Сдвинуть с мертвой точки
В постсоветское время проблема социокультурной адаптации цыган в России фактически повисла в воздухе. Сдвинуть ее с мертвой точки удалось после того, как Министерство регионального развития РФ в 2013 году разработало «Комплексный план мероприятий социально-экономического и этнокультурного развития цыган в РФ на 2013-2014 гг.». В соответствии с ним были созданы методические рекомендации для органов власти всех уровней по работе с цыганским населением.
Ставропольский край еще с советских времен был регионом, где проживала самая крупная в стране цыганская диаспора. Сравнение результатов всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов показало увеличение цыганского населения на Ставрополье на 61,7%. Их численность в крае сегодня составляет более 30 тысяч человек, что превышает 15% от общего числа цыган, проживающих в Российской Федерации. Такой прирост привел к изменениям этнического баланса в некоторых населенных пунктах, как следствие появилась негативная реакция населения на асоциальное поведение некоторых представителей цыганского сообщества.
Сложившееся положение дел вызвало серьезную обеспокоенность краевого правительства. Вопрос неоднократно обсуждался в рамках различных совещательных органов, прорабатывались возможные варианты решений. Работа по поиску местных лидеров среди цыган, с которыми был бы возможен диалог, шла несколько лет. Цыганский этнос – крайне закрытое сообщество, поделенное на независимые кланы и группы, дисперсно расселенные и фактически не оказывающие друг на друга заметного влияния. Даже зарегистрированная в 2013 году в Георгиевском районе местная национально-культурная автономия «БАХТ» осталась только на бумаге: никакой заинтересованности в совместной работе с органами власти и обществом ее представители так и не проявили.
Обидно за свой народ
Движение навстречу удалось выстроить, когда и «снизу» проявили инициативу. В ноябре прошлого года молодой активист цыганской общины Александровского района Сергей Гуденко зарегистрировал общественную организацию «Культурный центр Цыган» и начал активное взаимодействие с комитетом. На коллегии он рассказал, что родился в селе Александровском в семье цыган-фермеров, после окончания средней школы поступил в местный техникум, где и сейчас учится логистике. Общественную работу и учебу молодой 24-летний отец троих детей с успехом совмещает с предпринимательством – торговлей на вещевом рынке.
– Мне всегда было обидно слышать, что «все цыгане одинаковые», – сказал Сергей Павлович на совещании. – Я стараюсь помогать молодым ребятам, кто хочет заниматься спортом, учиться. Убеждаю их, в том числе на своем примере, что жизнь в социуме, в правовом поле и гораздо легче, и насыщена перспективами. К сожалению, пока не все это хотят слышать.
По инициативе Сергея Гуденко в селе Александровском на День Победы цыгане угощали сельчан бесплатным чаем и сладостями, развлекали публику игрой на гармони. Это лишь первый шаг на пути преодоления негативного отношения жителей к цыганам, а для них самих участие в общей культурной жизни населения – новый и необычный опыт.
Без тесного взаимодействия не обойтись
Однако накопилось большое количество серьезных проблем, которые только лишь общественными мероприятиями не решить. Их обозначил зампредседателя комитета Алексей Чаплыгин. Тревожит маргинализация и криминализация цыганского населения в крае. При этом среди цыган самый высокий процент обращений на получение государственных льгот, субсидий. Среди женщин распространена практика намеренной регистрации статуса многодетных, матерей-одиночек. В то же время дети могут бросить учебу уже в 4-7 классах, некоторые вовсе не посещают школу. Все это имеет место быть, не говоря уже о попрошайничестве и вызывающем поведении в общественных местах.
– У жителей края есть вопросы в отношении имущества отдельных цыган – больших домовладений, автомобилей. Откуда деньги, если не работают? – задал вопрос Алексей Чаплыгин. – Это негативно влияет на баланс интересов этнических групп, имидж власти всех уровней, и в целом на сферу межнациональных отношений. Без тесного взаимодействия краевой власти, правоохранительных структур, органов местного самоуправления и общественных организаций нам не обойтись.
Сотрудники комитета не раз встречались с представителями цыганского населения. Основная трудность в том, что сами цыганские общины на территории края разные, зачастую с противоположными взглядами на свое место в обществе, отношение к власти и к общечеловеческим ценностям.
В результате обсуждения профилактики правонарушений и экстремистских проявлений в цыганской среде с представителями МВД, участники коллегии приняли решение предложить органам местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами рассмотреть комплекс дополнительных мер по взаимодействию с цыганской общиной с учетом национального менталитета.
Общий язык – культура
Председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко с сожалением отметил деградацию в области культуры и образования.
– Цыганская культура оказала очень большое влияние на русскую литературу, на нашу историю, ее воспевали классики, она составляла значительную часть цивилизационного кода Российской Империи, – отметил глава комитета. – И в советское время ни один концерт на телевидении не обходился без цыганского ансамбля. Не будем забывать, что в годы Второй Мировой войны этнос пережил геноцид, сопоставимый с еврейским – в разных странах Европы гитлеровцами было уничтожено от 50 до 97% местного цыганского населения. При этом цыгане внесли большой вклад в Победу участием в партизанском движении. Многие ли помнят об этих фактах?
Первые шаги по интеграции в социум предстоит сделать через культурные особенности цыган. Этот путь доказал свою эффективность на примере многих национальных общественных объединений Ставрополья. Привлечение цыганских музыкантов и самодеятельных исполнителей к фестивалям, сельским и районным праздникам, народным гуляниям со временем послужит смене психологии и преодолению негативных стереотипов, поможет преодолению закрытости общин, недоверия к обществу и власти, выявит активную молодежь и неформальных лидеров на местах.
Главные «точки роста» в крае сегодня – Александровский и Благодарненский районы. Оба заместителя глав администраций: Владимир Мацкевич и Алексей Князев – обозначили общую проблематику. Неконтролируемая миграция, жизнь за рамками правового поля, национальная специфика: ранние браки, в результате которых девочки выпадают из социума в юном возрасте, несмотря на усилия школы и социальных служб.
В то же время в последнее время наметилась тенденция к получению средне-специального образования. Представители администрации отметили, что появление молодых лидеров вселяет немалую надежду: они уже обозначают проблемы на местах, предлагают свое видение решений.
Алексей Князев привел пример, когда в администрацию Благодарненского района обратились родственники семьи местного цыганского «врачевателя» Михаила Маренко, который в результате серьезной автоаварии получил тяжелые травмы и потерял способность двигаться. Администрация помогла оформить родным опеку над его пятью детьми, чтобы они не были переданы в детский дом.
Связующая нить православия
Николай Кузьменко, представитель цыганской общины Благодарненского района – житель поселка Ставропольский, отец пятерых детей и местный «рашай» – цыганский православный священник. Он рассказал, что одним из методов влияния на сообщество может выступить религиозная составляющая. Большинство цыган в Ставропольском крае исповедуют православие, поэтому участниками коллегии было принято решение обратиться к Русской Православной Церкви по вопросу организации обучения представителей цыганского этноса на катехизаторских курсах при Ставропольской духовной семинарии Ставропольской и Невинномысской Епархии.
В завершении встречи с экспертным мнением выступил заведующий отделом политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, доктор философских наук Виктор Авксентьев.
Он отметил, что проблема социализации цыган существует практически во всем мире. Во многих странах приняты государственные программы, но по-настоящему эффективно этот вопрос пока не удалось решить нигде. Даже в СССР при всей его финансовой и административной мощи адаптировать цыган полностью не получилось. С чем это связано, у науки пока нет ответа – такова специфика, а значит, впереди предстоит большая, возможно, весьма длительная работа. Но вестись она должна обязательно.
– Я также склоняюсь к пути размыкания закрытых общин через культуру. Это с тем или иным успехом срабатывало в другие исторические периоды в нашей стране. Церковь тоже может выступить как общая часть культуры России и цыганского этноса, – отметил ученый.
В числе принятых в результате работы коллегии решений – оказание содействия региональному «Культурному центру цыган», продолжение взаимодействия цыганских представителей с местными администрациями и комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества.