Новые повороты федеральных трасс

21 октября – День работников дорожного хозяйства

17.10.2012 в 11:08, просмотров: 2340

Кто в России не любит быстрой езды? Чего скрывать, в границах уплотненных городов не сильно разгонишься. Совсем другое дело на федеральных трассах: сразу же забываешь о ямах и выбоинах. Чувствуешь машину и скорость, ощущаешь пространство и время. Сеть федеральных дорог юга страны протяженностью 2339 км, включающая 408 мостов и путепроводов, 12 тоннелей, обслуживает федеральное казенное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог федерального дорожного агентства», обеспечивая пропускную способность, непрерывность движения, комфортность и безопасность.

Новые повороты федеральных трасс
– Сеть дорог, обслуживаемых нашим управлением, проходит по шести регионам Северо-Кавказского федерального округа, включая участок дороги Астрахань – Элиста – Ставрополь протяженностью 71 км, пересекающий Калмыкию, которая входит в ЮФО.

Кстати, в год своего рождения Северо-Кавказская автомобильная магистраль обслуживала чуть больше одной тысячи километров и представляла собой лишь две трассы: Ростов-на-Дону – Орджоникидзе, которую называли дорогой дружбы потому, что ее прокладывали представители всех народностей и национальностей СССР, а также Пятигорск-Сухуми. С приходом в марте 2002 года нового руководителя Гаиоза Макиева изменилась стратегия в дорожной политике управления, в основе которой программа «Дороги России ХХI века».

О том, как удается содержать в порядке главные автомагистрали Северного Кавказа, рассказал во время встречи накануне профессионального праздника начальник ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» Гаиоз Макиев:

– Сеть дорог, обслуживаемых нашим управлением, проходит по шести регионам Северо-Кавказского федерального округа, включая участок дороги Астрахань – Элиста – Ставрополь протяженностью 71 км, пересекающий Калмыкию, которая входит в ЮФО. Дороги региона выходят на границы с сопредельными государствами - Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, где функционируют современные пограничные переходы. Несмотря на сравнительно малую протяженность, федеральные магистрали обеспечивают около 40% всех автомобильных перевозок округа. Возросшие осевые нагрузки транспортных средств и интенсивность движения способствуют ускоренному ухудшению ровности дорожных покрытий. Поэтому одной из главных задач обеспечения долговечности и надежности автомобильных дорог и искусственных сооружений округа, повышения безопасности движения является своевременное выполнение комплекса работ по ремонту. Анализ состояния федеральных дорог, находящихся в ведении ФКУ Упрдор «Северный Кавказ», показал острую необходимость в модернизации существующей сети федеральных дорог, что очень сложно осуществить в условиях нехватки инвестиций.

– Сейчас часто горят о применении новых технологий. Используете ли ноу-хау при строительстве и содержании автомагистралей Северного Кавказа?

– В Ставропольском крае с использованием новых материалов и добавок уже проведена реконструкция около 70 км дорог, приведена в порядок федеральная трасса «Кавказ». При укладке асфальта используется геосетка, что увеличивает прочность полотна и позволяет сохранять покрытие дороги в хорошем состоянии, а также резиновая крошка, щебеночно-мастичный асфальт для создания шероховатой поверхности и улучшения сцепления. Внедрение новых материалов, технологий и дорожной техники – один из способов повышения безопасности дорожного движения. Так, в прошлом году на пешеходных переходах в местах концентрации ДТП совместно с горизонтальной разметкой были применены дорожные катафоты типа «кошачий глаз» с активной светодиодной индикацией, работающей от солнечных батарей. Применение светодиодных катафотов в мигающем режиме позволяет привлечь внимание водителей транспортных средств, заставляя снизить скорость на подъезде к пешеходному переходу. А в 2012 году на автобусных остановках и пешеходных переходах, где отсутствовало искусственное освещение, выполнено устройство осветительного оборудования. Данные устройства заряжаются от дневного света, аккумулируя солнечную энергию, и работают автономно в темное время суток. Осветительные системы не требуют подвода к инженерным сетям и технического обслуживания, ресурс работы осветительной системы более 25 лет. Экономия электроэнергии 100%. При производстве работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, начиная с 2010 года, на автомобильных дорогах ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» активно применяется разметка, выполненная спрей-пластиком. В зимний период 2011 - 2012 года на отдельных участках был применен способ борьбы с зимней скользкостью с помощью жидких реагентов.

Учитывая сложившуюся ситуацию с нехваткой средств для ремонта автомобильных дорог с одновременным постоянным ростом парка транспортных средств, в том числе и тяжеловесных, одной из наиболее важных и затратных работ при эксплуатации автомобильных дорог является борьба с дефектами покрытия. С этой целью подрядными организациями на подведомственной сети применяются одновременно несколько методов, в том числе струйно-инекционный, позволяющий выполнять работы во влажных условиях при малых положительных температурах, отличающийся оперативностью и малыми трудозатратами. Политика ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» в области содержания автомобильных дорог направлена не на борьбу с образующимися дефектами, а на их предотвращение. Поэтому большое внимание уделяется борьбе с переувлажнением земляного полотна путем постоянной работы по профилированию обочин и очистке водоотводных сооружений. В преддверии зимнего периода выполняется комплекс работ по заливке трещин в асфальтобетонном покрытии, что позволяет предотвратить попадание воды в полотно и, соответственно, появление разрушений и деформаций покрытия.

– Насколько широко ведется строительство новых дорог в СКФО?

– Строительные дорожные работы ведутся во всех шести субъектах федерации. Не так давно сдана Черкесская и Невинномысская развязки в Кочубеевском районе Ставропольского края, оползневый участок при подъезде к Ставрополю, дорога в обход Нальчика. Сегодня прокладывается новая дорога в обход г. Беслана и г. Гудермес, запланирована реконструкция двух тоннелей на «Транскаме»: Рокского и на 86-м км. Идет реконструкция 10 км федеральной трассы М29 в Чеченской республике, в Дагестане. Эти регионы получат хорошую дорогу первой категории. Также готовится программа по строительству 32 км обхода торгового рынка «Людмила», трасса выйдет за ст. Константиновскую к Залукокоаже. По нашим расчетам для развития сети дорог до 2015 года необходимо осуществить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 553,94 км автомагистралей на сумму 84 915,3 млн. руб.

– Оперативно ли реагируют дорожники в случае схода лавин, оползней?

– Скажу откровенно, работать приходится в сложных климатических и геологических условиях, дороги проходят в районах с сейсмичностью до 9 баллов, в зоне активного воздействия опасных природных явлений – снежных лавин, осыпей, обвалов, селевых потоков, русловой эрозии. Транскавказская магистраль в этом плане очень сложный объект. На участке 250 очагов схода лавин. Вы представляете, какая громада снега и льда вдруг обрушивается на проезжую часть - до пяти метров высотой и 400 м в ширину. Поэтому на таких участках всегда держим очень мощную технику. Лавина прессуется так же, как бетон, ее убрать не так-то просто. И люди, и спецмашины на подхвате. Единственно, когда снег идет и плохая видимость, приходится ожидать, когда установится погода. И если раньше почти неделя уходила на расчистку таких дорог, то теперь справляемся с поставленной задачей в течение двух-трех дней. Кроме того, входит в практику строительство тоннелей на лавиноопасных участках. Во время обильных снегопадов на сложных участках дорог организовано дежурство.

– В стране наблюдается тенденция передачи стратегически важных объектов в частные руки. Коснулись ли эти процессы вашего ведомства?

– В соответствии с законодательством участвовать в торгах на выполнение того или иного вида работ может и коммерсант, и частная фирма, имеющие допуск на выполнение соответствующих работ. Кстати, у нас на дорогах работает много частных подрядных организаций дорожников как в части строительства, так и по их содержанию. Как правило, все они оснащены самой современной техникой, имеют крепкую производственную базу, асфальтные заводы. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех дорожников с профессиональным праздником и пожелать им удачи и здоровья.