Знакомство с предприятием началось с музея, расположенного в администрации Общества на проспекте Октябрьской революции, где участников пресс-тура по поручению генерального директора ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексея Завгороднева приветствовал его заместитель по производству Андрей Баранов.
Из прошлого – в настоящее
История одного из старейших предприятий «Газпрома» началась одновременно с зарождением отечественного газового производства. Открытие на рубеже 40-50-х гг. прошлого столетия Северо-Ставропольского месторождения природного газа послужило толчком для активного развития газотранспортной системы страны. Именно отсюда в конце декабря 1956 года по первому дальнему магистральному газопроводу «Ставрополь – Москва» ставропольский газ пришел в столицу. Этот год считается официальной датой создания предприятия. В 1959 году ставропольский газ поступил в Ленинград и промышленные центры европейской части страны, а затем на Кавказ и в Закавказье.
К концу 80-х годов, по мере выработки основных месторождений природного газа на Ставрополье, определился транспортный профиль предприятия. Спустя более полувека, ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» превратилось в мощный производственно-хозяйственный комплекс, являющийся одним из крупнейших в единой газотранспортной системе России. В состав ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» входит 19 филиалов, в том числе десять линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУ МГ). Линейная часть магистральных газопроводов, обслуживаемых Обществом, проходит через территорию 10 субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Общество осуществляет транспортировку газа по межправительственным соглашениям в страны Закавказья, также поставку газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток», который берет начало на территории деятельности предприятия. В зоне ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» построен и эксплуатируется самый высокогорный в мире газопровод «Дзуарикау – Цхинвал», высшая точка которого проходит на высоте 3200 метров над уровнем моря.
Ежегодные объемы транспортировки газа превышают 65 млрд кубометров. Протяженность газопроводов составляет около 8 тысяч километров. Предприятие снабжает газом 20 млн человек и тысячи промышленных объектов.
«Обеспечение надежного газоснабжения потребителей юга России – важнейшая задача Общества. И мы решаем ее достойно!», – отмечает генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексей Завгороднев.
Нам сверху видно все…
Сердце предприятия – производственно-диспетчерская служба (ПДС). В ней организовано круглосуточное дежурство. Туда стекается вся информация из подразделений с отображением на мониторах и широкоформатных экранах.
«Мы контролируем все параметры работы действующих объектов, а также производство регламентных и ремонтных работ на них, – поясняет заместитель начальника ПДС Николай Пащенко. – Газ получаем с пяти направлений. Система транспортировки очень сложная. Надо следить за изменениями потоков. В основном реверс запускается летом и зимой, то есть летом газ идет на Юг, зимой – на Север. Подаем его на Грузию, Армению, Астраханскую область и другие территории России и ближнего зарубежья. Мы транспортируем газ до границы ответственности предприятия или до газораспределительных станций, а там передаем его поставщику, который доставляет голубое топливо потребителям».
Начальник смены и диспетчер дежурят по 12 часов. Каждые два часа диспетчер с отметкой в специальном журнале контролирует давление, температуру газа в трубопроводах, всего порядка 3000 параметров. Дежурная смена смотрит, проверяет и принимает решение, в случае нештатной ситуации имеет возможность вмешаться в процесс. Ну а если авария все-таки случится, как быстро на нее реагируют?
«Смотря, какая авария, – отвечает Пащенко. – Есть авария, а есть инцидент. Наша задача – локализовать аварии, организовать перекрытие газа, перестроить режим подачи газа, пустить его по обходным каналам, чтобы не допустить перерыва в его подаче потребителям».
АГНКС вместо АЗС
На хуторе Верхнерусском журналистов познакомили с работой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции АГНКС-500. Это объект по производству компримированного газа для заправки автомобилей, оборудованных газобаллонными установками.
«Мы заправляем их метаном. Станция рассчитана на 500 заправок в сутки, – рассказывает исполняющий обязанности начальника станции Сергей Толмачев. – Фактически заправляются около 300 автомобилей. Клиентами нашей станции являются водители легковых, грузовых автомобилей, автобусов. Метан экологичен и экономически выгоден. Цена кубометра газа составляет 9 рублей, а кубометр метана равен литру бензина или дизельного топлива. Получается троекратная экономия. Согласно реализуемой правительством края программе в ближайшее время планируется перевод на метан муниципального транспорта и спецтехники».
Об этом же говорит и генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексей Завгороднев:
«Наше предприятие – в числе лидеров в России по выполнению программы использования компримированного (сжатого) газа в качестве моторного топлива. Общество успешно эксплуатирует 13 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Совместно с правительством Ставропольского края выполняется долгосрочная программа по строительству сети автомобильных газонаполнительных станций. Это очень важный аспект деятельности предприятия и с точки зрения экономики, и с точки зрения охраны окружающей среды».
По сути, АГНКС не просто заправка, а маленький завод, с довольно сложным оборудованием. Здесь газ очищается от механических примесей, воды, масла, которые присутствуют в газопроводах, и поступает в компрессорный цех, где пять установок его сжимают. После этого газ подается на заправку.
В этот утренний час большинство газонаполнительных колонок были заняты, заправлялась машины «Почты России» и водоканала, маршрутные такси и грузовые автомобили.
Жмем на газ
ДКС-1, или дожимная компрессорная станция – опасный производственный объект. Мало того, что природный газ, который она транспортирует, не одорирован, то есть не имеет запаха, так еще и часть оборудования находится под высоким давлением, а некоторые агрегаты – под напряжением. Журналистам предложили надеть каски, запретили курить и дотрагиваться до техники руками. (Впрочем, такой порядок царит и на других объектах Общества).
На территории станции идеальная чистота, деревья, цветочки, фонтан. Все это оговорено правилами по эксплуатации магистральных газопроводов, согласно которым площадка компрессорной станции должна быть озеленена на 50 %. Станция введена в эксплуатацию в 1995 году и по праву считается самой мощной на Северном Кавказе. Проектная мощность – 65 млн кубометров газа в сутки, но после проведения модернизации и реконструкции эту производительность можно увеличить до 90 млн кубометров.
«Дожимную КС можно назвать головной, поскольку она ставится первой от месторождения, – дает пояснения заместитель начальника ДКС-1 Дмитрий Беляев. – В данном случае у нас не месторождение, а эксплуатируемое хранилище газа. То есть мы дожимаем газ в магистральный трубопровод из хранилища, потому что оно имеет более низкое давление. Во время сжатия газ нагревается, поэтому его надо охлаждать. Летом мы заполняем газом хранилище, куда он поступает самотеком, а зимой, при пиковых нагрузках, отбираем его оттуда и выдаем в нужных количествах потребителям».
На станции газ проходит пять процессов: очистку от воды и примесей, компримирование, охлаждение, осушку, замер и поставку потребителям. В данном случае газ идет в магистральный газопровод. Режим работы станции задается на центральном диспетчерском пункте. Он бывает разным и зависит от погоды.
Участникам пресс-тура показали операторскую. Летом, когда осуществляется закачка газа в хранилище, в смене один человек. Он контролирует режим работы, расход газа, взаимодействуя с центральной диспетчерской службой. Зимой, когда работают газоперекачивающие агрегаты, количество людей в смене увеличивается до восьми. Через каждые два часа проводится контроль параметров с записью в соответствующем журнале. По специально разработанным маршрутным картам совершается обход и осмотр оборудования. На станции разработан план ликвидации возможных аварий и инцидентов. Ежемесячно по графику проводятся тренировки. Все работники являются членами добровольной пожарной дружины. На ДКС-1 имеются свои пожарные машины. Летом весь персонал, не задействованный на дежурстве, занимается ремонтом оборудования. К 15 октября станция должна быть готова к началу отопительного сезона.
От Газ-51 до Liebherr’а
Основные «колеса» Общества сосредоточены в Управлении технологического транспорта и специальной техники. Этот филиал ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» является самым крупным транспортным предприятием на территории Ставропольского края. На нем трудится 847 человек. Основная его задача – обеспечение бесперебойной работы газотранспортной отрасли.
«Мы обслуживаем не только объекты ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», но и другие предприятия Газпрома, – рассказывает начальник автоколонны № 1 УТТ СТ Андрей Касьянов. - За 40 лет существования нашего Управления его транспорт и коллектив участвовал во всех больших стройках, связанных с газовой отраслью. Это и создание подземного хранилища газа, и участие в строительстве магистрали «Голубой поток», высокогорного трубопровода «Дзуарикау-Цхинвал». Управление имеет пять филиалов по Ставропольскому краю. Они расположены в Шпаковском, Благодарненском, Петровском и Изобильненском районах и городе Ставрополе. На балансе у нас находится 546 единиц транспорта. Из них ежедневно на линию выходят от 350 до 370 автомобилей».
Журналисты осмотрели машины, которые занимаются перевозкой крупногабаритной техники, грузоподъемностью до 60 тонн, уникальный автокран Liebherr, с помощью которого устанавливались все купола в церквах и мечетях, строящихся в нашем регионе и соседних республиках. Его грузоподъемность – 150 тонн. Заинтересовала нас и азотно-компрессорная установка, которая предназначена для продувки шлейфов и закачки воздуха и азота при бурении скважин. Диаметр бура – 200 мм, глубина бурения – до 50 метров.
Но, пожалуй, наибольшее удивление вызвал возведенный на пьедестал автомобиль ГАЗ-51. Именно на этих машинах начинали свою трудовую деятельность ветераны УТТ СТ. Одну из них нашли и восстановили специалисты предприятия, и теперь она радует глаз всех работников, вызывая гордость за ударный труд предшественников.
Живут же люди
По дороге к газокомпрессорной станции «Ставропольская» внимание участников пресс-тура привлекли добротные коттеджи, построенные на окраине Новоалександровска. Кто же в этих домах живет? Оказалось, семьи газовиков.
Любопытство журналистов удовлетворил начальник КС Алексей Аникеев.
«Вы на деле видите пример реализации социальной политики в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». Сотрудники Общества пользуются льготами в приобретении жилья. С ними заключен договор на 50 лет, за которые выплачивается стоимость этих коттеджей. Выплаты – минимальные, не обременительные. Квартиры под ключ: вошли – и ничего делать не надо. Сейчас здесь 17 коттеджей, из них 5 на одного хозяина, остальные – на две семьи. С их постройкой очередь на получение или улучшение жилищных условий у нас перестала существовать», – рассказал начальник ГКС «Ставропольская» .
Прямо в городке находится замечательный детский сад под названием «Дюймовочка», куда ходят дети газовиков. Его заведующая – Надежда Ложникова рассказала, что работает садик с января 2010 года. Педколлектив и дети окружены постоянным вниманием и заботой руководства станции и Изобильненского ЛПУ МГ. Родители также принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения.
«Со своей стороны мы стараемся делать все, чтобы детям здесь было уютно, интересно и весело, – рассказала заведующая. – Садик малокомплектный, разновозрастной, вмещает 35 детей. Дети из него выходят читающими, считающими и пишущими. Я считаю, что именно здесь находится островок детства».
Осмотрев детсад, журналисты убедились в правоте слов заведующей.
На ГКС «Ставропольская» гидом вновь стал начальник станции Алексей Аникеев. Он начинал свою трудовую деятельность в Ставропольском ЛПУ МГ машинистом, и вот уже 38 лет работает в Обществе.
«Работа у нас опасная, и только дисциплиной можно добиться безаварийной эксплуатации и успешной деятельности, – говорит Алексей Аубекирович. – Иначе здесь нельзя. Мы считаем, что время, когда компрессорные станции взрывались и горели, осталось в 50-х годах прошлого века. Сейчас накоплен огромный опыт работы и ответственности, которые лежат в основе безаварийной работы».
Что касается собственно компрессорной станции, журналисты узнали, что ГКС «Ставропольская» работает на «Голубой поток» и Турция – единственный ее потребитель. На станции происходит очистка газа, его компримирование и подача в магистральный газопровод. Эту работу выполняют пять газоперекачивающих агрегатов суммарной мощностью 60 мегаватт. Станция – уникальная, на ней воплощены в жизнь все последние достижения отрасли.
«Объект – высокотехнологичный, с высокой степенью автоматизации технологических процессов, – добавляет Аникеев. – В плане живучести мы обеспечены собственными источниками питьевой воды, собственной электроэнергией и всем тем, что позволяет строить не только производственный процесс, но и быт».
Солнце, как альтернатива
Газораспределительная станция «ГРЭС Ставропольская» Изобильненского ЛПУ МГ оказалась небольшим, но очень интересным объектом. Его основное предназначение видно из названия. ГРС снабжает газом ГРЭС, но для своих нужд использует, в том числе, и солнечную энергию.
«Суточное потребление газа – около 8,5 млн кубометров, – рассказывает начальник службы электротепловодоснабжения ГРС Константин Дробященко. – Это очень большой объем, и нам приходится затрачивать много усилий, чтобы обеспечить стабильную, бесперебойную поставку газа на ГРЭС – стратегический объект. На своем резервном топливе они проработают не больше суток. В качестве альтернативного источника электропитания у нас применяются солнечные модули. Это перспективное направление, и Газпром не может оставаться в стороне».
В хорошую погоду солнечные модули вырабатывают энергию, накапливают ее на аккумуляторах, потом она преобразуется в переменный ток. При отключении внешней сети его достаточно для обеспечения работы ГРС. Это опытный образец. В дальнейшем планируется строительство еще и электрогенераторной установки. Ее проект уже разработан, начинаются подготовительные работы по строительству.
Дробященко рассказал журналистам, что на базе ГРС сейчас ведутся работы по проектированию Кавказского метрологического центра. На нем будут испытываться самые современные средства измерения. Этот центр должен стать лидером метрологической науки.
Всего же в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» эксплуатируется 327 газораспределительных станций. Самая мощная ГРС в Европе (1 млн мЗ в час) находится в Невинномысске. Кроме того, по договорам осуществляется техническое обслуживание еще 42 ГРС, находящихся на балансе третьих лиц.
Постоянно растущие потребности в природном газе требуют увеличивать производственные мощности газопроводов, компрессорных и газораспределительных станций, поэтому в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» была разработана программа реконструкции региональных газопроводов и ГРС на период до 2020 года. В соответствии с ней в течение следующих 10 лет Обществу необходимо выполнить реконструкцию более 100 станций.
«Территория ответственности предприятия – одна из самых газифицированных в стране, уровень достигает 91 процента, а в Ставропольском крае уже достиг – 97 процентов», – отмечает генеральный директор Общества Алексей Завгороднев,
В ближайшей перспективе задачи, стоящие перед Обществом, связаны, прежде всего, с международным проектом «Южный поток». ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» поручено ведение проекта «Расширение единой системы газоснабжения для подачи газа в газопровод «Южный поток», который предусматривает в зоне деятельности Общества строительство нового цеха на компрессорной станции «Сальская» и участка газопровода протяженностью 270 км.
В стадии реализации находятся еще два больших проекта: строительство газопровода «Изобильный – Невинномысск», который даст возможность увеличить поставки газа в южные регионы, и строительство учебно-курсового комбината для подготовки собственных кадров.
Продолжается ремонт, реконструкция, введение в строй объектов, внедряются новые автоматизированные системы, что повышает надежность, безопасность и удобство обслуживания. Применяются современные энергосберегающие технологии.
В здоровом теле – здоровый дух
Предприятие заботится о здоровье работников, членов их семей и пенсионеров, об организации их отдыха и досуга. Для сотрудников Общества созданы 19 медицинских здравпунктов, спортивно-оздоровительные комплексы, пансионат санаторного типа «Факел» имеющий отделения в Кисловодске и Ессентуках.
В первом полугодии 2012 года реабилитационно-восстановительное лечение, оздоровительный отдых в санаториях КМВ и на Черноморском побережье, а также на собственных базах получили 3 139 газовиков и членов их семей. За период летних каникул отдохнули и прошли санаторно-оздоровительное лечение 240 детей работников Общества.
На базе Дворца культуры и спорта, расположенного в поселке газовиков Рыздвяном, созданы и успешно функционируют 30 творческих кружков и спортивных секций, в которых занимаются около 900 детей и взрослых со всего Изобильненского района и города Ставрополя.
Спортивные команды, к примеру, сборная предприятия по сетокан карате-до многократные победители и призеры международных и российских соревнований.
В минувшем году введен в эксплуатацию плавательный бассейн в поселке Рыздвяном. Это позволило вовлечь еще больше людей в занятия физкультурой и спортом. В планах – строительство в городе Изобильном большого спортивного комплекса.
***
Участники пресс-тура своими глазами увидели, как работают люди на социально ответственном предприятии, приобщились к славной профессии газовика, представители которой 2 сентября отмечают свой праздник.
Остается пожелать этим людям крепкого здоровья, большого счастья и дальнейших успехов в их нелегком, но столь нужном стране труде.