Пенсионер взял в заложники жителей Пятигорска

А с ними – строителей, городскую администрацию и… родных судей

Под построенный в курортном городе на пересечении проспекта Калинина и улицы Первомайской жилой комплекс «Серебряная панорама» подложили мину замедленного действия. Оформленный в 2005 году на жителя Пятигорска земельный участок на пять метров «залез» на стройплощадку. Несколько лет застройщик, получивший от администрации землю в законном порядке, об этом даже не подозревал. До поры до времени помалкивал и пенсионер Игорь Изотенок, добровольно заключивший со строительной компанией договор о сносе его ветхой конторы и склада. Пока не заявил о своих «убытках», оценив их, не поверите – в 771,3 миллиона рублей. 

А с ними – строителей, городскую администрацию и… родных судей
Этот «барак», по оценке ее владельца, стоит три четверти миллиарда рублей.

За якобы понесенные им «морально-нравственные страдания» пенсионер потребовал компенсацию в три миллиона. Хотя, если разобраться в поступках этого человека со стороны, ни о морали, ни о нравственности здесь говорить не приходится. «МК-Кавказ» не раз защищал от произвола бизнесменов и властей простых людей, чьи права и законные интересы были нарушены. Но тут – обратный случай, обстоятельства которого говорят о циничном расчете, безнаказанности и, судя по всему, самодовольстве тех, кто решил: закон у нас что дышло, куда повернешь, туда и вышло. И что самое удручающее, этому способствуют некоторые служители Фемиды.

Специально для любителей подавать многомиллионные иски оговорюсь: выражения «взять в заложники» и «мина замедленного действия» – конечно же, метафоры. Пожилой пятигорчанин Игорь Изотенок не угрожает людям лишением жизни в прямом смысле слова. А вот лишить как минимум двухсот горожан спокойствия, не дав вступить в права на законно приобретенное жилье в центре города, ему пока удается.

Акцентирую внимание на словах «пенсионер» и «пожилой», чтобы отличать главного «героя» от другого персонажа – Игоря Изотенка-младшего, мирового судьи судебного участка № 1 города Лермонтова. Вряд ли можно усомниться в том, что именно сын стоит за многолетними и многочисленными судебными тяжбами отца. По словам представителей застройщика, Изотенок-младший представляет его интересы в коммерческих переговорах, торгуется о цене «выкупа», то соглашаясь с предложенными вариантами, то капризничая и снова завышая сумму. Поэтому, говоря о родных судьях, я не использую кавычки.

Немаловажно и то, что Изотенок-судья прежде работал помощником председателя Пятигорского суда Владимира Федотова, где и состоялись более десятка «положительных» решений в пользу владельца халупы, которые не только парализовали развитие центра города-курорта, но и поставили под удар законные интересы сотен горожан.

Уж насколько деятельность Изотенка-младшего согласуется с Кодексом судейской этики, решать не мне. Хотя он предписывает судье избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность, а также не заниматься предпринимательской деятельностью.

Изотенки же благодаря принадлежности крохотного участка с обветшалым сараем старшему и искушенности в правовых вопросах, а также, вероятно, опыту и личным связям младшего последовательно и изощренно кошмарят строительную компанию «Аксон-Н» и городскую администрацию через суды и всевозможные контролирующие инстанции. Но самое главное – из-за их стремления выловить в мутной воде рыбку пожирнее страдают ни в чем не повинные жители города, которые могут пополнить список обманутых дольщиков только из-за того, что кто-то успел исподтишка изменить границы участка в свою пользу. А потом выжидал, пока на этом месте вырастут стены жилого здания, и предмет торга будет уже подороже.

Видимо, таков иезуитский расчет: тема обманутых дольщиков сегодня на особом контроле властей, в том числе полпреда  главы государства в СКФО Александра Хлопонина, не говоря уже о главе государства. А значит, отвечать за то, что двести добросовестных приобретателей жилья не могут законно оформить квартиры в собственность, придется строителям и, как ни крути, городским властям. Кто же будет, углубляясь в тонкости давней истории, трогать «бедного» пенсионера?

Между тем эта авантюрная история, безусловно, заслуживает внимания. Прежде всего Изотенок-старший – человек с криминальным прошлым. Вместе с «лихими» восьмидесятыми-девяностыми ушло и время катал и цеховиков. После того как Изотенок бросил свой уже легальный, но скромный бизнес – шитье тапочек – они вместе с сыном стали подыскивать что-нибудь покрупнее. И такой вариант подвернулся.

Уже после того, как соседний участок был выделен застройщику под комплекс жилых домов, Изотенок-пенсионер оформил в собственность землю, на которой располагались ветхие строения конторы и склада. Причем сам он стал их владельцем только в августе 2002 года, когда уже стало известно: скоро здесь начнут строить пять многоэтажек.

В 2003 году Игорь Васильевич Изотенок заключил с компанией «Аксон-Н» договор о долевом участии в строительстве «Серебряной панорамы». Причем добровольно отдавал под снос все принадлежащие ему строения. Спрашивается, зачем покупал? Затем, что взамен идущих под снос ветхих «бараков» получал равнозначное по площади помещение в новом доме. А это целых 352 квадратных метра.

Казалось бы, выгодное дело. Состоялась бы тогда сделка – и нет проблем. Видимо, обуяла жадность. Сначала требования возросли до 476 квадратных метров. А затем, когда застройщик пошел и на это, владелец сарая, видимо, решил «присосаться» к стройке навечно.

Читатель спросит: как же так? Могут ли вообще существовать разные участки в одном месте на карте города? Это что, частная лавочка, что ли? Только в реальности все еще хуже, чем можно себе представить. Межевое дело «Аксону» на земельный участок площадью в один гектар оформило в марте 2004 года ООО «Кавминводское земельно-кадастровое бюро». Обозначение и границы участка, выделенного под строительство, были согласованы с Изотенком.

Но уже в августе 2005 года по инициативе И.В. Изотенка (так записано в решении Арбитражного суда Ставропольского края) то же самое бюро оформило ему технический паспорт межевания земельного участка, а затем и землеустроительное дело. В 2006 году участок под зданием конторы и склада был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера. И вскоре Изотенок получил его в собственность.

Интересно, что договор купли-продажи участка от имени мэрии подписал в то время и.о. заместителя главы администрации Пятигорска Юрий Корнет, ныне министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ставропольского края. Причем сначала появился договор, и только потом постановление, разрешающее продажу. То есть сначала продали, потом разрешили.

При этом никого из ответственных лиц не смутила и цена сделки: всего 150 тысяч рублей. Получив за бесценок участок в 1330 квадратных метров в центре курорта, Изотенок вскоре потребовал за кусок этой земли сначала десятки, а потом и сотни миллионов. Потребовал для себя, не для жителей города – за городскую землю, взятую за копейки. Да еще и сделал законопослушных горожан заложниками ситуации.

Более того, этот участок вообще нельзя было продавать, так как он является частью особо охраняемой природной территории. Как заключил заместитель прокурора Пятигорска Антон Говоров, незаконная сделка повлекла за собой нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Но все усилия прокуратуры признать сделку ничтожной свелись на нет по формальным признакам: истек срок давности.

Дело давнее, но конца истории не видно. А бьет она по интересам людей уже сегодня. Изотенок насчитал сотни миллионов рублей «убытков» за дармовой участок. Но кто посчитает реальный ущерб, нанесенный дольщикам, застройщику, городу и его казне?

«Один человек заблокировал целый объект, – комментирует ситуацию начальник правового управления городской администрации Дмитрий Маркарян. – Арбитражный суд РФ установил, что вины строительной компании в сложившейся ситуации нет. Но по-прежнему страдают интересы людей, которые должны не только въехать в дом, сданный по всем правилам в эксплуатацию, но и получить в собственность квартиры, а также землю под зданием».

Мой упрек в том, что администрация города сама виновна в том, что предоставила участок Изотенку в собственность, представитель администрации не принял и рассказал, что в 2006 году выделялось все по закону. А вот почему уже потом изменились его границы – это уже вопрос не к мэрии.

Впрочем, как рассказывает Дмитрий Маркарян, похожих случаев немало, и не только в Пятигорске, – это бич любого российского города. Правовой нигилизм, к сожалению, стал нормой. Например, на улице Февральской под видом жилого дома один предприимчивый пятигорчанин построил меховую фабрику. В переулке Надречном другой житель города начал строить многоквартирный дом. Администрация потребовала снести самовольное строение. И суд сначала принял решение о сносе, но во второй инстанции судебное решение отменили и признали право собственности на этот незаконный объект.

Примеров, когда незаконно начатые стройки или выделенные участки легализуют в судах, к сожалению, немало. В результате кодексы и законы прямого действия фактически подменяются судебными актами.

В материалах одного из судебных дел, связанных с нашей историей, есть составленный территориальным отделом № 20 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю протокол выявления ошибки в кадастровых сведениях. Об обстоятельствах ее возникновения умалчивается. Но в итоге 334 квадратных метра у двух участков оказались общими. В 2008 году судебный эксперт дал заключение: имеет место наложение границ проверяемого земельного участка, используемого компанией «Аксон-Н» и земельного участка Изотенка. Но «определить, как должна проходить общая межевая граница между данными участками, не представляется возможным из-за противоречивости геодезических параметров исследуемых границ».

Любое недоразумение, узаконенное судом, исправить гораздо сложнее. Изотенок прошел все инстанции суда общей юрисдикции в стремлении «зацементировать» подправленные границы своего участка. Не сам, конечно, вместо него ходили его официальные представители. И неофициальные, наверное, тоже…

А потом посыпался град претензий, о которых мы говорили выше. Например, дело по иску Изотенка к «Аксону» о признании недействительным договора, взыскании неустойки и компенсации морального вреда вел пятигорский судья Николай Паков. Он рассудил так: сам договор по передаче помещений тянет на 24,5 миллиона рублей (за барак). Неустойка за то, что он не выполнен, составляет 771,3 миллиона рублей (это уже «мегабарак»). Правда, сумма пени по закону не может превышать сумму всего договора. Поэтому постановил судья взыскать со строительной компании без малого 37 миллионов рублей. Включая штраф за невыполненный договор. Миллион долларов – стоимость роскошной виллы у моря. Кому и, главное, за что?

И только в Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда Пакова поправили, отменив его решение. Ведь пятигорский судья не понял или не захотел понять очевидное: Изотенок сам отказался от предложенных помещений и как только мог мешал строительству, а значит, и выполнению подписанного им же договора. Да и сумма заоблачная.

Сейчас «Аксон-Н», ссылаясь на решение арбитражного суда, которое также подтверждено во всех инстанциях, намерен добиваться пересмотра предыдущих дел, решенных в пользу Изотенка в Пятигорском городском суде. И это возможно, учитывая вновь открывшиеся обстоятельства, подтверждающие надлежащее оформление «Аксоном» своих прав на отданный ему в аренду земельный участок именно в той конфигурации, в которой он был предоставлен.

Продолжится ли практика узаконивания ошибок или взятых в заложники горожан освободят – не штурмом, так хотя бы длительной осадой? Поймет ли судья Изотенок, что сам оказался в заложниках ситуации, которая бросает тень на все судейское сообщество? И как оценят его действия вышестоящие коллеги? Вопросы пока открытые, но отнюдь не риторические. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру