Инвестор помог вернуть к жизни легендарное предприятие Ставрополья

Новая команда приступила к работе год назад и уже добилась успехов

В народе говорят: хлеб на стол, так и стол престол. Ставрополье – край хлебный. Его по праву называют житницей России. Но власти края и губернатор, в первую очередь, говоря о богатых, растущих год от года урожаях, постоянно нацеливают предпринимательское сообщество на необходимость развития собственной переработки. Иногда для этого не обязательно начинать дело с нуля. Достаточно по-хозяйски приступить к возрождению того, что было.

Новая команда приступила к работе год назад и уже добилась успехов

А значит, нужен заинтересованный и ответственный инвестор. И когда такой находится – это большое везение и для замершего предприятия, и для трудового коллектива, да и, по большому счету, для экономики края, потому что возрожденное производство – это новые рабочие места, налоги в бюджеты всех уровней и продукция. Одним из таких инвесторов, спасших от краха и возродивших к новой жизни несколько сельхозпредприятий в разных районах края, а теперь и завод в Ставрополе, стал уроженец Ипатово, известный и авторитетный в регионе бизнесмен Андрей Кухарь.

Страницы истории

Ставропольский мукомольный завод, более известный горожанам и сельчанам как мельзавод № 5, – одна из первых индустриальных мельниц города. На фасаде здания выбита цифра 1908. Это год рождения предприятия. Торговый дом «К. Анпетков и А. Унаков» приобрел участок земли близ завокзальной площади, где вели торги скупщики зерна, и построил здесь паровую вальцевую мельницу. Суточный помол составлял 7500 пудов зерна. Кроме разных сортов муки, отрубей, изготавливались и крупы. 

Эта мельница – одна из старейших в нашей стране. В течение целого века она входила в тройку лидеров мукомольного производства в России. Зерно сюда везли со всех концов края. И не только на переработку, но и на хранение. Складские помещения устроены так, что максимально сохраняется влажность и необходимый температурный режим. При строительстве были использованы передовые технологии того времени.

Уникальна и сама постройка. Шестиэтажное здание необычного облика, совсем не похожее на скучные однотипные коробки заводских корпусов более поздних времен, и сегодня пленяет глаз как памятник архитектуры начала прошлого века. Восьмидесятисантиметровой толщины стены из прочного песчаника со встроенной в них системой воздуховодов позволяют и сейчас регулировать влажность в помещениях. Здесь были установлены первые паровые машины, первые электрические двигатели. Уникальный процесс был выстроен таким образом, чтобы можно было из каждого зернышка вытянуть максимальное количество полезного продукта.

Эта технологическая цепочка, созданная в начале прошлого века, сохранена и сегодня. Система рассевов устроена так, что если зерно не размололось с первого раза, оно обязательно вернется на предыдущую операцию. Кузов рассева – это короб, в котором всего 14 уровней. И каждый уровень отсекает свою частичку зерна той величины, которая задана именно для этого сита. Крупные частицы отходят в один самотек, помельче – в другой, еще более мелкие – в третий, и так до величин, измеряемых микронами. Конечный продукт идет по отдельной системе транспортировки прямо на склад бестарного хранения.

Сохранена не только традиционная технология, заданная установленными и исправно работающими с начала века механизмами. На этой уникальной мельнице не используется никакой химии.

Что греха таить, сегодня некоторые производители муку для придания лучшего товарного вида отбеливают химикатами. Здесь же – только натуральный традиционный помол. Сколько белизны, клейковины и других параметров может дать зерно, столько и будет в готовой муке. И вот это предприятие, работавшее по традиционной технологии, чью продукцию хорошо знали и ценили жители не только Ставрополя, но и края, и других регионов, три года назад замерло. Экономический кризис не лучшим образом сказался на многих хозяйственных структурах. Выстояли сильные, у кого был накоплен запас прочности. Выстояли и продолжили развиваться.

Шаги возрождения

Обанкротившемуся Ставропольскому мукомольному заводу повезло. Его «взял на буксир» ответственный инвестор, небезразличный к судьбе уникального старейшего предприятия и экономики края, которая должна вместе с зерновым производством развивать и собственную переработку.

Новая команда во главе с генеральным директором Андреем Хвостиковым приступила к работе прошлым летом, в июле. Практически год назад. Сам Андрей Хвостиков в прошлом человек военный. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище, дослужился до звания подполковника, был командиром воинской части, затем военкомом Ипатовского района. Переведя судьбу и биографию на мирные рельсы, возглавил Ипатовский завод по производству стройматериалов. Попутно получил юридическое образование, отучился по президентской программе подготовки управленческих кадров. Назначение гендиректором ООО «Ставропольский мукомольный завод» воспринял по-военному: задача поставлена, надо выполнять.

– В течение трех лет простоя оборудование было в залоге у банка, его не дали растащить на металлолом, – рассказывает директор, вспоминая первые шаги по возрождению мельзавода. – Но за эти годы никакого обслуживания не было, оборудование просто стояло и ржавело. А что такое мука, да еще в смеси с водой, да еще на годы? Это покрепче иного цемента. Начали мы с генеральной уборки. Чистили, дефектовали и ремонтировали все: оборудование, стены, систему самотеков, полы. Самым острым стал кадровый вопрос. Обзванивали ветеранов завода, приглашали вернуться. Люди откликнулись, ведь многие работали здесь семьями, поколениями, завод стал для них судьбой. Потом начали тестировать оборудование на предмет его работоспособности, соответствия производственным нормативам и допускам, и в первую очередь по вопросам безопасности.

С 1989 года завод оснащен высокотехнологичным оборудованием, изготовленным по лицензии швейцарской фирмы «Бюлер АГ». Инженерно-технических работников, которые в свое время обслуживали это оборудование, не было. Остановка завода была неожиданной и очень быстрой. Прежние работники выключили станки и ушли. Новые изучали механизмы глазами, руками, обращались к помощи Интернета.

Помогали заводские умельцы, которые вернулись на родной завод. Многое изготавливали в своих ремонтных мастерских. Так как оборудование очень старое и нового того года выпуска не найти, приходилось самостоятельно восстанавливать схемы и чертежи, из современных материалов делать недостающие детали на своей ремонтной базе. В процессе реанимации производства была модернизирована система охлаждения вальцевых станков и замочки зерна. Молоть зерно можно по технологии только в определенном состоянии влажности. Цикл использования воды стал замкнутым, это повысило эффективность и экономичность.

Одновременно с подготовкой к пуску технологического оборудования занимались системой отопления. Центральная котельная была остановлена и опечатана при остановке завода. Система пришла в негодность, трубы разморожены. Восстановив в сжатые сроки, перевели ее на обогрев при помощи электричества. Оборудовали бытовки, вырезали старые трубы, проложили новые полипропиленовые, наладили работу теплых душевых с подачей горячей воды, отремонтировали туалет с подогревом пола, создали места для приема пищи с холодильниками, микроволновыми печами. За счет предприятия организовали комплексное медицинское обследование работников. Чтобы не гонять людей по врачебным кабинетам, пригласили медицинских специалистов прямо на завод.

А умельцы, все свое мастерство отдающие возрождению родного предприятия, здесь уникальные. Каждый в своем роде – лесковский Левша, который в давние времена на удивление русскому царю и заносчивым англичанам в сотрудничестве с еще двумя товарищами блоху подковал.

Кадры решают всё

Гендиректор Андрей Хвостиков своих умельцев называет золотым фондом завода. Одна из этого фонда – начальник производственно-технологической лаборатории Маргарита Логинова. Она всю жизнь в мукомольном производстве. Прошла ступени профессиональной подготовки от лаборанта до руководителя ключевого производственного подразделения. Зная уровень ее квалификации, пригласили – пришла. Под ее непосредственным руководством аттестация заводской лаборатории пройдена в полном объеме, получены все разрешительные документы на проведение всех необходимых измерений и анализов. И сегодня лаборатория полностью контролирует процесс от получения сырья до выпуска готовой продукции.

С целью обеспечения контроля качества в лаборатории постоянно проводится контрольная выпечка из произведенной муки. Обновление оборудования в лаборатории составило 70 процентов, все приборы и оборудование новые. Маргарита Логинова, будучи специалистом-технологом по хранению зерна и продуктам его переработки, прошла курсы повышения квалификации в Ставропольском государственном аграрном университете.

– Мы добровольно прошли сертификацию на все виды продукции: муку, крупу манную и отруби, в том числе пищевые, получили паспорта качества, – подчеркивает Маргарита Логинова.

Мастером на все руки является Сергей Ракчеев – сменный крупчатник и отменный жестянщик. Он в коллективе с 1984 года. Главная функция сменного крупчатника – контроль за соблюдением параметров всего технологического процесса превращения зерна в муку. Он может по горсти муки определить, работают ли все механизмы на всех этапах четко или где-то пошел сбой. Работает почти как ясновидящий, определяя качество муки на ощупь, на глаз, на цвет, на вкус, на запах, хотя на самом деле все это наработано опытом и профессионализмом. Спрашиваю, рад ли он, что завод возродился.

– Я на этом предприятии начинал свою трудовую биографию в 1984 году, было у меня тогда за плечами только флотское образование. Думаю, что отсюда уйду в свое время на пенсию, – рассказывает Сергей Николаевич. – Сюда я с Северного флота прибыл и поступил сразу на мукомольный завод. У меня здесь работали родители. Сначала я был слесарем-ремонтником, постепенно осваивал и другие специальности, пока судьба не довела меня непосредственно до мукомольного процесса.

А до пенсии ему еще не близко. И коль намерен отсюда уйти на заслуженный отдых, значит, верит, что возрожденному заводу суждена долгая и успешная жизнь. Озабоченно отмечает: «Пока команда у нас еще не полная. Вернулись самые патриотичные. Профессионалы, которые по многу лет проработали на этом предприятии. Хочется возродить его и оставить потомкам. Пусть это предприятие столетнее, пусть оно не современной модификации, но оно еще не один год будет кормить людей».

Это значимо и для города, и для края. Во-первых – рабочие места, во-вторых – возвращение перерабатывающей промышленности с мини-мельниц в русло больших мукомольных заводов, которые могут предоставить то качество продукции, которое нужно потребителю. Ассортимент здесь ещё не столь широк, но он специализированный и будет расширяться.

Спецы нужны везде

Еще один из замечательной плеяды умельцев – Николай Горбачев. Он здесь всего год. Его разыскал через знакомых гендиректор и уговорил прийти на возрождающийся завод. Стихия Николая Федоровича – ремонтно-механическая служба. Он заядлый рационализатор. За годы работы на предприятиях города подал и внедрил более двух десятков рацпредложений. Сейчас придумывает аппарат для упаковки муки в поддонах. «Все станки восстановлены им», – отмечает гендиректор. Кстати, и сам Андрей Хвостиков не чужд рационализаторства.

– Мы постоянно производим какие-то локальные усовершенствования, – говорит директор. – Казалось бы, что такое разгрузка зерна? Машина приехала, высыпала – и все. Но мы сели с Николаем Горбачевым и придумали приспособление, позволяющее минимизировать время разгрузки и усовершенствовать сам процесс, а по-простому, сделали систему дополнительного ограждения на завальной яме. Теперь зерно, которое раньше падало в сторону и которое нужно было вручную подгребать, остается в бункере. Меньше потерь, меньше ручного труда. Предусмотрели, чтобы никто не мог пораниться. Машина порежет скат – это железка, человек порежет руку – это травма. Делаем безопасно, удобно, эффективно. Чем меньше проблем у работника, тем больше он посвятит времени и сил выполнению своих производственных обязанностей.

– Мы воспитаны в советской морали: раз нужно, значит, необходимо сделать, – просто объясняет Николай Горбачев свои инициативы и усердие. Признается, что работают они здесь не с восьми до пяти. Кто-то, может быть, даже удивится такому подвижничеству на частном предприятии. Но, думаю, дело не в форме собственности, а в коллективном настрое, в ответственности, в любви к родному заводу. Руководитель ориентирует их на то, что нет нерешаемых задач, есть ненайденные решения. И, находя эти решения, люди гордятся тем, что участвуют в таком важном деле, как возрождение старейшего завода.

В мастерской у Горбачева познакомились с водителем-экспедитором Сергеем Перехода. В свободное время парня тянет в мехцех, и его не отталкивают, посвящают в премудрости механики. Сергей приехал из Ипатово, ему здесь нравится и коллектив, и работа.

В числе очень уважаемых на предприятии специалистов – главный технолог Владимир Овчаренко. Он здесь трудится вместе с женой. Отец его был здесь долгие годы сменным крупчатником. Мама работала лаборантом на другой мельнице города. Мальчишкой бегал на работу и к отцу, и к матери. Придя на завод, через год принял у ушедшего на пенсию отца смену, стал бригадиром. Потом окончил с красным дипломом профильный техникум, дорос до главного технолога. Спрашиваю, насколько сложно было ему, как главному технологу, участвовать в процессе восстановления производства. Отвечает: «Когда знаешь, не так сложно. Главная проблема – нужно набирать людей и их обучать». Бывший военный Андрей Хвостиков притягивает к себе народ, прошедший армейскую школу, привыкший к дисциплине и к выполнению поставленной задачи.

Хотя и штатские члены команды работают с большой ответственностью и трудолюбием. В их числе электрик Александр Селюков, главные специалисты: руководитель энергетической службы Владимир Хвостов, механической – Юрий Гордиенко, начальник цеха по производству продукции Софья Овчаренко, начальник службы безопасности Сергей Картунов, главный бухгалтер Вера Юшина.

– Первая задача была – восстановить завод. Мы ее выполнили. Вторая задача – произвести пробные пуски. Выполнили. Получили продукцию. Очередная задача – снизить энергоемкость. Затем – расширить ассортимент, – делится планами Андрей Хвостиков.

Перспективы

Ставропольский мукомольный завод под крылом ответственного инвестора не только обрел новую жизнь. У него хорошие перспективы.

– И заводу, и коллективу повезло, что он влился в группу компаний, которую основал Андрей Кухарь, – рассказывает генеральный директор Ставропольского мукомольного завода. – Андрей Николаевич – уроженец и патриот нашего края. И он очень толковый бизнесмен. Перед тем как приобрести новый актив, очень четко просчитал возможности и риски. У Андрея Николаевича незаурядные организаторские способности и стратегическое мышление. Если он подсказывает управленческое решение, то оно подкреплено тщательным анализом. Например, захотели установить газовые котлы. Сегодня мы потратим миллион, зато в каждом последующем году сэкономим по полмиллиона. Андрей Кухарь мыслит как минимум на два шага вперед, понимает, что все время заниматься только производством зерна – это вчерашний и сегодняшний день. Имея перерабатывающее производство, ты шагаешь в завтрашний день. Он видит перспективы рынка. Сегодня в группу компаний входит ряд сельхозпредприятий. Но если они занимались лишь производством сельхозпродукции и ее реализацией, то сейчас появилась возможность часть выращенного зерна перерабатывать. Очевидно, что у мукомольного завода проблем с сырьем не будет.

Когда завод выйдет на полную мощность, он сможет производить в месяц 7,5 тысячи тонн муки. Причем муки разных сортов. Кроме того, манку и 2,5 тысячи тонн отрубей, в том числе пищевые, в гранулах. Сегодня гранулированные отруби в расфасовке, которые мы покупаем в ставропольских супермаркетах как фитнес-продукт, к нам везут из других регионов страны, где подчас и пшеницу-то не выращивают. Отруби уходят на ура. Сейчас их нарасхват берут на корм скоту. Старые традиционные способы переработки зерна позволяют сделать отруби пожирнее – с большим количеством мучных вкраплений или наоборот. Отруби – это чистый углевод. Мы получили сертификат и можем делать отруби пищевые для хлебопекарной промышленности. Будем устанавливать оборудование для переработки отрубей в гранулы. Далее мы планируем готовить мучные смеси: блинную муку, муку для пряников и т.д. Мониторим рынок, изучаем потребности людей. Завод имеет свои подъездные железнодорожные пути, возможности удобного отпуска продукции тем, кто забирает ее автотранспортом.

На рабочем столе у гендиректора – записи с координатами тех, кто приходит трудоустраиваться. Пока очень нужны профильные специалисты, но на заметку берут и тех, кто понадобится с созданием новых и расширением имеющихся производств.

Марина Муратова, завскладом готовой продукции, говорит, что с пуском завода многие потребители продукции возвращаются, просят муку, к хорошему качеству которой привыкли в прежние годы.

Мы вернем бренд предприятия и сделаем его ещё лучше, потому что мы все опять пришли на свой завод, – уверена Муратова. И этой уверенностью, похоже, наделены все работники возрожденного Ставропольского мукомольного завода.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Возрождение легендарного завода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру