– Николай Алексеевич, вы сравнительно недавно в должности, но работа по приведению воздушных ворот столицы края в божеский вид с вашим приходом закипела. Что послужило толчком к активным действиям, что уже сделано и что еще предстоит сделать?
– Во-первых, были выделены деньги. Мы нашли фирму, которую хорошо знали, сделали ремонт взлетно-посадочной полосы, который обошелся в 18 млн рублей. Восстановили рулежные дорожки, а то самолеты у нас останавливались в конце полосы, разворачивались на 180 градусов и рулили в центр аэродрома. Сейчас по новой МРД рулят. Сократилось время движения по земле, повысилась безопасность, все летчики довольны.
У нас был очень маленький накопитель в аэровокзале, и когда туда набивались люди, особенно летом, им было неудобно, нам постоянно приходилось извиняться. Мы сделали пристройку к накопителю, туалеты, даже для инвалидов. Собираемся установить новое досмотровое оборудование. Аппаратура уже поступила.
Раньше пассажирам приходилось забираться на второй этаж в международный зал по внешней лестнице. И в дождь, и в снег. Теперь лестницу накрывает крыша нового накопителя. Красиво все сделано. Не стыдно, во всяком случае, принимать иностранный борт. Второй этаж тоже отремонтировали, но работу в нем будем продолжать, чтобы там был настоящий международный зал.
У привокзальной площади вид был ужаснейший. С помощью инвесторов, городских властей привели ее в порядок. Губернатор поставил задачу в центре клумбы на площади построить фонтан, который сразу преобразит ее внешний вид. Чтобы люди чувствовали, что попали в аэропорт столицы края.
И это только начало. Конечно, нам еще далеко до Минеральных Вод, но, я считаю, что сделали мы с июля 2012 года немало.
– Как у вас обстоят дела с техникой?
– Наличие спецтехники важно для любого аэропорта. Закуплены снегоочистители, машины для обработки взлетной полосы реагентом, для обработки воздушных судов противообледенительной смесью. Приобрели все вовремя, до того, как в Ставрополь пришла зима. Людям осталось только ударно работать. А работать они умеют, особенно аэродромная служба. Я уделяю ей особое внимание. Ее возглавляет прекрасный специалист – Павел Леонтьев. Когда летом у нас ремонтировали ВПП, он, будучи в отпуске, приезжал сюда. Я спрашиваю: «Павел Николаевич, а ты что тут делаешь?» Он отвечает: «Так ремонт же идет». С такими людьми можно идти в бой. Если бы у нас в России все так к делу относились, мы жили бы, наверное, лучше.
Еще приобрели спецавтомобили туалет-сервис, заправку воздушных судов водой. У нас головная боль была – так называемый прирельсовый склад, а проще говоря, пункт слива топлива. К нам ведь железнодорожная ветка не подходит, она заканчивается в Михайловске. Туда привозят цистерны с топливом и по трубам перекачивают в аэропорт. С помощью кредиторов мы все старье убрали, заменили и рельсы, и трубы. И сейчас этот объект действительно стал похож на пункт слива топлива.
– Какие рейсы к нам летают?
– В настоящее время у нас три ежедневных рейса на Москву: UTair, который в 6 утра вылетает, «Донавиа» в 11.15 и в 15.55 – S7. Зимой, в «мертвый сезон», особенно в декабре и январе, самолеты из Ставрополя были полностью загружены. И еще один рейс есть – компании «Армавиа» до Еревана, самолет CRJ200 вместимостью 50 пассажиров. Они летали у нас каждую неделю по пятницам. Был открыт рейс и на Питер. У меня есть такая привычка – выхожу к людям в зал ожидания, представляюсь и спрашиваю: «Куда бы вы, уважаемые ставропольчане, хотели летать?» И первым люди называли Санкт-Петербург, потом Турцию, Египет, Израиль. Ну вот и открыли этот рейс компании «Руслайн» ко Дню города Ставрополя. Один раз в неделю. Но мы понадеялись на авиакомпанию, а рекламы никакой не было. Из Ставрополя самолеты шли с недогрузом, летали по 28 – 30 человек, а рейс считается рентабельным, если наполняемость не менее 70%. Я руководству «Руслайна» объяснял, что для обкатки рейса нужно три-четыре месяца. Они два месяца полетали, и говорят, что это нерентабельно. Тут еще дело в высокой цене на билеты. Их прямой рейс стоил восемь с лишним тысяч, а билет на самолет «Донавиа» с пересадкой в Шереметьево – 6400 рублей. Мое предложение снизить цены в «Руслайне» проигнорировали, а теперь мы опять ведем с ними переговоры. Обещают чуть ли не в марте дать два рейса на Питер: в понедельник и пятницу. Если это случится, я думаю, пассажиры найдутся. Ведь много ставропольских ребят учится в Санкт-Петербурге.
Мы вышли на греческую авиакомпанию «Астра», заключили с ними предварительный договор. Их представитель прилетел, все посмотрел, все ему понравилось, все устроило. И, Бог даст, в конце мая откроем рейс на Солоники. Пока это будет один рейс в декаду, но представитель компании меня заверил, что при наличии пассажиров они увеличат их количество.
Скажем прямо, чем больше к нам будет садиться самолетов, тем свободнее мы будем дышать. У меня главные задачи: первая – обеспечение безопасности полетов, вторая – своевременная выплата зарплаты работникам аэропорта, третья – дальнейшее развитие аэропорта.
В перспективе мы будем строить новый терминал, чуть дальше аэровокзала. Возможно, там появится склад временного хранения для «грузовиков», со своей таможней и т.д. Для чего это надо? Над Ставрополем проходит шесть воздушных трасс, из них пять международных, из Европы в Азию и из Азии в Европу. Наша задача – посадить эти самолеты на дозаправку в Ставрополе, чтобы они не летали в Дубай. Если это случится, я считаю, наш аэропорт будет «в шоколаде».
– Когда-то авиатранспорт объединяла одна организация – «Аэрофлот» – со своей системой подготовки летного и технического состава, мощной материально-технической базой. Мы пошли по западному образцу, и ее демонополизировали. Как, по-вашему, это оправдалось?
– Вы знаете, есть песня такая «Не сыпь мне соль на рану». Да, была система. Она включала НИИ, летные и технические училища, мощнейшую авиационную промышленность, которую сейчас свели на ноль. У меня как у летчика, хоть и военного, сердце кровью обливается, когда я вижу, что заруливают сюда не наши любимые «Тушки» и «Илы», которые были сверхнадежными, а «боинги» и «эрбасы». Да, у наших самолетов шумные двигатели, ну и что – поставили бы новые двигатели, новую авионику, а сам планер оставили. Удобные были самолеты и надежные. Что касается подготовки летного состава, то раньше как было – парень оканчивает летное училище, приходит и садится на АН-2. Полетал немножко правым летчиком, становится командиром. Полетал командиром, переходит на АН-24 или ЯК-40, правым, потом левым пилотом – командиром. И только потом садится на ТУ-134 или ТУ-154. Вот это была подготовка. И сидели за штурвалом опытные летчики. В пример могу привести ныне прекратившую свое существование «Кавминводыавиа». Там сильнейшие летчики были. Они взлетали и садились в любых метеоусловиях. Сейчас этого, к сожалению, нет. Поэтому, если вы спрашиваете о моем отношении к этому – оно самое негативное. Все должно быть в одних руках.
– Почему у нас такие дорогие авиабилеты по сравнению со странами Европы, Азии, Америки?
– Это вопрос не ко мне. Я директор аэропорта, и билеты нам продают по установленным авиакомпаниями ценам. Если я позвоню их руководителям и скажу, что нас такие цены не устраивают, они найдут другой аэропорт.
– Как будете отмечать День гражданской авиации?
– Ну, во-первых, многие будут награждены ведомственной медалью «90 лет гражданской авиации». Будет торжественное собрание, скорее всего, в филармонии. Хочу собрать всех ветеранов. Им будет очень приятно. У меня, допустим, авторитет из авторитетов – бывший руководитель ставропольского авиаотряда Вильсур Зарипович Хайруллин. Я с ним поддерживаю связь, иногда прошу совета. Этот человек – легенда, при нем аэропорт жил, выполнял по 25 рейсов в сутки.
Многие будут награждены грамотами губернатора СК и министра транспорта РФ. Будут и денежные премии, хотя они у нас пока все считанные. Мы на них пока не заработали. Я честно говорю, что мы сейчас платим людям маловато. Хотелось бы, чтобы они больше получали. Я разговариваю с людьми, успокаиваю их, настраиваю, что надо потерпеть, подождать. Хочу хоть понемногу, но регулярно увеличивать им зарплату, а самая большая моя мечта – чтобы в аэропорту стояла очередь из желающих здесь работать.
– Несколько слов о себе. Вы ведь почти 40 лет отдали военной авиации?
– Родился я в Ставрополе, отец и мать – тоже коренные ставропольчане. Окончил СШ № 20 в Октябрьском районе. Когда еще учился в школе, начал летать на ЯК-18 в ДОСААФе, прыгал с парашютом. До сих пор там летаю на спортивных самолетах в свободное от работы время. К сожалению, ЯК-52 там «приказали долго жить» вместе с досаафовским аэроклубом. Сейчас там частный аэроклуб «Ставрополь», который возглавляет Петр Валерьевич Прихидько – бывший военный летчик. С такими же отставниками он создал этот аэроклуб. Нашли деньги, купили в Таганроге прекрасные машины СП-30 – спортивные двухместные самолеты. Так что полетать в Ставрополе есть где и есть на чем.
Потом было Ейское высшее военное авиаучилище. После училища служил в строевых частях. Пять лет в Германии, там в 24 года стал капитаном, командиром звена, получил 1-й класс. Это считалось круто. Потом был Дальний Восток, почти восемь лет в Амурской области. Тяжелые условия. Летать приходилось при сильном морозе над тайгой, или, как мы ее называли, «центральным парком культуры и отдыха». Я там летал на МиГ-21 и МиГ-23. Окончил академию им. Ю.А. Гагарина. Служил в Польше командиром истребительного авиаполка. После Северной группы войск мне предложили перейти в Главный штаб ВВС. Я уже к тому времени переучился на СУ-27, получил квалификацию «военный летчик – снайпер». Позднее заслуженного присвоили. Уволился в 2004 году в звании генерал-майора. Почти 40 лет прослужил в военной авиации. Приехал в Ставрополь и, как говорится, где родился, там и пригодился. С июля прошлого года, как я возглавил аэропорт, рабочий день длился по 12 – 14 часов, без выходных и проходных. Надо было людей убедить, что необходимо идти вперед. А убедить можно только личным примером – «Делай, как я». Вместе с тем у нас работает много профессионалов, люди, которые знают свое дело безупречно. И я не стесняюсь обращаться к ним за советом, к обыкновенным работникам. Они мне подсказывают то, что ни от кого не услышишь.
– Что бы вы хотели пожелать им в связи с профессиональным праздником?
– Прежде всего здоровья, благополучия. Чтобы человек приходил на работу из семьи с хорошим настроением и уходил с работы с таким же настроением. Ну а как директор аэропорта хочу пожелать своим коллегам, чтобы наш аэропорт был достоин столицы нашего края – города Ставрополя, который я очень люблю. И спасибо тем, кто нам помогает, спасибо губернатору, правительству Ставропольского края. Это не красивые слова, просто, когда видишь поддержку, хочется работать.