Рак – это не приговор

Константин Хурцев: «При ранней диагностике заболевания жизнь онкобольного можно спасти или продлить на долгие годы»

Многоэтажное здание Краевого онкологического диспансера в северо-западном районе Ставрополя притягивает взгляд любого человека, проезжающего или проходящего мимо. Кто-то задумывается о собственном здоровье и дает себе мысленное «обещание» наконец отложить все дела и отправиться на прием к врачу по поводу растущей родинки. Другие – вспоминают родственников, друзей, умерших от рака. Такая трагедия была или есть почти в каждой семье. Количество онкобольных увеличивается с каждым годом, несмотря на передовые достижения современной медицины и инновационные методы лечения болезни. Эта тенденция не краевая или российская, а общемировая. Есть у нее и должное объяснение. Продолжительность жизни человека год от года растет. Например, на Ставрополье только за несколько лет действия приоритетного нацпроекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения продолжительность жизни увеличилась на три года. Ну а дальше просто: с возрастом вероятность возникновения ракового заболевания у человека повышается.

 

Константин Хурцев: «При ранней диагностике заболевания жизнь онкобольного можно спасти или продлить на долгие годы»
Константин Хурцев.

Востребованность в медицинских услугах, которые оказывает онкодиспансер жителям края, регионов СКФО, близлежащих к Ставрополью районов Кубани, – колоссальная. В год стационарное лечение здесь проходят порядка 20–22 тысяч человек. Количество посещений консультативной поликлиники диспансера превышает отметку в 105 тысяч. Интересно, что здание онкодиспансера было сдано в эксплуатацию в 1989 году. Как на момент создания, так и на сегодня это лечебное учреждение остается одним из самых крупнейших в России и совершенно точно – «головным» в СКФО. Его коечный фонд составляет 550 круглосуточных койко-мест, не считая коек дневного стационара. Однако при ежегодном увеличении количества пациентов площади помещений онкодиспансера, увы, не «прирастают». Поэтому фактически, получается, «загрузочная мощность» больницы, рассчитанная на потребности 35-летней давности, остается прежней. Из сложившегося положения вещей приходится искать выход. Находится он, по словам главврача краевого онкологического диспансера Константина Хурцева, благодаря активному внедрению современных технологий лечения онкологических заболеваний.

«В первую очередь эти технологии связаны с применением новых химиотерапевтических средств», – поясняет главврач.

Если вкратце, то новейшие медицинские препараты позволяют лечить больных без тяжелых последствий химиотерапии, как это было прежде. Благодаря таким лекарствам курс лечения стал более коротким – двухдневным, трехдневным. Длительная госпитализация пациента и постоянное наблюдение врачей уже не требуется. Люди приходят и уходят самостоятельно для введения инъекций. Именно это позволило медучреждению «развивать» дневной стационар. Недавно количество его коек увеличилось на 55 мест. Огромную роль играет «психологический момент». Пациенты не «выпадают» из привычного ритма жизни, могут работать и даже ездить в командировки, чувствовать себя полезными обществу. Словом, положительный эффект по всем статьям – налицо. Ведь на многих из нас больничные стены действуют поистине угнетающе…

«В этом году мы увеличили одно химиотерапевтическое отделение, и оно было переведено из круглосуточного режима работы в дневной, – продолжает Константин Владимирович. – В итоге нам удастся пролечить почти на три тысячи человек больше. Важно, что за счет двусменного режима работы стационара, более «эффективной работы койки», количество пролеченных пациентов вырастет вдвое».

Эмоциональная выгораемость

Однако, не смотря на достижения современной медицины, грамотные и своевременные управленческие решения руководства диспансера, его высокопрофессиональный коллектив, ситуация в учреждении остается непростой.

«Нарекания от пациентов есть», – с сожалением в голосе констатирует главврач.

От себя добавим, действительно, претензии возникают. В основном они связаны с большими очередями, длительным ожиданием приема врача, недоступностью, а бывает, и дороговизной какого-либо препарата или платной медицинской услуги.

Руководитель краевого онкологического диспансера пояснил, из-за чего в этой отрасли ставропольской медицины периодически возникает напряженная ситуация. Оказалось, причина – банальная: острая нехватка медицинских кадров.

«Для нормального функционирования онкологической службы в каждом районе, в каждой поликлинике должен вести прием пациентов свой онко-врач, – говорит Константин Хурцев. – Соответствующие обследования раковых больных должны выполняться на уровне районных поликлиник. После диагностики заболевания врач первичного звена выписывает направление в онкодиспансер, где проводятся необходимые уточняющие исследования и лечение. Но это – в идеале. На Ставрополье в районных поликлиниках и больницах онкологов практически нет. На сегодня их дефицит по краю составляет 80 процентов. Даже в столице края с достаточно широкой сетью ЛПУ работают только два онколога, в первой и второй поликлиниках города. В районах Ставропольского края – те же проблемы. Но если у жителей Ставрополя есть возможность непосредственно обратиться в наше лечебное учреждение, то другим ставропольцам это сделать труднее».

По сути, им приходится начинать обследование в нашей поликлинике, которая формировалась как консультативная. То есть к нам человек должен приходить с уже выявленным диагнозом и направлением от районного врача-онколога. Наши доктора «замещают» отсутствующих на местах коллег, отсюда и масштабы проблемы…

Удивительно и то, что молодые медицинские кадры не хотят подаваться в онкологи вовсе не из-за зарплаты.

«По уровню зарплаты врача онкодиспансер занимает ведущие позиции в крае, – продолжает Константин Хурцев. – Согласно федеральным рекомендациям в 2013 году она должна составлять 27 тысяч рублей, у нас – уже 31 тысяча. (Средний медицинский персонал по тем же методическим расчетам должен получать 15 тысяч рублей, в нашем учреждении зарабатывает по 20.) Крайне тяжел сам труд. Это – основная причина, по которой врачи выбирают другие специальности. Ежедневно ставить диагноз «рак» и говорить об этом пациенту – выдерживать подобную эмоциональную нагрузку способен далеко не каждый представитель врачебного сообщества. Представьте случаи, когда приходится сообщать о неутешительном диагнозе 18-летним, 20-летним парням, девушкам, их родителям. Крайне сложно «примерить на себя», что чувствуют эти люди, при этом врачи – тоже родители, и у них есть дети. Элементарное чувство сопереживания и сострадания им вовсе не чуждо. В онкодиспансере концентрация тяжелых переживаний, чувств, эмоций – «зашкаливает». Недаром коэффициент эмоционального выгорания среди онкологов – самый высокий в профессии вообще. Поэтому даже такое, считающееся престижным в крае лечебное учреждение, как наше, испытывает кадровый голод. На сегодня, за исключением хирургических отделений, в онкодиспансере отмечается большой дефицит кадров. Служба укомплектована врачами только на 70 процентов».

Из тех медиков, которые все же выбирают онкологическую специализацию, далеко не все потом хотят работать на самых «затратных направлениях». Ими считаются отделение гематологии – онкологических заболеваний кроветворной системы. (В гематологии – очень тяжелый контингент больных, причем довольно много как раз – люди молодого возраста.) Большой дефицит докторов в радиологических отделениях, где занимаются лучевой терапией пациентов. Труд врача-радиолога связан с физической нагрузкой. Ну а, кроме того, мало кто хочет иметь дело с радиационным оборудованием. Да, существуют современные средства защиты от радиационного излучения, которые делают труд медперсонала максимально безопасным. Но ведь любой человек понимает, тем более врач, профессионал, что длительная работа с подобными приборами не может не сказаться на здоровье. В краевом диспансере не хватает врачей рентгенологической диагностики и патологоанатомов, особенно – последних. (В нашем случае это не те, кто осуществляет вскрытие умерших людей.) Для нас важна морфологическая диагностика заболевания – исследование изъятой ткани, дифференциация вида опухоли. От работы врача-патологоанатома зависит последующая тактика лечения пациента. Словом, это – очень серьезный и ответственный участок работы онкологической службы. Мы же, в свою очередь, стараемся привлекать молодых специалистов всеми способами, в том числе бесплатным обучением, за счет средств учреждения.

Все – для комфорта

Необходимо отметить: в краевом онкологическом диспансере ведется непрерывная работа, чтобы снять существующее напряжение, связанное с дефицитом кадров, площадей, помещений и пр. Самое главное (возможно, кому-то в это и будет сложно поверить), в первую очередь здесь думают об интересах самих пациентов. То есть о создании максимально комфортных условий для лечения онкобольных. Многие врачи работают в две смены. Отработав в стационаре, часть из них идет вести прием в поликлинике. Доктора, прекрасно понимая общую картину, делают это не из какой-либо материальной заинтересованности, а для того, чтобы увеличить доступность медицинской помощи. Грубо говоря, потому что «родина», родное учреждение, в котором отдельные медики проработали по 20, а то и более лет, – «требует». Раз в месяц, в выходной день, доктора онкодиспансера ведут прием граждан, на него может попасть вообще любой желающий человек. Бесплатно.

По словам Константина Хурцева, к концу этого года в диспансере ожидаются кардинальные перемены к лучшему. Перспективы связаны, как мы уже говорили, с организацией и внедрением новых методов и форм лечения. В этом году в онкодиспансере заработало отделение фотодинамической терапии. Этот способ – новый, но очень действенный. С применением фотодинамической терапии можно лечить многие виды опухоли, которые не подлежат лучевой терапии из-за возможности повреждения соседних органов. Эта терапия имеет еще одно преимущество. Она существенно сокращает сроки лечения. Соответственно, с ее активным внедрением можно также ожидать увеличения пропускной способности диспансера. Для обывателя это будет означать, что очереди станут поменьше.

«Кроме того, мы рассчитываем серьезно пополнить парк оборудования, – делится планами руководитель краевой клинической онкологической службы. – В этом году Ставропольский край вошел в федеральную программу по усовершенствованию оказания помощи онкобольным. В рамках федеральной программы на условиях софинансирования из краевого бюджета (край дает 72 миллиона рублей) на приобретение оборудования будет выделено 380 миллионов рублей. Всего – 452 миллиона. Часть денег пойдет на закупку оборудования, другая – на подготовку помещений для его установки. В онкодиспансере появятся современные эндоскопические стойки. В рамках федеральной программы будет обновлен парк радиологического оборудования: учреждение получит линейные ускорители для лучевой терапии, компьютерный томограф. К концу 2013 года мы должны серьезно оснаститься. Поэтому, безусловно, в следующем году в медучреждении существенно возрастут и результаты, и качество лечения».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру