Человек-легенда

15 марта аграрному патриарху Ставрополья Герою Социалистического Труда Александру Шумскому исполняется 75 лет

Для жителей Ставрополья имя Александра Шумского ассоциируется, прежде всего, с такими понятиями, как высочайший профессионализм, любовь к родной земле и великая боль за нее. Его имя при жизни стало легендой, впрочем, как и колхоз «Казьминский», которым он руководил 35 лет.

15 марта аграрному патриарху Ставрополья Герою Социалистического Труда Александру Шумскому исполняется 75 лет
35 лет этот удивительный человек стоял у руля колхоза-племзавода «Казьминский».

Еще учась в школе, Александр Шумский твердо усвоил, что его предназначение – трудиться на земле. Правда, не прояви он в свое время характер, мог остаться мало кому известным чиновником. В 70-е годы прошлого века, когда его карьера только-только начиналась, его – молодого инженера, выпускника Ставропольского сельскохозяйственного института – назначили управляющим районным отделением «Сельхозтехника». Но руководил он ею недолго, вскоре Александра Шумского избирают председателем колхоза «Казьминский». А буквально следом краевое начальство предлагает ему принять Карачаево-Черкесскую областную «Сельхозтехнику». Кандидатура и в самом деле стоящая. Краевая власть приметила его способности. И ему, на первый взгляд, терять было нечего – как ни крути, а шел на повышение.

Дали тогда неделю на размышления. Предупредили, чтобы не забывал о том, что является коммунистом. То есть в случае отказа мог поплатиться партийным билетом, а это означало конец карьеры. Словом, попал в ситуацию, из которой нелегко было найти выход. Неделя, отведенная ему на размышления, прошла, а он все не давал согласия. Прошел месяц, другой. Казалось, что о нем забыли. Но нет. На исходе третьего месяца его снова вызвали в Ставрополь. Вопрос решался в самой высокой инстанции: у первого секретаря крайкома партии Михаила Горбачева. Александр Алексеевич помнит тот день в мельчайших подробностях. В кабинете кроме Горбачева находились еще два высоких лица – председатель крайисполкома Иван Таранов и секретарь крайкома, отвечающий за сельское хозяйство, Борис Володин.

Увидев их, Александр Шумский понял, что, видимо, придется смириться, слишком уж неравны силы. Кто он против них? Но все обернулось неожиданным образом. Михаил Горбачев не стал спрашивать, почему Шумский отказывается от предложения. Он сказал лишь, что времени было достаточно, чтобы принять решение. Видимо, все переосмыслил и прочувствовал.

«Конечно, как коммунист я должен подчиниться воле партии. Но поймите меня правильно. Я никогда не отлынивал и всегда старался принести как можно больше пользы на том месте, где трудился. Ранее вы меня рекомендовали на должность председателя колхоза, сказав, что посылаете на передний край. Я и сам стремился на этот передний край. Очень хочу остаться на земле».

«Ну что ж, пусть будет по-твоему, Александр. Поезжай в Казьминское».

Вот так закончилась история с выдвижением Александра Шумского на более высокий пост. Позднее был еще один случай, когда он мог лишиться председательского места. Компромат на него собирал новый секретарь райкома. Не понравилась ему в действиях Шумского излишняя самостоятельность. А колхоз «Казьминский» был уже в силе, одним из лучших не только в крае. И не на шутку тогда задумался председатель.

«Пришлют на мое место своего человека, и тот за два-три года разорит хозяйство. Надо было искать защиты не только у колхозников, а у кого-то наверху».

А было это уже в 90-м. В стране как раз разворачивалась кампания по выборам в Верховный Совет РСФСР. И впервые эти выборы проводились на альтернативной основе. Александр Шумский выдвинул свою кандидатуру по Невинномысскому избирательному округу. На тех выборах Александр Алексеевич победил. Его победа остудила пыл нового секретаря, он вынужден был смириться с тем, что Шумский будет продолжать работать председателем колхоза.

Шутка ли: 35 лет этот удивительный человек стоял у руля колхоза-племзавода «Казьминский». Тогда, в 1974 году он принял один из отстающих колхозов, за которым числилось 12 миллионов рублей долгов. И захотелось молодому в ту пору председателю как можно быстрее избавиться от этого неприятного груза, поставить колхоз на ноги. А хозяйство огромное – одной пашни 18 с половиной тысяч гектаров. Вот и крутился как белка в колесе, с утра до ночи мотался по полям, из одной бригады в другую, выясняя, почему в разгар посевной простаивает трактор, а во время вечерней дойки на ферме отключили электричество. Тогда-то Александр Шумский понял, что так работать нельзя. Задумался: а как надо? И что необходимо сделать, чтобы не гонять технику из одного конца колхоза в другой, не тратить понапрасну время и не жечь горючее. Он долго думал. Именно тогда и появилась у него мысль о внедрении укрупненных севооборотов и цеховой структуры управления.

«Шел 1977 год, – вспоминает Александр Алексеевич. – Мы ушли тогда от многочисленных бригад, создав механизированные комплексы по выращиванию зерна, сахарной свеклы, кормов для животноводства. И одновременно внедрили систему оплаты труда не «от колеса», а за конечный результат. Все эти комплексы возглавил начальник цеха растениеводства. Всего же цехов в хозяйстве оказалось шесть».

Конструкция управления хозяйством, созданная Александром Шумским, действует почти 40 лет, не претерпев серьезных изменений. Цеховая структура ведения отрасли с применением укрупненного севооборота во многом упростила производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника. Ликвидировала чересполосицу, всегда мешающую работе. И в итоге подняла рентабельность отрасли.

За опытом к Александру Шумскому приезжали из многих хозяйств Ставрополья, однако повторить его удалось далеко не всем. Значит, новшество – не для многих. Как не для многих – сама должность председателя.

А Александр Шумский между тем вместе со своими полеводами и животноводами брал новые высоты.

«Мы же заложили тогда основы рыночной экономики, но с человеческим лицом, – делится своими мыслями Александр Алексеевич. – Мы подошли к рынку, ничего не сломав и не уничтожив. Время показало: выбор был сделан правильный».

Результатам только позавидовать можно. Валовой сбор зерна здесь доведен до 80 – 85 тысяч тонн. А по производству сахарной свеклы колхоз занимает второе место в России. С 5200 гектаров хозяйство собирает свыше 300 тысяч тонн корнеплодов ежегодно.

В колхозе-племзаводе стараются так работать, чтобы не было убыточных отраслей. Прибыли в хозяйстве ежегодно получают свыше 400 миллионов рублей. И заработки здесь самые высокие на селе и не только в крае, а и на юге России. Где, скажите, механизаторы зарабатывают до 500 тысяч рублей в год? Плюс к этому натуроплата, которая в денежном выражении бывает повыше зарплаты.

Александр Шумский мыслит масштабно. Много лет назад с его легкой руки на полях хозяйства прописалась «королева полей» – кукуруза. Здешние механизаторы научились получать с каждого гектара по 70 – 80 центнеров зерна этой культуры. Хорошее дело, но еще выгоднее производить гибридные семена. Для начала их можно купить у американцев. А еще лучше самим выращивать. Но для этого нужен калибровочный завод. Но где взять средства на его строительство? Подумав, Александр Шумский собирает колхозников и предлагает им построить завод в складчину. Половину внесет колхоз, оставшуюся часть – колхозники. И завод был построен. Скоро ему исполнится 30 лет. Так еще вот когда колхозники «Казьминского» стали акционерами современного предприятия, оснащенного американским оборудованием. И теперь получают дивиденды.

Но если продукция растениеводства, по словам Александра Алексеевича, «идет со свистом» и приносит чистый доход, то молочное животноводство он с болью называет благотворительностью. Хозяйство производит ежедневно свыше 40 тонн первосортного молока. В Кочубеевском районе доля «Казьминского» составляет более 50 процентов. А радости сей факт не приносит. Производством молока здесь занимаются исключительно из двух побуждений: патриотизма и надежды на хоть какие-то позитивные изменения «там, наверху». Как не раз говорил Александр Шумский, животноводство выгоднее было бы ликвидировать вообще, раздать коров по домам и даже платить дояркам зарплату.

«Но если и мы «сдадим», что же тогда с Россией будет?..».

В рыночные времена Александр Шумский развернулся как никогда раньше. И не только внутри своего колхоза, но и на ниве внешней экспансии. В 1994 году по краю разнеслась сенсационная новость. Под крыло колхоза-племзавода «Казьминский» попросилось бедствовавшее соседнее хозяйство. Все бы ничего, но колхоз-то этот краснодарский. Впервые в стране социальная экономика оказалась сильнее административных границ. Александр Шумский и колхозники пошли тогда навстречу соседям. Приняли их под свое крыло. Колхоз «Гранит» вместе со всеми землями, техникой, скотом, другими основными фондами, оборотными средствами и, разумеется, с многомиллионными долгами влился в состав «Казьминского». Был создан прецедент, вызвавший шок у руководителей соседнего края. «Как же так? – недоумевали власти Краснодарского края. – Признанные мастера земледелия – и вдруг пошли на поклон к ставропольцам».

Но больше других переживал тогда Александр Шумский. Уж кто-кто, а он-то знал истинное состояние дел в соседнем хозяйстве. Уже несколько лет «Казьминский» арендовал у «Гранита» земли, расплачиваясь с ним продукцией. Словом, «Гранит» бедствовал: на счетах ни копейки, зато долгов около 20 миллионов рублей. Люди месяцами не получали зарплату. И, конечно, амбиции властных структур Кубани были не понятны. Однако здравый смысл возобладал, компромисс был найден. «Гранит» присоединился к «Казьминскому». Как и было обещано Александром Шумским, «Казьминский» погасил не только долги, но и выдал тогда людям зарплату. Несколько лет назад в село Гусаровское, где находится центральная усадьба «Гранита», проведен газ. Экономика хозяйства окрепла. А главное, люди довольны.

Но дальше – больше. Едва «Казьминский» «переварил» «Гранит», как в его состав попросился еще один колхоз Краснодарского края. Это «Красное знамя». Его земли тоже граничат с казьминскими. Александр Алексеевич и в этот раз ничего не имел против присоединения. Тем более что с просьбой об этом обратились власти Отрадненского района. Как и в случае с «Гранитом», у соседей выбора не было. Дело шло к весне, а у них – ни запчастей, ни горючего. И в колхозной кассе пусто. Сумма долгов перевалила за 20 миллионов рублей. Где их взять? Только у Шумского. И, слава Богу, что не отказал, согласился взвалить на себя еще и эту ношу. Александр Алексеевич сразу же распорядился выдать людям зарплату, хозяйству были выделены семена, горючее, гербициды. Весеннюю посевную «Красное знамя» провело вместе с щедрыми казьминцами.

И третье приобретение – колхоз «Заветы Ильича» уже родного Кочубеевского района. Опять выплата долгов, висящих на хозяйстве многомиллионным грузом. Опять выдача зарплаты. Правда, принимая соседей под свое начало, Александр Шумский сказал гонцам: «Мы готовы принять вас в свое хозяйство, но пусть все будет по закону. Каждый, кто согласен войти в состав «Казьминского», должен написать заявление».

И предупредил: «Придется нелегко, потому что работы впереди – непочатый край».

Этого он мог и не говорить. Люди и сами видели, что к чему. Да и натерпелись так, что любой работе рады. Заявления за один день написали свыше семисот человек, то есть все, кто в тот день находился в селе. Ничего против такого поворота событий не имело и районное руководство. Скорее наоборот, администрация довольна, что наконец-то в хозяйстве будет наведен порядок. Но сильнее всех радовались рядовые колхозники. Женщины не скрывали слез, от всей души благодарили Александра Шумского. Александр Алексеевич, конечно, понимал, что ношу он взвалил на себя очень нелегкую. Да и не только на себя, его помощникам тоже доставалось. Но все понимали, что дело, за которое взялись, благое.

«А знаете, о чем мечтаю? – спросил однажды Александр Алексеевич. – Очень надеюсь создать крупное агропромышленное объединение, такое как «Назаровское» в Красноярском крае. Я бывал в этом хозяйстве, у сибиряков есть чему поучиться. Они умеют трудиться, в рейтинге трехсот лучших хозяйств России «Назаровское» неизменно занимает лидирующие позиции».

А что же мешает догнать сибиряков?

«Когда-нибудь мы своей цели добьемся, – уверял Александр Шумский. – Догоним обязательно. Но нам для этого нужна пашня. На своей земле нам уже тесно».

И вот теперь у Шумского вдвое больше пашни – 30 тысяч гектаров. Зачем столько? Расширили посевы зерновых культур. Производство зерна колхоз довел в среднем до 80 – 85 тысяч тонн. Стали больше сеять сахарной свеклы. Этой культуре, занимающей в севообороте колхоза едва ли не главное место, уделяется особое внимание. Колхоз неизменно входит в рейтинг 100 наиболее крупных и эффективных предприятий России по производству свеклы. Получая стабильную урожайность свыше 600 центнеров с гектара, в «Казьминском» довели валовой сбор корнеплодов до 320 тысяч тонн. Но сразу же столкнулись с проблемой переработки. Успенский сахарный завод – давний партнер «Казьминского» – уже не первый год проводит реконструкцию, из-за чего не успевает переработать весь урожай. Приходится подстраиваться под заводской график, начинать уборку свеклы на месяц раньше. И все равно страда проходит вполсилы, потому что по договоренности с заводом колхоз отгружал в день не более 2000 тонн сырья. Хотя бывали времена, когда в сутки до 8,4 тысячи тонн вывозили. Уборка свеклы в последние годы ведется до зимних морозов, и тогда колхоз несет убытки.

По мнению Александра Шумского, выход из создавшейся ситуации может быть только один – надо строить новый сахарный завод в крае. А еще лучше два завода – один в Кочубеевском, другой – в Новоалександровском районах.

«Краевым властям надо активнее искать инвесторов, а то разговоров о строительстве было много, а толку не видно. Похоже, что поговорили и забыли. Так не годится».

СПК колхоз-племзавод «Казьминский» не случайно называют эталоном высокоэффективного ведения сельскохозяйственного производства. Колхоз уже много лет входит в элитный клуб лучших хозяйств страны «АГРО-300», куда открыт доступ только самым крупным и наиболее эффективным сельскохозяйственным предприятиям России. «Казьминский» – хозяйство высокой культуры земледелия. В иные годы собирает зерновых по 100 тысяч тонн. Средняя урожайность с гектара – 64 центнера. И, как правило, вся пшеница – продовольственная.

Но таких крепких хозяйств, как «Казьминский», на ставропольской земле с каждым годом все меньше. Александра Алексеевича очень беспокоит состояние, в котором оказалось российское село. Он расценивает его как крайне неблагополучное.

«Люди бегут из села, – с горечью говорит Александр Алексеевич. – А власть даже не пытается этот процесс остановить. Похоже, что ее устраивает импортная курятина, а точнее – «ножки Буша», которые сами американцы не едят, а отправляют в Россию. У меня не укладывается в голове, что все это происходит с нами. Село рушится. В чем причина? В том, что власти всех уровней лишь эпизодически обращают внимание на сельское хозяйство».

Чего же сегодня не хватает нашим селянам?

«Знаете, когда сосед получает с гектара по 70 центнеров, скажем, кукурузы, а я только по 30, то мне становится интересно, почему так происходит. Я иду к соседу и пытаюсь понять, в чем причина, я учусь у него. К сожалению, сейчас вопросы учебы совершенно заброшены. И это очень плохо. Ранее на базе нашего колхоза работала краевая школа по обмену опытом, через которую прошли все руководители хозяйств. Сегодня каждый сам по себе. А виновата сама система, а вернее, отсутствие системы планирования в сельском хозяйстве. Плановость есть даже у американцев, на которых у нас привыкли ссылаться. Где, что и сколько должно быть произведено, эти вопросы надо решать на государственном уровне. Если зарубежный опыт не копировать бездумно, а осваивать, учитывая местные условия, то эффект может быть очень значительным. Мы уже много лет сотрудничаем с французами, выращиваем свеклу по их методике. У них прекрасная техника, которая успешно работает на наших полях. У них замечательные специалисты, у которых мы многому научились. У них самые современные технологии, которые и мы сумели освоить».

В свое время Александр Шумский по-своему провел приватизацию. Экономисты хозяйства подсчитали, кто, когда и какой вклад вложил в создание нынешнего колхозного потенциала. Ни имущественные паи, ни тем более землю в «Казьминском» растаскивать не стали – это их долевая собственность и каждый имеет дивиденды.

«Так что размер пая получился у каждого свой, – пояснил Александр Алексеевич. – Это справедливо. Мы на собрании все вместе решили работать сообща. Так и живем».

Кстати, весьма неплохо живется в «Казьминском». Кроме отчислений по акциям, колхозники получают за земельный пай зерно, муку, хлеб, масло, сахар. Совокупный годовой доход каждого превышает несколько десятков тысяч рублей. В Казьминском много строят. Александр Алексеевич пробовал подсчитать, сбился. Более двухсот семей особняки поставили, да не абы какие, а в два этажа.

Словом, Александр Шумский создал самонастраивающуюся систему, которая не рухнула и без него. Вопрос о замене Александра Алексеевича на посту председателя никем и никогда не ставился. Однако он сам подготовил себе достойную замену. Младший Шумский – Сергей Александрович – уже около 10 лет руководит хозяйством. Колхозники проголосовали за него единогласно.

А вообще-то редкий случай: все дети Александра Шумского остались в родном колхозе. Одна его дочь – старший экономист, другая – врач. Александр Алексеевич не скрывает: ему это приятно. Если дети никуда не уезжают и продолжают дело, начатое родителями, значит дело это стоящее.

15 марта Александру Шумскому исполнится 75 лет. Это достойный юбилей, возраст зрелости и мудрости. Его родители – Алексей Сидорович и Мария Васильевна – гордились своими сыновьями. Да и как не гордиться. Александр стал руководителем крупного колхоза, его брат Геннадий дослужился до генерала. Александр Алексеевич награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и молот». Он – Герой труда Ставрополья, заслуженный работник сельского хозяйства РФ и Почетный гражданин Ставропольского края.

Хвалиться успехами Александр Алексеевич не любит. Земляки и так знают его и как замечательного руководителя, и как открытого, доброго человека. Он и в свои 75 не перестает трудиться, он – заместитель председателя хозяйства. В его кабинет постоянно приходят люди: кто-то решить производственный вопрос, кто-то получить консультацию, а кто-то просто поговорить о жизни.

Александр Алексеевич признается, что не может жить без работы. Это, видимо, передалось ему по наследству от родителей. Они у него были потомственными крестьянами, много трудились. В хуторе, где жила семья Шумских, их называли двужильными. Александр Алексеевич справедливо считает, что ответственность, трудолюбие и стремление сделать жизнь лучше надо воспитывать в детях с малых лет.

Кстати, Александр Алексеевич Шумский сегодня единственный на Ставрополье Герой Социалистического Труда, который продолжает активно трудиться. Редакция газеты «МК-Кавказ» искренне поздравляет юбиляра с днем рождения, желает ему крепкого здоровья и кавказского долголетия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру