Контроль за ведением бизнеса, или чего бизнесменам ждать от властей?

В России сейчас карательная модель контрольно-надзорной деятельности

Комментарий по проблеме дала завкафедрой государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала РАНХиГС Анна Минина. В настоящее время в России около 18 тысяч контрольных структур, численность контролёров приближается к 1 млн сотрудников, существует 102 вида контроля – этого нет ни в одной развитой стране мира.

В России сейчас карательная модель контрольно-надзорной деятельности
Анна Минина. Ставропольский филиал РАНХиГС.

Многие граждане отказываются от идеи стать предпринимателем, глядя на это, а также на многочисленные и запутанные требования, которые зачастую сложно понять, не имея специальных знаний и образования.

Хочется отметить, что в последние несколько лет существует тенденция к сокращению количества проверок, проводимых в рамках контрольно-надзорной деятельности. Между тем половина проводимых в стране проверок являются внеплановыми. Иными словами, мера, которая должна быть исключительной и при этом лишает предпринимателя части гарантий защиты их прав, фактически превратилась в повседневную норму. При этом эффективность внеплановых проверок крайне низкая: нарушения обнаруживаются в 37% случаев (для плановых проверок этот показатель составляет 59%). 

Тотальный контроль не предотвращает нарушений

Количество выявленных нарушений, обязательных требований за последние несколько лет также имеет тенденцию к снижению. Так, в 2014 году количество выявленных федеральными контролёрами нарушений более чем в 2 раза меньше по сравнению с 2011 годом. Тогда как количество выявленных правонарушений региональными контролёрами имеет тенденцию к увеличению. Однако если эти цифры сопоставить с масштабами контрольно-надзорной деятельности, то можно констатировать, что система контрольно-надзорной деятельности не в полной мере ориентирована на предупреждение нарушений. Между тем, практика осуществления контрольно-надзорной деятельности показывает, что большая часть проведённых проверок не выявляет нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда.

В настоящее время в России существует карательная модель контрольно-надзорной деятельности. При этом предполагается, что необходимо переориентирование контролирующих органов с карательной на превентивную модель работы с проверяемыми субъектами. Именно движение в этом направлении будет способствовать защите прав не только предпринимателя, но каждого гражданина Российской Федерации. Этот вывод основан на том, что процент соотношения количество проверок – выявлено правонарушений практические не меняется за последние несколько лет. При этом на проведение проверок из бюджетов выделяются миллиарды рублей. За последние годы имеется тенденция к увеличению нагрузки на бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации на расходы при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Здесь речь идёт о прямых затратах, к которым относятся заработная плата, командировочные расходы работников контрольно-надзорных органов. Дополнительно же около 1,3 млрд. рублей расходуется на финансирование участия экспертов в проведении проверок.

Тем не менее, в настоящее время уже предпринята третья попытка реформирования системы контрольно-надзорной деятельности. В частности, разработан проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации. Работа над законопроектом была начата Минэкономразвития России по поручению Президента РФ, который в рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 году отметил, что необходимо снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля.

Основой новой системы контрольно-надзорной деятельности должен стать так называемый риск-ориентированный подход, то есть интенсивность проверок должна завесить от того, какие потенциальные угрозы присутствуют в деятельности организации либо индивидуального предпринимателя, какой вред они могут нанести и какова вероятность его причинения. Соответственно, чем больше риски – тем чаще будут проводиться мероприятия по контролю.  В итоге должна произойти переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска. Для объектов с низким уровнем риска плановые проверки исчезнут вовсе, а для остальных субъектов произойдёт сокращение частоты проверок при условии их добросовестности (отсутствие административных наказаний, своевременное исполнение предписаний). 

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что тот факт, что за последние 15 лет это будет уже третий закон, регулирующий контрольно-надзорную деятельность, ставит под сомнение качество законотворческой деятельности и государственного управления в данной сфере. В связи с этим призывы не торопиться с принятием документа и заняться его тщательной проработкой выглядят весьма обоснованными.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру