Увековечение памяти Якова Абрамова на Ставрополье – дело совести и чести наших современников

Незаслуженно забытый

«Первый профессиональный ставропольский писатель Яков Васильевич Абрамов вошёл в историю отечественной и мировой культуры как талантливый художник слова и яркий мыслитель, исследователь народной жизни, выдающийся общественно-литературный деятель последних десятилетий ХIХ – начала ХХ века, прозаик, публицист, философ, социолог, литературный критик, журналист, статистик, просветитель, он оказал большое влияние на социокультурное развитие России, Северного Кавказа и Ставрополья того времени». Так пишет об Абрамове один из основных исследователей его творчества                                                                               доктор филологических наук, профессор, член Союза российских писателей Вячеслав Головко. Не один год он и другие ученые Ставрополья прилагают усилия для увековечения памяти Якова Абрамова. Пока безрезультатно, хотя этого писатель, безусловно, достоин.

Незаслуженно забытый
Яков Васильевич Абрамов. Фото: Википедия.

Под псевдонимом «Федосеевец»         

Яков Васильевич Абрамов родился в семье ставропольских мещан 22 октября 1858 года. Он был третьим ребёнком из пяти детей в семье. Образование получил в Ставропольской классической гимназии и Кавказской духовной семинарии. Будучи гимназистом, писал корреспонденции в газеты и журналы, в гимназическом рукописном альманахе помещал свои рассказы и очерки под псевдонимом «Федосеевец» (скорее всего, от имени священника Георгия Феодосиева, крестившего его), который сохранился до конца его литературной деятельности.

В 1877 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, но в 1879-м вынужден был оставить учёбу, так как за «распространение запрещённых книг» (что было характерной приметой времени «хождения в народ» русских революционных народников) был привлечён к дознанию «политического характера» и «подвергнут аресту на шесть недель», а затем выслан на родину, в Ставрополь. За Абрамовым был установлен тайный надзор, в ходе которого полиция установила, что он принимал самое активное участие в деятельности тайного кружка, занимавшегося в Ставрополе «распространением революционных изданий».       

В декабре 1880 года Якову Васильевичу разрешили вернуться в Петербург. С этого времени начинается его активная литературная и просветительская работа, а сам Я.В. Абрамов становится известным всей России как публицист и прозаик, объективно и беспристрастно анализировавший состояние общественной жизни того периода, когда «всё переворотилось и только укладывалось» (Л.Н. Толстой), призывавший к «работе в народе» во имя социального и культурного прогресса России. 

Известные писатели Г.И. Успенский, Н.К. Михайловский, М.Е. Салтыков-Щедрин ввели 22-летнего Якова Абрамова в редакцию лучшего демократического журнала «Отечественные записки», на страницах которого увидели свет первые художественные и публицистические произведения молодого писателя.

Я.В. Абрамов стал постоянным сотрудником «Отечественных записок», а с января 1884 года, по предложению М.Е. Салтыкова-Щедрина, возглавил один из наиболее сложных и значимых отделов журнала – «Внутреннее обозрение».

Одновременно Абрамов курировал беллетристический отдел и был одним из участников издательской артели журнала «Устои», где были опубликованы его повесть «В степи», рассказы «Гамлеты – пара на грош», «Корова», «Механик» и др. известные произведения.

В первой половине 1880-х годов сочинения Я.В. Абрамова широко печатались и в других журналах («Дело», «Слово», «Наблюдатель», «Детское чтение» и т. д.). Такие произведения, как повесть «В степи», рассказы «Мещанский мыслитель», «Ищущий правды», «Гамлеты – пара на грош», «Иван Босый», «Полместа», очерки «Кавказские горцы», «Забытое сословие», «Очерки Северного Кавказа», многочисленные статьи, посвящённые истории раскола и сектантского движения, свидетельствовали о творческой индивидуальности писателя, особенности его стилевой манеры.        

После запрещения журнала «Отечественные записки» (за вредное, по мнению цензуры, направление) Я.В. Абрамов служил в статистическом бюро при Петербургской земской управе, работал над произведениями, в которых выражал веру в творческие силы народа, продолжал поиски проявлений исторической инициативы народа и новых форм организации народной жизни в сектантском движении.

Властитель дум целого поколения

С 1885 года он начинает активную публицистическую и журналистскую деятельность в популярной газете «Неделя» и журнале «Северный вестник», в котором вёл рубрику «Из провинциальной печати».

В редакциях этих изданий Я.В. Абрамова окружали известные идеологи и теоретики народничества, сторонники «малых дел», пропагандировавшие «тихую культурную работу», а также экономисты и публицисты либерально-народнического направления.

Но в народническом лагере Абрамов занимал особую позицию: он воспринял и творчески развивал идеи мирного постепенного прогресса («постепеновства снизу») И.С. Тургенева и других мыслителей демократического просветительства, интерпретируя эти идеи в парадигме «работы в народе».

Программа Я.В. Абрамова предполагала поддержку сущностных тенденций развития народной жизни средствами оптимизации всех составляющих общественного устройства и государственности (образование, наука, культура, экономика, производство, сельское хозяйство, юридическая, финансовая системы, транспорт и т. д.). Он говорил о необходимости приобщения народа к цивилизации, его духовного и нравственного просветления.

Проблематика публицистических выступлений писателя определялась процессами социальной, экономической, культурной жизни России, освещавшимися им нередко в сопоставлении с положением дел во многих других странах мира. Я.В. Абрамов составлял передовые статьи для газеты «Неделя» по вопросам внутренней жизни России. В отличие от других народнических идеологов, он отводил большую роль в обеспечении социально-культурного прогресса демократически настроенной интеллигенции, никаких надежд не возлагал на крестьянскую общину, не считал капитализм случайным явлением. Не разделял Я.В. Абрамов и основных положений субъективной социологии теоретиков народничества.           

На призыв Абрамова посвятить себя «распространению технических сведений в народе, подъёму производительности народного труда», «народно-просветительской, организационно-врачебной и иного вида культурной деятельности земских учреждений» (статья «Малые и великие дела») откликнулись представители молодого поколения демократической интеллигенции. В России началось массовое «хождение в народ», «хождение на великую культурную работу».

Яков Абрамов стал поистине «властителем дум» целого поколения русской молодёжи второй половины 1880-х – первой половины 1890-х годов.              

Но и в условиях современной России его историко-культурное наследие необычайно актуально. Поражает перекличка почти через целый век двух великих ставропольцев ­– Якова Абрамова и Александра Солженицына, утверждавших продуктивность постепенного мирного прогресса страны на основе подлинного демократизма и свободы личности.

В конце 1880-х годов осуществилась мечта писателя-просветителя о выпуске книг-биографий, посвящённых выдающимся писателям, деятелям культуры и искусства, учёным, изобретателям, общественным деятелям, путешественникам, открывателям новых земель и т. д.

Я.В. Абрамов стоял у истоков знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» («ЖЗЛ»), которая начала выходить в петербургском издательстве Ф.Ф. Павленкова с 1890 года. До 1907 года в этой серии вышло 198 биографий в 193 книгах, общим тиражом свыше 1,5 миллиона экземпляров.             

Я.В. Абрамов живо интересовался делами своей «малой родины» – Кавказа. В многочисленных статьях, публиковавшихся как в столичных, так и провинциальных («Терек», «Тифлисский вестник», «Приазовский край», «Северный Кавказ», «Юг» и др.) журналах и газетах, он доказывал, что жизнь горских народов должна регулироваться не по общему административному стереотипу, шаблону, а в соответствии с историческими особенностями и этнокультурной спецификой каждого из них.

Современники Абрамова отмечали, что «именно при такой постановке дела русская государственная власть могла бы дать наиболее полезный для России исход богатым природным силам кавказской окраины».          

На службе народам Северного Кавказа

В мае 1890 года, находясь «на пике» своей популярности, Я.В. Абрамов неожиданно покинул Петербург и вернулся с семьёй в Ставрополь. В течение нескольких выборных сроков он работал гласным (депутатом) Ставропольской городской думы, продолжая сотрудничество с петербургскими издательствами и журналами.

Как гласный городской думы он выступал с яркими инициативами общественно-культурного развития Северного Кавказа и России, многие из которых были поддержаны на государственном уровне (например, учреждение в России бесплатных библиотек).

С 1890 года до конца своих дней в столичном журнале «Русская школа» он вёл рубрику «Наши народные школы». Именно его книга о русских воскресных школах была удостоена Большой медали на Первой Всемирной выставке в Париже в 1889 году и выдержала до шести изданий.

Судя по материалам полицейского надзора, как гласный думы Я.В. Абрамов не раз высказывал «резкие антиправительственные суждения», защищая права населения не только Ставропольской губернии, но и всей России. Часто на осуществление необходимых нововведений и преобразований в городе он использовал свои собственные скромные средства.              

В конце 1905 года писатель получил разрешение на издание ежедневной газеты «Наш край», но осуществить этот замысел уже не успел. После тяжёлой, неизлечимой болезни 18 сентября 1906 года (по старому стилю) Яков Васильевич ушёл из жизни, не дожив до 48 лет. Материальное положение великого труженика было таково, что семье не на что было его похоронить… Хоронили «ставропольского мещанина Якова Васильевича Абрамова» за счёт Ставропольской городской думы. Место его погребения в настоящее время не известно.

Я.В. Абрамов разделил типичную судьбу писателя-разночинца, «умственного пролетария», бескорыстно служившего России. Городская дума на заседании, посвящённом памяти Я.В. Абрамова, отметила огромный вклад этого «выдающегося общественного деятеля» и первого профессионального ставропольского писателя в социальное и культурное развитие Ставрополья, Северного Кавказа и России.

В марте 1909 года в редакцию газеты «Юг» обратились жители города Ставрополя с коллективной просьбой об увековечении памяти Я.В. Абрамова. Письмо подписали 79 человек. Тогда же Ставропольская городская дума и городская управа поддержали эту инициативу и приняли соответствующее решение. Оно остаётся не выполненным до сих пор.

Не так давно инициативной группой представителей общественности в Ставропольскую городскую думу был направлен пакет документов на увековечение памяти Я.В. Абрамова в краевом центре. Речь идет о представлении писателя к званию «Почётный гражданин г. Ставрополя» с установлением именной стелы на аллее Почётных граждан. Ответа из гордумы пока не поступило.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Незаслуженно забытый

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру