В конференции принимали участие помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко, супруга арестованного сити-менеджера Ставрополя Игоря Бестужего Татьяна Бестужая и его сестра Ирина Хачко. Зал для прессы был заполнен представителями ведущих российских и зарубежных средств массовой информации.
В течение двух часов журналисты задавали вопросы присутствующим, интересовались происходящими событиями.
Стало известно, например, что допрос арестованного почему-то вел следователь, специально приглашенный из Казани. Из Бестужего выбивали не только признание собственной вины, но и компромат на губернатора Ставрополья Валерия Гаевского. Последнее обстоятельство подтверждает недавнее заявление Президента Медведева, который сообщил, что нередко на местах федеральная программа по борьбе с коррупцией трансформируется в местечковую борьбу кланов.
Всем журналистам были вручены флэш-карты с полной версией записи заседаний судов с его детальным рассказом о применяемых к нему пытках. В частности, о том, что 3 или 4 февраля после 23 часов он был выведен в коридор в наручниках, руки за спиной. Ему был надет целлофановый пакет на голову, на уровне глаз вокруг головы намотан скотч, и затем брошен на пол автомобиля. Куда-то вывезли за пределы ИВС, привезли и подняли на этаж, где почти три часа трое мужчин под пытками выбивали показания, били кулаком по голове, шее, завернули в целлофан, прикрепили скотчем, а затем угрожали электрическим током и изнасилованием. После пыток у Бестужего испортилось зрение и резко ухудшилось здоровье.
Кроме того, на носителях имеется и видеозапись незаконного разгона полицией одиночных пикетов жены и детей арестованного.
Игорь Бестужий был арестован 2 февраля 2012 года. По версии следствия, он пытался получить взятку в размере 50 миллионов рублей за предоставление в аренду земельного участка, находящегося в собственности города.
Сити-менеджера сразу же, в мороз, в неотапливаемой машине и без теплых вещей перевезли в ИВС Владикавказа, и почти месяц о нем не было никаких вестей. Ни родных, ни адвоката к арестованному не пускали, пока в ситуацию не вмешались омбудсмен Ставрополья и Европейский суд по правам человека, потребовавший от правительства РФ сообщить родным о местонахождении задержанного.
11 марта жена, сын и сестра арестованного провели у здания прокуратуры одиночные пикеты в связи с тем, что с момента задержания не имели возможности встретиться с Бестужим, узнать, где он находится, жив ли он. В тот же день официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин объявил, что сити-менеджер дал признательные показания, на здоровье не жалуется и находится не в Ставрополе, а во Владикавказе.
Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае и другие правозащитники поддержали требования членов семьи Бестужего – никто до суда не может быть поражен в гражданских правах.
В результате активных действий общественных организаций и при деятельном содействии старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Казбека Мзокова адвокату арестованного Инне Денисовой разрешили встречу с подзащитным, на которой он сумел сообщить, что на него оказывалось давление. Затем Бестужий дважды подтвердил свои слова в судебных заседаниях лично и по видеосвязи.
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания являются наиболее опасной формой нарушения прав человека. Нормы о запрете пыток включены во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 5), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7), конвенцию о защите жертв войны, о борьбе с геноцидом, апартеидом, рабством и т. п. В Европе основополагающим документом, объединяющим усилия государств в предотвращении пыток, является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Россия подписала эту Конвенцию в 1994 году, и ст. 21 Конституции Российской Федерации прямо запрещает пытки и жестокое унижающее человеческое достоинство обращение: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Правозащитные организации обращают внимание мирового сообщества на системную проблему применения пыток российскими правоохранительными органами и теперь озвучивают ее на международном уровне.
Что касается дела Игоря Бестужего, то гуманитарная миссия гражданского общества полностью выполнена. Его семья и сам арестованный восстановлены в гражданских правах – законные адвокаты допущены к делу, разрешены передачи посылок, подследственного показали детям, и он получил возможность участия в судебных заседаниях. Судебная же сторона вопроса – за рамками деятельности правозащитных миссий.
Владимир Полубояренко,
помощник уполномоченного по правам человека
в Ставропольском крае.