Послесловие: Северный Кавказ вне Хлопонина

Итоги пребывания на посту прежнего полпреда президента подводит Алексей Маркин

Александр Хлопонин покинул пост полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), в связи с чем можно подвести некоторые итоги его более чем четырехлетнего пребывания в должности. Тем более что А. Хлопонин получил округ, только что выделенный из состава Южного федерального округа, что существенно осложняло его задачу – вначале пришлось заниматься элементарным обустройством, решением массы технических проблем, связанных с запуском новой структуры.

Итоги пребывания на посту прежнего полпреда президента подводит Алексей Маркин

Предварительно необходимо отметить, что произошедшие кадровые перестановки сделаны для унификации системы управления на основе опыта, апробированного на Дальнем Востоке и в Крыму. То есть о выстраивании схемы, при которой функции полпреда и члена правительства, курирующего регион, принципиально разделены. А в «крымском» случае есть еще и вице-премьер, отвечающий за эту проблематику. Так как Хлопонин продолжает выполнять функции куратора Северного Кавказа в правительстве, то его обязанности по отношению к региону будут аналогичны тем, которыми в настоящее время наделен Дмитрий Козак. Правда, на Дальнем Востоке Юрий Трутнев продолжает совмещать должности вице-премьера и полпреда, но идеально выстроенные схемы в практической политике – явление не очень частое.

А. Хлопонина направляли в регион, в первую очередь для решения экономических проблем, которыми теперь под его руководством будет заниматься вновь созданное министерство во главе со Львом Кузнецовым, давним соратником Хлопонина по работе в Красноярском крае и его преемником на посту губернатора. Есть все основания полагать, что именно Хлопонин рекомендовал нового министра на его как прошлую, так и нынешнюю должности. А полпред сейчас будет в большей степени заниматься контролирующими функциями, для которых может быть востребован человек с опытом военной дисциплины – как это произошло не только на Северном Кавказе, но и в Крыму, и в Сибири.

Тот факт, что Хлопонин остался в составе правительства на прежней должности, свидетельствует о том, что федеральная власть позитивно оценила результаты его работы в качестве полпреда. Начнем с того, что в регионе удалось сохранить достаточно высокий уровень политической стабильности. Вспомним страхи времен прихода Хлопонина на Северный Кавказ. Одни наблюдатели предрекали неизбежную гражданскую войну в Ингушетии. Другие пророчили чуть ли не отделение Чеченской Республики из-за того, что руководство республики получило в свое распоряжение множество ресурсов. Третьи уверенно говорили о грядущем «взрыве» ситуации в Дагестане из-за межнациональных и религиозных проблем. Ничего подобного не произошло. Более того, даже такая трагедия, как убийство авторитетнейшего аварского шейха Саида Чиркейского в 2012 году, не смогла дестабилизировать ситуацию в Дагестане – «запас прочности» системы оказался высоким, что не позволило террористам добиться своих целей.

Стабилизация политической ситуации позволила заняться всерьез социально-экономическими вопросами – в контексте не распределения, а развития. Причем в условиях, когда государство является активным игроком, стимулирующим экономические процессы и выстраивающим партнерские отношения с частным бизнесом. Вместо бесперспективного «размазывания по тарелке» ограниченных ресурсов ставка была сделана на конкретные экономически обоснованные проекты. Первоочередным делом стало создание инфраструктуры, без которой невозможно повышение инвестиционной привлекательности региона (отметим в связи с этим реконструкцию ключевого транспортного центра – аэропорта Минеральных Вод – и строительство объездных дорог вокруг административных центров субъектов Федерации, входящих в состав СКФО). Разработаны и реализуются другие - более масштабные - инфраструктурные проекты. В регион уже потянулись инвесторы, которые раньше вообще обходили северокавказские республики стороной – да, их не так много, как хотелось бы, но главное, что они появились.

Одним из приоритетов полпредства при Хлопонине было использование конкурентных преимуществ Северного Кавказа. Одно из них – туризм. По поводу создания туркластера было немало споров и сомнений, но в декабре прошлого года заработал пилотный проект - новый горнолыжный комплекс «Архыз» в Карачаево-Черкесии. На сегодняшний момент действуют два отеля, сервис-центр, две канатные дороги и четыре горнолыжные трассы различных категорий сложности. Получение сертификата международной федерации лыжного спорта позволит проводить здесь международные соревнования. Уже в первые недели работы «Архыз» показал себя перспективным проектом. По словам А. Хлопонина, «мы планировали полторы-две тысячи человек в неделю при запуске этой площадки, а получили только за несколько дней после Нового года 18 тысяч!». Неудивительно, что до конца 2015 года в «Архызе» предполагается ввести в эксплуатацию еще восемь гостиниц. Пример этого проекта может быть актуальным и для других инициатив в рамках создающегося кластера.

Еще одно традиционное конкурентное преимущество Северного Кавказа – аграрная сфера, имеющая в регионы богатые традиции. В начале прошлого года правительство подвело итоги аграрного развития региона за пять лет. В результате производство продукции сельского хозяйства округа выросло почти на четверть, уровень безработицы на селе снизился почти в 2 раза. Отметим, что эти процессы происходили в не самых благоприятных макроэкономических условиях, принципиально отличающихся от бурного роста первой половины нулевых годов. При поддержке государства реализуются и конкретные инициативы – например, в прошлом году ВТБ и «Корпорация развития Северного Кавказа» начали финансирование в Ставропольском крае проекта интенсивного растениеводства Irrico общей стоимостью 8  млрд. рублей. Ожидания серьезной отдачи от реализации проекта связаны во многом с использованием принципиально новой для нашей страны технологии выращивания сельскохозяйственных культур, хорошо показавшей себя за рубежом.

Крупнейшим образовательным проектом в регионе стало создание Северо-Кавказского федерального университета, само создание которого неразрывно связано с учреждением СКФО. Под эгидой А.Хлопонина действует молодежный образовательный форум «Машук». В регионе выстроены механизмы взаимодействия со структурами гражданского общества, религиозными организациями – в их рамках в политическую культуру региона постепенно и целенаправленно внедряются практики диалога, основанные на взаимном уважении. Это работа не очень громкая, но важная, причем не только для решения конкретных проблем, но и на длительную перспективу.

Понятно, что СКФО при А. Хлопонине сталкивался и с серьезными проблемами, которые можно разделить на два основных типа. Первый связан с застарелыми негативными тенденциями, складывавшимися в течение, как минимум, десятилетий – от коррупции до экстремизма. Побороть их даже в среднесрочной перспективе невозможно – реалистичный подход позволяет постепенно решать конкретные проблемы и создавать при этом «плацдармы» для дальнейшего наступления. Второй тип проблем – экономическая стагнация общенационального масштаба и вынужденное сокращение расходов в различных сферах экономики, включая и северокавказские проекты. Именно с этим фактором связано и недавнее существенное «урезание» расходов на реализацию промышленных проектов СКФО, которое стало предметом оживленных дискуссий в СМИ.

И как представляется, главное. За эти годы уменьшилось восприятие Северного Кавказа как зоны чрезвычайной ситуации, которая требует экстремальных решений. Все чаще люди – и чиновники, и бизнесмены, и простые граждане – рассматривают субъекты Федерации, входящие в СКФО, как обычные российские регионы, куда можно вкладывать ресурсы и приезжать на отдых. И это обнадеживающий задел на будущее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру