Анатолий Кострицкий: "Главное - сформулировать проблему и правильно приложить силы и средства для ее решения"

Как работают сельхозтоваропроизводители в зоне рискованного земледелия

Каменная Балка поразила удивительной чистотой. На асфальтированных улицах села не видно было ни бумажек, ни окурков. Блестела на солнце золотая маковка новенькой церкви. Целью корреспондента "МК-Кавказ" было базовое предприятие села ООО АПК "Рассвет" - хозяйство, которое в прошлом году собрало рекордный для этих мест урожай. Собеседником и гидом автора этих строк стал генеральный директор агропромышленной компании Анатолий Кострицкий.

Как работают сельхозтоваропроизводители в зоне рискованного земледелия
Анатолий Кострицкий

Работа и зарплата

– Анатолий Владимирович, значит, где родился, там и пригодился?

– Это золотое правило, которое незыблемо во все времена. Я по жизни знаю, куда бы люди ни бегали, где бы ни искали длинный рубль, все равно возвращаются к истокам. Руковожу «Рассветом» уже более 29 лет. Родился в этом селе, работал в колхозе на разных должностях: механизатором был, комбайнером, строгалем, слесарем, начальником мехотряда, главным агрономом. Прошел все ступени в сельском хозяйстве.

– Что здесь было в самом начале?

– Рядом село Родниковское, там был колхоз, который назывался «Путь к коммунизму», в него мы тогда и входили. Год назад мы отметили 86-летие со дня его образования. А потом хозяйству добавили земли, и в 1966 году в Каменной Балке появился колхоз «Рассвет». В советские годы хозяйство бурно развивалось. В 1988 году меняя избрали его руководителем. Тогда как раз пошли новые веяния избрания руководителей на альтернативной основе и меня на этой основе избрали первым.

– Что получили в «наследство»?

– Не люблю говорить об этом, ведь если будешь хаять человека, который до тебя работал, так же будут говорить и о тебе, когда уйдешь. Но если честно, не было у нас в деревне ни дорог, ни складов, ни других хозяйственных помещений. Было только правление колхоза и мастерская. Во дворе стояла вся техника и грязи по колено. В общем, караул что было! Потому меня и избрали. Начал я с приведения территории в порядок. Все, что вы видите в селе, где сейчас проживает 1050 человек, сделано хозяйством.

– То есть ваше хозяйство является базовым для Каменной Балки, и социалкой в основном занимается «Рассвет»?

– У нас появились и фермеры, сегодня их уже полтора десятка. Но когда необходимо вложить средства в социальное развитие села, львиную долю вкладывает наше хозяйство. Вот церковь недавно построили за три с половиной миллиона. Вложились от души – дело святое.

В сентябре у нас заканчивается срок действия ряда договоров аренды с владельцами земли, которые хотят выделиться. Так что число фермеров в селе возрастет, я думаю, до тридцати.

Проблема вот в чем. Когда фермерское движение пошло и землю у нас начали потихонечку забирать, объемы производства стали сокращаться. А ведь необходимо и технику приобретать, строить, зарплата чтобы вовремя была. Тем не менее мы сохраняем рабочие места. Кто поможет людям, их же фермеры к себе на работу не возьмут?

Для человека ведь что важно – чтобы была работа и зарплата. Приходилось землю арендовать в Калмыкии за 100 километров отсюда. Мы и сейчас арендуем два участка, правда, на территории Арзгирского района: один за 80 километров от центральной усадьбы площадью 800 гектаров, второй за 45 километров – 1000 га. Людей туда надо отвезти и привезти, технику переправить, проконтролировать работу. Это все непросто.

А вообще у нас в обработке 12 тысяч гектаров земли. Осенью 2 800 га с пастбищами и пашней отойдет к фермерам, поэтому нам опять придется дополнительно искать землю на стороне. Будем договариваться с соседями, участвовать в конкурсах, где земля выставляется на торги. Нам при наличии техники необходимо иметь 15 – 17 тысяч гектаров.

Надеемся также, что земля, которую взяли фермеры, со временем вернется в наше хозяйство. Будем создавать для этого все условия. Фермеры ведь не дают собственникам денег за аренду больше, чем мы.

Серьезным испытанием для нас была засуха 2012 года, когда основные посевы были в Калмыкии. Урожай получили тогда 12 центнеров с гектара. С землей же надо работать постоянно, и время для этого надо, чтобы земля давала отдачу. Не зря же говорят, земля – мать-кормилица. Мы тогда не получили большую часть прибыли. Появились проблемы с кредитами и не только…

Единственный и, я уверен, правильный путь, который мы для себя выбрали, был в объединении с более крупной организацией. Я имею в виду АПК «Союз», которую возглавляет Андрей Кухарь.

Гуртом и батьку бить легче

– Как вы вышли на эту компанию?

– Мы с Андреем Николаевичем были давно знакомы. Бывало, и зерно ему поставляли, в его логистический центр, иногда кредитовались у него. Я ему предложил объединить наши усилия на постоянной основе. Мы выращиваем зерно, он его закупает. Себестоимость зерна становится ниже, доход значительно выше. Кухарь – молодец, надо же хорошо знать человека, чтобы довериться ему и вместе делать дело. Он мне поверил. Думаю, не пожалел о том, что мы сегодня вместе.

Когда мы начали с ним работать, появилось еще хозяйство, которое тоже захотело к нам присоединиться, потом еще и еще. Мы создали Ассоциацию организаций агропромышленного комплекса «АгроСоюзЦентр», куда сегодня входит более десяти предприятий. Председателем избрали Андрея Кухаря – молодого, энергичного, неравнодушного, целеустремленного человека. Он во все вникает. Ведь главное – сформулировать проблему и правильно приложить силы и средства для ее решения. Я считаю, что за объединениями сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, покупателей и продавцов продукции – будущее.

Ну представьте, Арзгирский район находится в зоне рискованного земледелия. В каждом десятилетии года два засушливые. У нас большие обязательства перед людьми. Мы арендуем у них землю, по итогам года надо отдать каждому около пяти тонн зерна, заплатить налоги, провести дальнейшую обработку земли. А если урожая нет? В Ассоциации есть возможность маневра. Если в Арзгирском районе засуха, в Ипатовском ее может не быть. А если и там проблемы, то хозяйство в Грачевском районе выручит. В Ассоциации есть организация, которая занимается закупкой зерна, нам же везут зерно и из Ростовской области, Краснодарского края, других регионов. Естественно, без зерна мы не останемся, даже если урожая не будет во всем Ставропольском крае. Так что наши люди от засухи не пострадают в любой неблагоприятной ситуации. При советской власти это называлось интеграцией народного хозяйства. Да и кредит хозяйству в Ассоциации получить легче. Словом, тема эта очень серьезная.

С каждым месяцем число рабочих мест в Ассоциации увеличивается. Сегодня в ней трудятся около 600 человек, а с вводом в строй мельницы в Ставрополе появятся новые работники. По моим расчетам, года через два у нас будет до 1000 человек. Когда мы вместе, есть возможность пообщаться, посоветоваться, куда направить свои усилия.

Кто-то говорит, что Андрей Николаевич не сельхозник. Но в деле, которым занимается Кухарь, этого и не требуется. Нужна светлая, мудрая голова, и обязательно нужны новые идеи. Поэтому здесь человек явно на своём месте.

На Кухаря многие «бочки катили», а сегодня, я знаю, больше половины хозяйств нашего района на продажу зерно везут на его приемный пункт. На днях 4,5 тысячи тонн колхоз им. В.И. Ленина отвез, а ведь когда-то не хотел с Кухарем работать, хотя только он способен сегодня купить это зерно. Элеваторы не принимают, а если принимают, у хозяйств денег нет. Он покупает и не обманывает. Вместе по-любому лучше. Как говорится, гуртом и батьку легче бить.

Человеческий фактор

– На чем специализируется ваше хозяйство?

– Основной упор мы сейчас делаем на выращивании зерновых культур. Встает вопрос о системе применения химических средств защиты растений. Делаем всё по науке: проводим анализы, решаем, какие необходимы препараты. Средств на них не жалеем.

В советские времена нам минеральные удобрения везли. По тонне на гектар вносили. Мы сейчас уже дошли до 500 килограммов. И до сева, и совместно с севом, и в подкормках вносим. Это дает результат. Не хочу обижать фермеров, но наши поля несравненно лучше, и мы знаем, что они дадут большую отдачу. В прошлом году мы получили самую высокую за всю историю существования хозяйства урожайность – 58,6 центнера с гектара. Среди слагаемых такого успеха – строжайшее соблюдение всей агрономической технологии, а также верность уникальной технологии сухого земледелия, которая много лет назад была внедрена в Арзгирском районе.

Технология сухого земледелия – это безотвальный способ обработки почвы, без подъема почвенного пласта. Она включает в себя и внесение пожнивных остатков в пашню – ценной минеральной подкормки. Экономится горючее, бережется техника. И самое главное – накапливается влага, которая надолго задерживается в земле. Ведь вода – главный фактор урожая в этой почвенно-климатической зоне. На каждой жатве в хозяйстве работают комбайны с измельчителями соломы. В итоге плодородный слой здесь настолько обогатился азотом, что высокие урожаи стали реальностью.

Конечно, в немалой степени нашему успеху способствовал человеческий фактор. У нас работает 120 человек. Почти половина из них – молодые люди. Молодежь начинает понемногу возвращаться в село.

Когда губернатором края стал Владимир Владимиров, он поставил задачу довести среднюю зарплату в сельхозотрасли до 30 тысяч рублей. На тот момент она была 12–15 тысяч. В прошлом году у нас средняя зарплата составила 24 тысячи рублей без премиальных. С премиальными – 35 тысяч. Водители и механизаторы в сезон зарабатывают до 60 тысяч рублей.

Наши работники не только получают хорошую зарплату, но и хорошо отдыхают. Семьями отправляем людей на море, в санатории, в горы. Всё за счет хозяйства.

Предприятие немало сделало в благоустройстве рабочих мест. Хорошие условия созданы на полевом стане, общежитие там шикарное. В прошлом году на полевом стане построили на 4,5 тысячи квадратных метров склад для хранения техники или зерна.

– Для чего?

– У нас и так хватало складских помещений для хранения зерна. Но мы хотим, чтобы те фермеры, которые у нас забирают землю, могли свое зерно привозить к нам на хранение. Приглашаем их вступать в нашу Ассоциацию. Тогда у них появятся новые возможности. Ведь новоявленному фермеру получить кредит в банке весьма проблематично. У него нет никакой истории предприятия, ему надо три года отработать с прибылью. А мы готовы кредитовать фермеров, но с условием, что зерно они будут хранить у нас.

В «Рассвете» и весовое хозяйство есть, и лаборатория великолепная. Мы качество зерна определяем. Склады строим, чтобы можно было по классам зерно распределить. Можем даже фермерское зерно отдельно от нашего хранить, если они боятся, что мы его смешаем. За хранение не будем с фермеров ничего брать. Только если они захотят зерно продать на сторону, за хранение и взвешивание им придется заплатить.

Немалые средства мы сегодня вкладываем в обновление техники. В прошлом году по лизингу купили девять «КамАЗов», трактор К-700, самоходную технику, опрыскиватель, сеялки, культиваторы – это большие деньги.

– А животноводством не думаете заниматься?

– Когда-то мы занимались и животноводством. Но с учетом того что давно уже нет приемлемой цены ни на мясо, ни на шерсть, заниматься им прекратили, чтобы не влезать в убытки. В перспективе, если ценовая политика поменяется, будем заниматься и животноводством. Пока изучаем рынок, в каком направлении его развивать. Возможно, это будет мясной скот на откорм. У нас свое зерно есть, мельница скоро заработает, отходы надо будет как-то использовать. Думаю, будем строить современный откормочный комплекс.

– Какие виды на урожай в этом году?

– Пока прогноз благоприятный. Я веду у себя записи уже много лет. Май должен быть с осадками, в июне по 20 число тоже будут осадки, потом – сухая погода, то, что нам и надо.

– Чем занимаются члены вашей семьи?

– Жена работала в хозяйстве, сейчас на пенсии. Дочь – мой заместитель. Закончила Московскую налоговую академию. Работала в Ставрополе, потом замуж вышла и переехала с семьей сюда. Сын окончил Саратовскую юридическую академию, сейчас – судья краевого суда. Зять фермерствует.

– Неплохо подстраховались.

– Вы знаете, нас все время кто-то контролирует. Дети еще школу заканчивали, я им говорил: «Так достали эти проверяющие! Будете учиться на контролеров».

– Чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Есть ли у вас какое-нибудь хобби?

– Занимаюсь ретроавтомобилями. У меня есть полуторка ГАЗ АА 1939 года выпуска, «Чайка» ГАЗ-14, на которой ездил бывший председатель КГБ СССР Владимир Крючков. Когда Горбачев прилетел с Фороса, его встречала в аэропорту эта «Чайка». Мои товарищи в Москве, которые знали, что я интересуюсь ретромашинами, помогли её приобрести. Она в то время стояла в гараже особого назначения и никому уже не была нужна.

А полуторку я приобрел в одном из хозяйств района – разбитую и разваленную, страшно было смотреть. Теперь она как конфетка – на ходу, все детали оригинальные.

Посмотрели направо, посмотрели налево

Анатолий Владимирович любезно согласился лично провести и провезти корреспондента «МК-Кавказ» по хозяйству.

Первым местом, которое мы посетили, стал музей колхоза. По словам его «хозяйки», Оксаны Тищенко, колхоз был основан в 1930 году, но только в 1966 году он получил нынешнее название. Экспозицию музея составили архивные документы, портреты и биографии бывших руководителей, знатных тружеников колхоза, предметы быта жителей села разных лет. Много теплых слов мы услышали в адрес нынешней администрации «Рассвета».

– Хозяйство помогает не только селу, школе, детскому саду, администрации, но и всему району, – рассказала Оксана Тищенко. – Несколько примеров: 300 тысяч рублей колхоз выделил на детскую площадку, 3 миллиона рублей – на капитальный ремонт клуба. Наше хозяйство активно участвует в сельхозяйственных выставках, районных мероприятиях. Наше село чистое и благоустроенное. Спасибо за это Анатолию Владимировичу Кострицкому.

Следующим объектом нашего маршрута стала пекарня. Её заведующая Татьяна Палагута работает в пекарне со дня ее создания в 1991 году. В небольшом помещении две печи – старая и новая. Хлеб выпекается в новой, газовой, но и прежняя в рабочем состоянии. Кроме заведующей штат пекарни составляют два пекаря, оператор газовой установки и слесарь. Готовая продукция выдается покупателям тут же, через окошко наружу.

– Хлеб печем по мере необходимости. Люди делают заказ, кому сколько и чего нужно, – рассказывает Татьяна Палагута. – Выпекаем формовой белый хлеб, батоны, хлеб отрубной и сдобные булочки. Куличи вот к Пасхе. Те, кто отдал в аренду хозяйству свой земельный пай, получают 100 килограммов хлеба бесплатно. Остальные оплачивают хлеб в бухгалтерии, где получают талоны на выдачу. На вкус хлеба влияет качество зерна, я сама его проверяю. Работаю еще и лаборантом в лаборатории. Наш хлеб неделю не теряет своих вкусовых качеств. Если что-то остается, делаем из остатков сухари и панировку. Многие берут.

Перед сельской школой бросилась в глаза великолепная спортивная площадка.

– Спортплощадку сделали в прошлом году, на её строительство и хозяйство выделило средства, и из краевого бюджета добавили, и из местного тоже. Директор школы Михаил Дьяченко говорит, что в школьном туалете теперь все окурки исчезли. Дети стали повально спортом заниматься, – с гордостью говорит Анатолий Владимирович. – Наша школьная волейбольная команда девушек заняла первое место в районе. Директор вышел с предложением в первых числах мая провести на этой площадке районные соревнования школьников по волейболу на кубок АПК «Рассвет» Мы это предложение обязательно обсудим и выделим деньги.

К спортплощадке подошел Михаил Дьяченко. Директорствует он с 2004 года, до этого работал учителем истории.

– Мы всегда находимся в тесном контакте с Анатолием Владимировичем, – рассказал директор. – Колхоз обеспечивает детей питанием, решает проблемы строительства, оснащения спортинвентарем, учебными пособиями. Никогда в стороне не оставался даже в самые трудные времена. В конце прошлого года нас проверял Роспотребнадзор и предписал заменить линолеум в кабинетах. «Рассвет» нам помог. Окна в актовом зале на пластиковые поменяли. Просили приобрести для нашей волейбольной команды единую спортивную форму, нам тоже не отказали.

Последним объектом, который показал Анатолий Владимирович, стал полевой стан – основа производственной деятельности хозяйства.

– Здесь идет приемка зерна, его отгрузка, переработка, очистка, семена здесь готовятся, короче всё, – пояснял он. – Включая весовое хозяйство, лабораторию, где определяется качество зерна. По результатам проверки агроном определяет, в какой склад его везти. В настоящее время зерно отправлено на хлебоприемный пункт. Сейчас все ремонтируем, подчищаем, белим, красим, готовимся к приему следующего урожая.

Находящийся на полевом стане главный агроном хозяйства Сергей Рябчунов подтвердил прогноз генерального директора:

– На эту дату состояние почвы лучше, чем в прошлом году. Удобрений мы больше внесли, подкормки. Влаги достаточно. Урожай обещает быть хорошим.

Справка "МК"

Кострицкий Анатолий Владимирович родился 28 августа 1955 года в с. Каменная Балка Арзгирского района. Образование высшее. В 1982 году окончил Ставропольский сельхозинститут по специальности «Ученый агроном». Отслужил срочную в Советской Армии. Более 30 лет работает в районном агропромышленном комплексе.

С 1988 года является руководителем хозяйства, которое сейчас называется ООО АПК «Рассвет». Председатель совета Арзгирского муниципального района. Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.

Имеет награды: орден Почёта, медаль «За заслуги перед Ставропольским краем», золотую медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2017

Заголовок в газете: Анатолий Кострицкий: "Главное - сформулировать проблему и правильно приложить силы и средства для ее решения"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру