В лицее №35 Ставрополя внедряются социально-психологическое сопровождение обучающихся и инклюзивное образование

Здесь ищут пути создания и совершенствования условий, которые позволили бы учащимся реализовывать себя

Прочность физического, психического и социального здоровья любого человека естественным образом зависит от социальных институтов, которые его окружают. Для ребенка это семья, образовательное учреждение, объединение дополнительного образования. В лицее №35 Ставрополя ищут пути создания и совершенствования условий, которые позволили бы учащимся, независимо от их образовательных возможностей и потребностей, реализовывать себя, при этом по возможности сохраняя и укрепляя свое здоровье.

Здесь ищут пути создания и совершенствования условий, которые позволили бы учащимся реализовывать себя

– Адаптация человека с особыми потребностями к неизменяемой среде с использованием его биологических потенциалов, а также путем изменения среды, с учетом расширения ее комфортности для большинства людей, независимо от их психофизиологического состояния, является особо актуальным вопросом для нашего общеобразовательного учреждения. Ведь в среднем ежегодно три-пять процентов учащихся лицея составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, – говорит заместитель директора лицея №35 Ставрополя по социально-психологической работе Юлия Симонова.

Данная практика базируется, в первую очередь, на первоочередности социальной инклюзии посредством психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, так как лицей, кроме своей многопрофильности, является и самым большим по наполняемости в крае. Ежегодно здесь обучается до 45 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Часть детей в классах, в том числе и в профильных, углубленно изучает предметы естественно-научного цикла, математического, социально-экономические дисциплины. Часть – на дому по программам индивидуального обучения, посещая развивающие и воспитательные занятия, мероприятия. Реализуется дистанционное обучение. Форма обучения может меняться в зависимости от состояния здоровья ученика. Но все эти ребята с особыми образовательными потребностями посещают лицей для прохождения процесса социализации в рамках внеурочной работы и дополнительного образования.

Работу в этом направлении лицей ведет с 2003 года, когда впервые стал участником канадско-российского проекта «Создание пилотных моделей интегрированного образования» и начал работу в рамках экспериментальной площадки «Влияние воспитывающей среды городской школы на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья». Благодаря участию в этом проекте в лицее появились первые пандусы. В 2012 году лицей наряду с другими общеобразовательными учреждениями города Ставрополя стал участником федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В ее рамках были переоборудованы санузлы для детей-колясочников, получено специализированное компьютерное оборудование, открывающее более широкие возможности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, слабовидящих учащихся. Также были приобретены сенсорная комната (39 наименований), аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП) (15 наименований), специальные вспомогательные приспособления для детей-инвалидов с нарушением двигательной активности (6 наименований). Комитетом образования Ставрополя был предоставлен специальный автомобиль для транспортировки детей.

В инфраструктуру включены пандусы, комната психологической разгрузки, библиотека, читальный зал, комната здоровья, медицинский кабинет (с комплексом АКДО), процедурный кабинет, стоматологический кабинет, логопедический кабинет, актовый зал, зал ЛФК, уличная площадка для игр, санитарная комната, специально оборудованный санузел.

– Одной из наиболее эффективных форм, способных улучшить результаты проводимой работы, мы считаем правильное использование инновационного дополнительного компьютерного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности – для детей с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата и речевыми дефектами, – отметила Юлия Симонова. – Оборудование значительно упрощает процесс их обучения, а значит, и процесс их общей образовательной и социальной адаптации.

В лицее разработана система обучающих семинаров для педагогического коллектива. Создана программа интеграции образовательной, оздоровительной и социальной деятельности, результатом которой стало реальное повышение уровня социальной адаптированности детей с ограниченными возможностями, способствующей дальнейшей профессиональной ориентации и социализации в обществе. Программа психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями способствует выстраиванию модели организационно-содержательной деятельности лицея по социальной адаптации детей-инвалидов.

– Всем этим успехам способствовала инклюзивная образовательная политика и здоровьесберегающий уклад лицея, – подчеркивает Юлия Симонова. – Лицей работает на перспективу с учетом новых этапов развития лицея и российского общества в направлении инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Считаем, что нашим главным достижением является то, что с 2005 по 2017 год лицей выпустил 84 ученика с ОВЗ (в том числе и дети с инвалидностью). Эти ребята стали студентами вузов, ссузов, определились профессионально. Из них две выпускницы-«колясочницы» окончили лицей с золотой медалью, одна ученица – с серебряной медалью, одна выпускница стала чемпионкой мира по пауэрлифтингу, есть ребята, которые уже создали свои семьи.

Сегодня лицей работает над организацией и развитием углубленного (предпрофильного) и профильного обучения детей с ОВЗ, имеет успешный опыт выпуска таких учащихся с дальнейшим продолжением получения образования этими детьми в высших учебных заведениях. Лицей отслеживает дальнейшее обучение и трудоустройство выпускников с ОВЗ, не теряются коммуникативные связи. Но такому положению вещей предшествовал определенный путь.

– Наш коллектив проводит всю необходимую работу для психологического и личностного становления ребенка с ОВЗ, – рассказывает Юлия Симонова. – В центре сопровождения находится личность ребенка, а сопровождающими выступает ближайшее окружение – родители и педагоги. На протяжении многих лет директор лицея Наталья Симонова осуществляет поддержку детей, которые особенно в этом нуждаются. Небезразлична судьба детей с особыми образовательными потребностями педагогам, которые готовы всегда быть рядом на протяжении многих лет. Это заместители директора по УВР Наталья Перминова, и Светлана Шеина, учитель географии Наталья Азарова, педагоги-психологи Оксана Башкатова, Наталья Девятайкина и Кристина Нерсисян, социальный психолог Ираида Макаренко, учителя начальных классов Надежда Белогорцева и Светлана Еременко, учитель иностранного языка Наталья Гритчина, учителя математики Ольга Данченко и Оксана Касько, учитель истории Наталья Китайчук, учителя информатики Юлия Лунева и Марина Шевелева, учитель русского языка Татьяна Маркина. Начиная обучать особого ребенка, мы не можем знать, каким будет результат. Мы даем ребенку шанс. На определенном этапе социализация оказывается важнее академических успехов, и адаптация занимает больше времени, чем хотелось бы. Но мы, учителя, знаем: главный результат всей такой непростой, но нужной работы – это постепенное укрепление уверенности в своих силах наших «особенных детей». Это цели, которые они учатся ставить перед собой и достигают, это их желание строить своё будущее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: «Будем гуманнее и справедливей на деле»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру