Как сообщили в управлении по госинформполитике правительства СК, факты незаконной регистрации граждан установлены на животноводческих объектах Андроповского, Апанасенковского, Александровского, Курского, Кочубеевского, Ипатовского, Изобильненского, Левокумского, Новоселицкого, Нефтекумского, Степновского, Шпаковского, Буденновского и Минераловодского районов.
Правительство Ставропольского края рекомендовало районным администрациям создать уполномоченные комиссии по инвентаризации животноводческих объектов и оценке эффективности использования земель. Комиссиям следовало получить ответы на ряд вопросов: как используются земельные участки (в том числе, по вопросам оформления собственности, арендных отношений); соблюдается ли налоговое законодательство (с проведением встречных проверок по фактическому соответствию имеющегося в наличии скота, с его количеством, указанным в по хозяйственных книгах поселений); выполняются ли ветеринарное законодательство, правила регистрации граждан и правила противопожарной безопасности.
Оперативнее других рекомендации выполнили в Андроповском и Туркменском районах. В результате в Андроповском районе в 2011 году направлено в суд 48 заявлений о признании неправомерности действий должностных лиц Новоянкульского сельского совета при решении вопроса о регистрации граждан. По всем материалам суд вынес решения о незаконности регистрации 413 граждан. Трое из них, обратились с иском о нарушении своих прав и пересмотре решения Андроповского суда в Ставропольский краевой суд, однако вышестоящая инстанция подтвердила решение суда первой инстанции о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации граждан в нежилых помещениях.
В Туркменском районе в суд было направлено 61 аналогичное заявление в отношении действий должностных лиц Красноманыческого и Новокучерлинского сельсоветов. Суд так же по всем материалам признал действия чиновников при решении вопроса о регистрации 254 граждан неправомерными.
Решениями судов на администрации муниципальных образований, допустивших нарушения существующего миграционного законодательства, была возложена обязанность снять незаконно зарегистрированных с регистрационного учета. Лишенным регистрации людям было предложено зарегистрироваться в жилых помещениях в соответствии с существующим законодательством. Принудительные меры по выселению граждан, проживающих в нежилых помещениях, ни органами местного самоуправления, ни правоохранительными органами не принимались.
В районах отмечают, что подавляющее большинство овцеводов, незаконно зарегистрированных в нежилых помещениях, с пониманием отнеслись к происходящему и, не дожидаясь решения судов о снятии их с регистрации, в добровольном порядке прошли процедуру перерегистрации.
На такой подход в решении вопроса легализации пребывания дагестанских овцеводов на Ставрополье предложено ориентироваться и всем остальным районным администрациям. Создаваемые на местах комиссии, продолжат работу по правовому урегулированию спорных ситуаций.
Правительством края перед главами районных администраций поставлена задача не только навести на местах порядок в этом вопросе, но и через суд привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях.