Владимир Хрущев: «Островского надо играть, а не читать»

В Ставропольском академическом театре драмы открылся 168-й театральный сезон

По традиции сезон открылись премьерой – спектаклем по знаменитой пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Ставил спектакль режиссер из Тольятти Владимир Хрущев. Это не первая его работа в нашем театре, год назад он произвел фурор своей постановкой пьесы «Визит дамы». Спектакль-перформанс получился интересный и неординарный, особенно запомнилось музыкальное оформление – в классической пьесе звучала музыка немецкой группы Rammstein.

В Ставропольском академическом театре драмы открылся 168-й театральный сезон
– У меня три критерия: умение работать с чистого листа, не используя штампы, работоспособность и профессионализм.

Одни спектакль не приняли, другие были в полном восторге. Кроме театральных работ Хрущев прославился еще телевизионными комедийными программами «Хрущевская оттепель» и «Соседки плюс». Как работалось в этот раз режиссеру в ставропольском театре, Владимир Хрущев рассказал накануне премьеры корреспонденту «МК-Кавказ».

– Владимир, вы второй раз в нашем городе и снова работали над поставкой классики, чем обусловлен был выбор этих пьес?

– Пьесы «Визит дамы» и «Без вины виноватые» мне предложил поставить у вас директор ставропольского театра Евгений Луганский, чему я был очень рад, потому что Островский – это действительно интересный и любимый мною драматург. Как сказал один из известных теоретиков театра, если театр берет Островского в репертуар – значит, он находится в серьезной творческой зрелости. Это моя вторая встреча с данным автором. Первой была постановка «Грозы» в Новочеркасском драматическом театре, получившая различные международные премии. Еще есть одна пьеса Островского, которую я очень хочу поставить. Это «Поздняя любовь». Что касается «Визита дамы», то это произведение сложное, его мало кто хочет брать в театр, поэтому я очень доволен тем, что мне удалось поставить пьесу здесь, в Ставрополе. Получился такой перформанс со сложными декорациями, великолепным светом, весьма необычной музыкой.

– Как вам работается в Ставрополе?

– Работается прекрасно, потому что здесь у меня есть определенный кредит доверия. Есть актерская любовь, это очень помогает, ведь когда в тебя верят, ты быстрее раскрываешься. Ваши актеры потрясли меня своим профессионализмом и прекрасной творческой формой. Интересные артисты, работающие с колоссальной творческой отдачей. Они не боятся никаких экспериментов, все понимают, идут за режиссером. Во многих театрах подобного нет, а мне есть с чем сравнить, я работаю по всей России. Так что от репетиций с ними я получал огромное удовольствие. Кто-то из мастеров сказал: «Чтобы придумать спектакль – надо широко мыслить, глубоко фантазировать». Вот это я и делаю. Если еще раз позовут – с удовольствием приеду в Ставрополь.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный актер?

– У меня три критерия: умение работать с чистого листа, не используя штампы, работоспособность и профессионализм. В ставропольском театре есть такие актеры, я не скрываю своей радости от работы с актрисой Ириной Баранниковой. Она грациозна, умна, профессиональна. Александр Жуков очень интересно работает, прекрасна народная артистка России Наталья Зубкова, которая исполнила главную роль в спектакле. Мне очень понравился Владимир Лепа, а в целом все работали просто великолепно.

– «Без вины виноватые» ставили во многих театрах страны, чем ваша постановка будет отличаться от других?

– Слава богу, что мы ушли от темы «Мать потеряла дитя». Мне кажется, что мы нашли очень интересный ключ в постановке, он с долей иронии. У нас получились три совершенно разные части: пролог драматический, очень пронзительный «а-ля Станиславский», потом идет еще один драматический отрывок, а завершается все «шекспировскими страстями». Три части друг от друга разительно отличающиеся. Островский – удивительный автор, он создает такие характеры! Думаю, если бы Александр Николаевич жил в наше время, он стал бы сегодня самым дорогим и востребованным сценаристом. На мой взгляд, читать его пьесы не очень интересно, их нужно именно играть на сцене. Островский ведь жил театром, был дружен со многими актерами, сам ставил пьесы. Все его пьесы были написаны на определенных актеров. Например, пьеса «Без вины виноватые» изначально предназначалась Островским для московского Малого театра, роль Незнамова была написана специально для известнейшего в то время артиста – Константина Рыбакова, а роль Коринкиной – для актрисы Надежды Никулиной. Гениальный драматург, реплики героев, звучащие в этом произведении, актуальны сейчас как никогда.

– А как вам одноименный фильм режиссера Глеба Панфилова? Вы наверняка смотрели его, перед тем как взяться за постановку…

– Да. Конечно, смотрел, картина Панфилова не понравилась. Да и сам он не раз признавал, что это далеко не лучшая его работа. Все эти «разлюли-малина», сплошные сопли, сентиментальность… В этой постановке должна присутствовать некая степень иронии. Мне кажется, сейчас Островского нужно ставить в современном стиле – даже отказываться от театральных костюмов. Я понимаю, что люди приходят в театр посмотреть на классические постановки «а-ля Островский», но ритм жизни изменился, надо даже текст быстрее говорить на сцене.

– На ваш взгляд, есть ли будущее у русского театра в век Интернета и телевидения?

– Хотя много раз пророчили гибель театра, у человека всегда возникает желание видеть «живое искусство». Почему на эстрадных звезд ходят? А потому, что хочется послушать, как они поют вживую, посмотреть, как они двигаются. Публика хочет видеть «живой контакт». Театр старается бороться с масскультурой, но у нас в стране только семь процентов населения ходит в театр, поэтому массовым он у нас не может быть по определению. Я был на нескольких спектаклях ставропольского театра и видел, какие тут потрясающие зрители, живо реагирующие на то, что происходит на сцене, здесь всегда полный зал.

Театр – это сиюминутное искусство, которое возникает не вчера, не позавчера, а в данный момент. Кино, к примеру, можно положить на полку и посмотреть через месяц, это консервное искусство. А спектакль живет только дважды – на сцене и в памяти зрителя, поэтому театральное искусство никогда не умрет.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру