Мимо гаджетов – к рекордам

Как отвадить ребенка от девайсов и привить любовь к здоровому образу жизни?

Ученые и педагоги бьют тревогу – мир гаджетов захватывает современного ребенка чуть ли не с пеленок. Начинается все с малого – малышу дают телефон, пока мама доделывает свои дела, или включают мультик, пока мама собирается, и так далее. Вот так постепенно мы сами вовлекаем ребенка в мир телефонов и планшетов, а потом плачемся, что ему ничего не интересно, кроме девайсов.

Как отвадить ребенка от девайсов и привить любовь к здоровому образу жизни?

Конечно, отрицать положительные стороны использования современных технологий глупо. Но, с другой стороны, многих родителей волнует вопрос, как найти баланс и золотую середину? Как открыть ребенку мир, где важно и престижно заниматься спортом, развивать творческие навыки, а не механически жать на кнопки и пялиться в экран?

Человек как часть природы рождается с потребностью в движении. Это один из способов познания окружающего мира, самого себя, своих способностей. За первые 5-6 лет жизни, при хороших условиях человек получает наибольшую часть развития, до 10-12– летнего возраста в ребенке работает физиологическая потребность в движении. Взрослея, становясь менее наивным, развиваясь умственно, он становится ленивым, подсознательно всякий раз стремится делать не то, что нужно, а то, что хочется. И общая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь подросткам выработать осознанную потребность в двигательной активности, сформировать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, способствующих полноценному развитию и укреплению здоровья.

Формирование здорового образа жизни начинается в семье. Прежде всего, родителям необходимо подать личный пример. Дети очень внимательны и склонны к подражанию, копированию действий и поступков взрослых, причем как положительных, так и отрицательных. Скажем, ребенок, выросший в некурящей и непьющей семье, где ведутся беседы об опасности вредных привычек, вряд ли станет дымить, как паровоз, или злоупотреблять алкоголем. А если родители ведут здоровый образ жизни, естественно, что и ребенок со временем втянется в спортивный ритм. Ну и, конечно, если вы не «общаетесь» часами с гаджетом, ваше чадо также не станет «залипать» в телефоне или компьютере.

Обычно проблем со здоровым образом жизни не бывает в семьях, где родители понимают роль физического воспитания в жизни ребенка, приучают к занятиям спортом с малых лет с помощью несложных двигательных упражнений – таких, как утренняя гимнастика, походы, катание на коньках, велосипед и тому подобное. Выполнение таких действий для ребенка должно быть без принуждения, и если такой род деятельности не подходит, следует его заменить на то, что приносит ему удовольствие.

Желание самовыражения заложено в самой природе ребенка. Ошибаются те родители, которые не поддерживают пусть маленькие подвижки ребенка к творчеству и спорту. Конечно, с возрастом родительское влияние ослабевает – ребенок начинает больше прислушиваться к друзьям, знакомым, телекумирам, поэтому тем более важно дать ему правильные установки « с младых ногтей».

Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могут быть индивидуальными: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться.

Тренировки лучше всего проводить в форме игры – тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества.

Важным фактором для начала занятий спортом являются мотивы. Первый из них – получение удовольствия. Ребенку нравится бегать, прыгать, пинать мяч. Затем появляются желание научиться делать это лучше (повышать мастерство, овладевать новыми умениями и навыками), соревновательный момент, общение с новыми друзьями.

И родителям, и педагогам стоит помнить – чтобы замотивировать подростка к спортивной деятельности, надо узнать его потребности. При этом необходимо создать атмосферу доброжелательного общения.

– Здоровый образ жизни действительно дает возможность получить удовольствие от жизни в ее первозданном виде, – отмечает медицинский психолог Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1 Елена Калинина. – Это увлекательный путь, который можно начать всей семьей, поддерживая друг друга и помогая в трудных ситуациях. Позаботьтесь о себе и своих детях, каждый человек заслуживает бережного и внимательного отношения.

Справка "МК"

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, среди учащихся их число не превышает 10-12%;

– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни;

– изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек;

– увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру