В декабре сотрудники филиала сдали заказ на сотню с лишним костюмов к постановке Григоровича «Каменный цветок», сейчас трудятся над очередной большой партией - около 70 костюмов для «Сицилийской вечери», они должны быть готовы в течение месяца.
Работа начинается с эскизов, которые детально прорабатываются, к ним прикрепляются образцы тканей с тщательно подобранной цветовой гаммой и фактурой. Исторические платья требуют глубоких знаний особенностей кроя, поиска похожих материалов. Бархат, органза, тафта, парча, шерсть, гипюр, шелк - в зависимости от спектакля и эпохи, моду которой специалисты детально изучают, останавливается выбор на той или иной ткани. Эскизы костюмов обязательно заносятся в архивы: каждый спектакль - в своей папке, и таких папок в мастерской Мариинки целый стеллаж.
Трудятся в пошивочном цеху 12 хорошо знающих свое дело мастериц, они могут создать костюм дистанционно или, как еще говорят, заочно, без примерок, имея в наличии размеры артиста. Далее готовая партия транспортируется в Санкт-Петербург, где на месте уже идет примерка и, в случае необходимости, окончательная подгонка под фигуру. Хотя это, по признанию самих швей, бывает крайне редко: за годы работы они изучили параметры своих клиентов наизусть – доработки, в основном, касаются длины изделия и подгонки в талии. Важно учитывать и предназначение костюма, то есть то, что в этой одежде будет делать на сцене актер: ходить, сидеть или активно двигаться. Для каждой задачи - свой крой.
Нередко бывает так, что именно театральный костюм помогает артисту вжиться в роль, понять особенности той эпохи, героя которой приходится играть.
Работа очень сложная, кропотливая, заставляющая подчас мыслить нестандартно и креативно. Из самых необычных заказов, что довелось делать владикавказским мастерицам, - костюмы в виде сугробов на «Рождественскую сказку». Толстый одеяльный синтепон был «посажен» на комбинезон, который актер надевает - получились очень натуральные снежные глыбы!
Специально для фондов филиала, мастера изготавливали по одному экспозиционному костюму, но подобную практику уже прекратили - нарядов набралось столько, что негде складировать. В планах – провести большую выездную выставку с экспозиционными нарядами.
Новейшее оборудование, специалисты, прошедшие обучение на основном производстве в Санкт-Петербурге, и любовь к сценическому творчеству позволяют создавать не просто театральные костюмы, а настоящие произведения искусства. Владикавказский филиал Мариинки обшивает не только Питер, но и Ростов, Северо-Осетинский театр оперы и балета, Русский драмтеатр, были заказы и из Чеченской республики.
Сценический костюм овеян таинственной атмосферой красоты и грации, но создать эту атмосферу по силам только волшебницам, знающим все тонкости швейного дела. Каждый из сотрудников художественно-производственной мастерской - ценный кадр и штучный экземпляр.