Выставка культуры древнего народа, привезенная из Долины яблок, открылась в Ставрополе

Она называется «Традиционная культура адыгов»

Впервые у жителей и гостей краевого центра появилась уникальная возможность предметно познакомиться с традиционной культурой коренного народа Кавказа. В Ставропольском музее-заповеднике имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве открылась выставка, подготовленная Национальным музеем Адыгеи. Она называется «Традиционная культура адыгов». Здесь представлены уникальные экспонаты быта, экономики и культуры древнего этноса, относящиеся к XVIII – началу XIX века. 

Она называется «Традиционная культура адыгов»

От Зихии до Майкопа

А ты о них не знаешь ничего.

Ни песен их гортанных, ни традиций.

Когда в ауле человек родится,

То дерево сажают в честь него.

И выстрелами миру возвестят,

Что человека нового растят.

Адыги на земле моей живут,

Их издавна черкесами зовут.

(Слова Исхака Машбаша в переводе В.Твороговой)

Кроме России, адыги живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами, хотя они и включают группы кабардинцев, абазин, абхазов и других выходцев с Кавказа. За рубежом адыги расселены компактными группами: в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая численность адыгов в мире более миллиона человек, из них свыше 750 тысяч человек — в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино-черкесском языках, исповедуют ислам суннитского толка.

Мой гид на выставке – Бэла Мхце, научный сотрудник Ставропольского музея-заповедника, кандидат наук, чей исследовательский интерес связан с культурой родного народа. Она сама носительница этой культуры.

– Наша выставка организована министерствами культуры Адыгеи и Ставропольского края, Национальным музеем Республики Адыгея и нашим музеем имени Прозрителева и Праве, – рассказывает Бэла.  – Адыги – самый древний коренной народ Северо-Западного Кавказа. Адыги – это самоназвание. Иностранные путешественники называли народ черкесами. В переводе с тюркского, как считают лингвисты, черкес – идущий впереди. Сегодня адыги компактно проживают на территории Республики Адыгея, столица Майкоп. С адыгейского Майкоп переводится как Долина яблок. На территории Карачаево-Черкесии живут черкесы, это тоже адыги. И на территории Кабардино-Балкарии живут кабардинцы, тоже этнические  группы адыгов. В трех республиках адыги входят в титульные нации. Потомки адыгов живут также в южной части Ставрополья, на Кавминводах, в Ставрополе. Они проживают и на побережье Черного моря. И если мы обратимся к названиям населенных пунктов, расположенных на побережье, они имеют адыгские корни. Туапсе в переводе с адыгского – двуречье. Сочи – везу-продаю, там когда-то был огромный рынок. Апшеронск, Хадыженск – тоже адыгские названия.

Аристократы и демократы

У адыгов было два типа правления: аристократический и демократический. Большая часть племен жила по законам аристократии.  Были сословные разделения:  князь, дворяне, свободные крестьяне  и рабы.  Рабами могли быть только пленники.

Три племени адыгов имели демократический стиль правления. Это абадзехи, натухайцы и шапсуги. У них не было князей и дворян. Все были свободные крестьяне, земледельцы, скотоводы. Управление племенем осуществлялось Советом старейшин. Большую роль играли Народные собрания, на которых решения принимались большинством голосов. Женщины на эти собрания не допускались. Землевладение было общинным.

Адыги не жили по законам шариата. У них был свой закон. В его основе – высокие этические нормы: совесть, честь, мужество, ум, почитание старших и  т.д. Ученые считают, что адыги были христианами еще раньше, чем Русь приняла крещение. Это было византийское веяние. Через Черное море миссионеры проникали на земли адыгов. Потом, когда усилилось влияние Османской империи, стали приходить миссионеры из Турции.  Произошла исламизация. Но на сегодняшний день не все адыги являются мусульманами. Часть так называемых моздокских кабардинцев исповедует христианство. 

При этом и по сей день в культуре адыгов сохраняются языческие следы. Например, вера в силу растений. До сих пор адыги изготавливают колыбель детям из боярышника. Считается, что боярышник отпугивает злых духов.

Бешмет изорван, но оружие в серебре

В мирное время адыг был скотоводом, землепашцем, но он всегда был воином. Поселения часто подвергались набегам, возникали междоусобные войны. Поэтому мальчика с самого рождения учили тому, что ему придется взять в руки оружие. На выставке представлено облачение адыгского воина. Кольчуга делалась вручную, короткая для всадника и длинная, ниже колен, для пешего. Кольчуга могла состоять из 25 тысяч колец. Здесь же шлем, наручи, кожаная боевая  перчатка с металлическими накладками. На одежде были нашиты газыри – гнезда для патронов. Одежда воина не имела украшений, ценилась скромность. Исключение  – оружие. Его украшали серебром. Огнестрельное оружие, копье, кинжал, шашка вместе с обмундированием составляли немалый вес, который носил на себе адыгский воин. 

Вторым главным достоянием мужчины был конь. Помните у Лермонтова в «Герое нашего времени»: чтобы завладеть лихим  скакуном  разбойника Казбича Карагезом, мальчишка Азамат выкрал свою сестру, княжескую дочь, красавицу Бэлу. Хорошо выезженный конь был для адыга самым верным другом, братом, членом семьи. В воинское снаряжение никогда не входили шпоры. Это считалось унижением для коня. Тонкая плетка была предназначена не для битья, а, благодаря закрепленному  на ее конце лоскуту тонкой кожи, издавала просто хлопок, который умный конь понимал как сигнал к действию. Что касается оружия, то, вспомним, как Максим Максимыч в «Герое нашего времени» говорит о Казбиче: «Бешмет изорванный, но оружие в серебре». 

Священный закон гостеприимства

В любом доме, богатом и бедном, была специальная комната – кунацкая. Человек любой национальности, любого вероисповедания, из любого селения мог прийти к адыгу и стать его кунаком. Три дня хозяин не спрашивал гостя о цели его визита. Его кормили, поили, развлекали, приходили старики аула в дом, рассказывали различные истории. И только по истечении трех дней адыг имел право спросить у своего гостя о цели его визита. На выставке мы видим музыкальные инструменты: гармошку, трещотку, они представлены в интерьере кунацкой. Они служили для развлечения гостей.

Превыше всего свобода, мужество и честь

У каждого адыгского рода было свое тавро – родовой знак. Им клеймили скот. Тавро вышивали также на кисетах, сумочках, подушке седла. На седло-подушку можно было посадить только девочку, мальчикам такая роскошь не дозволялась.  Когда невесту везли из ее дома верхом, то ее сажали на эту подушку, которую водружали на жесткое седло. Адыгские женщины славились мастерством золотого шитья. Золотошвеи украшали чехлы для ножниц, для часов, пояса, парадную одежду, девичьи шапочки, сумочки. Традиционный женский костюм состоял из нескольких предметов. Адыгские женщины избегали кричащих цветов. Парадный женский наряд мог быть черным, бордовым, приглушенно красным или голубым для юной девушки. Девочкам с раннего возраста надевали корсеты,  женщина полнотелая считалась некрасивой. Представленные на выставке женские пояса украшены серебром, камнями. Парадную одежду украшали вышивкой. И сегодня это мастерство не утрачено и востребовано. В домах потомков адыгов модно иметь вышитое изображение родового знака.

Женщину очень почитали, как хранительницу домашнего очага. Когда мужчина уезжал в поход, жена вышивала ему кисет с символическим изображением женщины, и он понимал, что дома его ждут. В центре изображения часто был круг, это значило, что супруга готова продолжать род своего мужа и ждет ребенка. Напрямую по адыгским обычаям сказать об этом она не могла. Адыги – народ немногословный. Хотя и у мужчин, и у женщин ценилось ораторское мастерство. Детей воспитывали в строгости. Адыгская этика – это человечность, почтительность, мужество и честь. Это прививали с детства. Когда в семье рождался ребенок, то на крышу дома вывешивался флаг в честь его рождения. Затем в честь появления в семье нового человека высаживалось дерево. Ребенок должен был ухаживать за ним, поливать, радоваться, когда оно цветет и плодоносит. И сам он рос до цветения юности, рождения собственных детей и внуков. У адыгов человек – это частица природы. Он в единстве с ней.

Еще одна традиция – аталычество. Мальчиков вскоре после рождения отдавали в другую семью, где их растили до совершеннолетия. В древности аталычество было присуще всем социальным слоям, впоследствии оно приняло классовый характер, и чаще дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или равных людей на воспитание. Аталычество часто выходило за рамки одного племени и одного народа, что способствовало изучению обычаев и языков соседей, являлось сдерживающим фактором при межплеменных и иных конфликтах.

Воспитатель учил будущего воина владеть оружием, а также воинским и мужским добродетелям. Среди них – умение в любой ситуации сохранять достоинство, никогда не поступаться честью и превыше всего ценить свободу.

Давно не пахнут порохом ущелья,

И песен мести пули не поют.

Бывает жарко только от веселья,

Когда невесту замуж выдают.

Живут адыги на земле моей,

Смеются солнцу, добрых ждут дождей.

Детей растят, и собирают в путь

Благославляют: Человеком будь!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Адыги на земле моей живут…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру