момент подстраховать меня, а я, в свою очередь, – его. У нас, конечно, разная школа вратарского искусства, разная манера, даже разные темпераменты, но мы дополняем друг друга. Не конкурируем, а работаем вместе на выполнение общей задачи. Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, но по моим ощущениям, у нас получается отличный результат.
– Нынешний сезон складывается для «Виктора» очень успешно. Команда переписала практически все клубные рекорды, завершила регулярный этап национального первенства в группе лидеров – на втором месте. К тому же «Виктор» – единственный из мужских коллективов страны, продолжающий выступления на международной арене. С чем связан такой прогресс?
– Это не случайность, а результат планомерной работы всего нашего сплоченного коллектива. У нас всегда был клуб максималистов, мы стабильно ставим самые высокие цели, но не всегда они совпадали с нашими возможностями. В этом году наконец-то все сошлось: к поддержке руководства города и края, губернатора Ставрополья Владимира Владимирова добавилась помощь серьезных спонсоров, была проведена точечная селекция, команда прекрасно поработала на предсезонных сборах и с первых же туров взяла хороший темп. В то же время мы прекрасно понимаем, что еще не добрались до вершины и находимся только на пути к цели.
– Наступившая вынужденная пауза на пользу команде?
– Считаю, что мы бы подошли в хорошей форме к решающим четвертьфинальным битвам как в чемпионате страны, так и в «Кубке вызова». Хотя в последнее время нас преследовали травмы и болезни. Будем надеяться, что этот перерыв позволит ребятам залечить болячки и во всеоружии встретить плэй-офф.
– В заключительном матче предварительного этапа Суперлиги Париматч «Виктор» на выезде достаточно неожиданно проиграл аутсайдеру – челябинскому «Динамо». После чего посыпались упреки в том, что команда вместо того, чтобы играть в гандбол, начала заниматься «турнирной бухгалтерией» и выбирать себе соперника по четвертьфиналу. Насколько эти претензии обоснованы?
– Хороший вопрос, на который у меня есть отличный ответ. Прежде всего, от имени всей команды хочу передать привет тем экспертам, которые во всеуслышание обвиняли нас во всех смертных грехах. Но мы не собирались сдаваться без боя в матче с «Динамо». Так же, как ранее не планировали играть «в поддавки» в другом матче – с «Чеховскими медведями». Мы не из того теста сделаны, чтобы заниматься такими вещами. Если у кого-то другое мнение по данному поводу – что ж, это их личное дело. Но от имени команды могу твердо сказать – это не так. На игру с «Динамо» не полетела большая часть основного состава. Ребята остались дома не потому, что решили посидеть в тепле и в тишине и посчитать чужие очки, а по объективным причинам. У меня лично был жуткий гайморит, с которым я боролся более двух недель. Также на тот момент выбыли из строя Вячеслав Касаткин, Иван Пасенов, Максим Куретков, Антон Отрезов, Виталий Мазуров, Иван Харитонов, Антон Волков... Упомяну также о тяжелом перелете, смене часовых поясов, начале матча в десять утра... С «Динамо» вынужденно играли ребята, которые получали не так много времени на протяжении сезона. Победить не получилось, но пацаны сражались до последнего, за что им большое спасибо.
– Сейчас много споров по поводу того, в каком виде завершать сезон. Кто-то предлагает перенести матчи плэй-офф на более поздний срок, кто-то ратует за то, чтобы раздать медали по итогам «регулярки». В нынешней ситуации какой оптимальный вариант для тебя?
– Конечно, хочется, чтобы вся эта история закончилась как можно быстрее, и можно было провести полноценный плэй-офф. В то же время, если официально будут утверждены итоги регулярного этапа, мы наконец-то завоюем медали – серебряного достоинства. Значит, мы не зря старались и рвали жилы в предварительном раунде. Конечно, для тех, кто рассчитывал «выстрелить» именно в плэй-офф, такое решение будет сильным ударом. Но меня лично устроит любой вариант. Я готов хоть сейчас выйти на площадку. Как решат – так решат.
– Не так давно в торжественной обстановке состоялись проводы из большого спорта твоего предшественника на ответственном капитанском посту Алексея Пшеничного. Рассчитываешь когда-нибудь удостоиться такой же чести?
– 32 года для вратаря – детский возраст, и в ближайшее время я вешать кроссовки на гвоздь не собираюсь. Так что думать о проводах мне рано. Что касается прощального матча Пшеничного, то я очень рад за него, все прошло очень достойно. Он внес большой вклад в развитие нашей команды, это глыба, у которой можно и нужно учиться молодому поколению. Церемония (кстати, уникальная для России, нигде о таком шоу я больше не слышал) была очень крутой. Правда, из-за болезни я не смог приехать. Очень обидно было.
– Во время домашних матчей в Буденновске, когда ты совершаешь очередное спасение своих ворот, ведущий Максим Захаров спрашивает трибуны: «Скажите, как его зовут?!». И болельщики дружно скандируют твое имя. Что испытываешь в этот момент?
– Не скрою, мне очень приятно, что люди так тепло относятся к моему скромному вкладу в командный успех. Это скандирование заставляет огонь игры в моей груди пылать еще сильнее.
– После провального чемпионата Европы сборную России принял иностранный специалист Велимир Петкович, который уже заявил, что национальную дружину ждут серьезные перемены. Рассчитываешь на вызов в главную команду страны?
– Я к этому всегда готов. Никогда не скрывал, что мечтаю попасть в сборную. Тем более, что в свое время прошел все этапы до взрослой команды, являюсь основным голкипером сборной России по пляжному гандболу. Но прежде всего мне хочется, чтобы новый наставник дал нашей дружине новую жизнь. В последние годы в сборную почему-то не вызывались многие игроки, достойные этого. Я сейчас говорю не о себе, а о многих других парнях, в том числе из «Виктора», которые вынуждены были наблюдать за игрой главной команды страны лишь у экранов телевизоров. Думаю, у многих достойных игроков теперь появится шанс проявить себя в сборной, где нет родственных связей, братских уз и так далее. Хочу, чтобы цвета национального флага защищали самые достойные.
– Кто из «Виктора», на твой взгляд, готов сыграть за сборную?
– Любой. Каждый «викторианец» готов поехать в сборную и сделать свою работу честно. Выложиться на сто процентов. Отдать на площадке все, что у него есть. Как мы это делаем в клубе.