Судьба троллейбусного парка: забвение или ренессанс?

Власти Ставрополя разработали антикризисный план

 О неотложных «хирургических» мерах и режиме «ручного управления», которые требуются крупнейшему в краевом центре предприятию, сегодня не слышал только ленивый. Как же случилось, что муниципалитет столкнулась с кричащей необходимостью вытаскивать со дна экологически чистый вид транспорта? Кто ответственен за нынешнее финансовое состояние СМУТП на грани банкротства? И  что ждет «рогатых» завтра? На эти и другие вопросы для «МК-Кавказ» ответил вице-спикер Ставропольской городской Думы Геннадий Иванович Тищенко.

Власти Ставрополя разработали антикризисный план
Геннадий Тищенко.

– Геннадий Иванович, проблема троллейбусного предприятия возникла не вчера. Хрестоматийный вопрос – кто виноват?

– Надо сказать «спасибо» администрации Дмитрия Кузьмина, который десять лет назад росчерком пера продал имущественный комплекс автотранспортного предприятия (АТП). Очевидно, на лакомом участке по улице Доваторцев кто-то собирался строить многоэтажки и удивляться тут нечему. В те годы процветала точечная застройка, а в погоне за землей все средства были хороши. Так подвижной состав предприятия оказался на улице Объездной, где условия для его содержания попросту отсутствовали. А потом последовала вопиющая продажа СМУТП. С молотка! Всего за сто миллионов, хотя  имущественный комплекс реально оценивался более чем в миллиард рублей. Вскоре муниципалитет столкнулся с необходимостью совершать обратную сделку, возвращать свое. Добавьте сюда еще и продажу электрических сетей москвичам – и пазлы, как говорится, сложатся.  Предприятие отправилось в финансовое пике.

– Город «тащил» его, как мог?

– Да, мы пытались слить воедино АТП и СМУТП. Мера, возможно, и принесла бы ожидаемый эффект, но управленческие действия оказались слабыми. Санация проводится ежегодно. И это, заметьте, при дефицитном бюджете.  За четыре года было вложено сотни миллионов рублей. Вообразите, сколько социально значимых проектов мог реализовать Ставрополь на эти колоссальные средства!  То есть, городские власти отдают этой теме приоритет, не жалеют ни средств, ни сил, ни времени, понимают степень социальной значимости. Пришло время кардинальных мер, направленных на финансовое оздоровление СМУТП, на недопущение введения конкурсных процедур. 

– В чем их суть? Действительно ли город ждет оптимизация маршрутной сети?

– Судите сами. В городе работают одновременно 76 маршрутов! Многие из них являются дублерами. О каком рациональном подходе, чистоплотной конкуренции, порядке может идти речь? Эти маршруты создают транспортные коллапсы. А водители-нелегалы! Каждый день они рискуют жизнями горожан. Кто знает, в каком состоянии они садятся за руль? Исправна ли их машина? И таких «бомбил» «вне закона», по нашим расчетам, работает в городе от 200 до 500 человек. Здесь, кстати,  непаханое поле и для правоохранительных органов – ГИБДД, и для налоговиков, и для транспортной инспекции.

  Разработанный совместно Думой и администрацией Ставрополя план предполагает сформировать два полноценных троллейбусных маршрута. Они будут курсировать по «очищенным» от маршрутных такси и автобусов улиц.  Так мы сможет жестко контролировать нелегалов и попутно освободить главные магистрали от пробок.

- А автобусы?

– Этот блок, что парадоксально, тянет СМУТП вниз, принося ежемесячные убытки в размере восьми миллионов рублей. Хотя может и должен приносить прибыль. Его планируется перевести на коммерческие «рельсы». Пусть предприниматели берут автобусы в аренду и зарабатывают на них. А муниципалитет сосредоточит усилия и ресурсы на экологически чистых троллейбусах. Хочу подчеркнуть, социальную ответственность муниципалитета никто не отменял. Весь спектр льгот и обязательств останется актуален.

– Антикризисные меры сопряжены с непопулярными шагами?

– В такой ситуации, какую мы имеем, сокращение штата неизбежно. Ну, зачем, объясните, предприятию численность ИТР, в десять раз превышающая норматив? Или  за какие заслуги в его структуре  зарплату получают каменщики?

- Есть аксиома, что если хочешь оставаться на месте, беги в два раза быстрее. Каким Вы видите будущее троллейбусного парка?

- При благоприятной реализации антикризисного парка предстоит двигаться вперед. Очевидно, что назрела необходимость обновления подвижного состава, расширения парка. Есть идея развития контактной сети в части продолжения линии от конечной остановки маршрута «№1» по новой Объездной дороге и далее на проспект Безымянный. Но это, повторю, планы, которые предстоит реализовать при благоприятных условиях. Но, главное, что Дума и администрация действуют в едином ключе с полным и взаимным пониманием – Ставрополю нужны троллейбусы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру