В Ставрополе прошла конференция, посвященная вековому юбилею органов безопасности России

Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками

В Северо-Кавказском федеральном университете прошла конференция, посвященная вековому юбилею органов безопасности Российской Федерации. В ней приняли участие представители краевого управления ФСБ, преподаватели СКФУ, филиала Голицынского пограничного института ФСБ России, Ставропольского президентского кадетского училища, а также их воспитанники – студенты, курсанты и кадеты. Аудитория была выбрана неслучайно, в ней собрались те, кто в будущем может связать свою жизнь с органами госбезопасности. Говорили о роли спецслужб, вспомнили историю становления ведомства.

Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками

Первыми спецназовцами были дружинники

Модератор конференции, руководитель одного из подразделений Управления ФСБ по Ставропольскому краю поблагодарил руководство СКФУ за предоставленную возможность проведения мероприятия, отметив, что сотрудничество с ведущим центром образования, науки и культуры Ставрополья является доброй традицией. Университет стал в определенном роде кузницей кадров для управления.

– На всех этапах развития нашего государства органы безопасности были действенным и наиболее острым инструментом власти, призванным обеспечить защиту существующего строя, суверенитета и территориальной целостности страны, – сказал во вступительном слове модератор. – Российские спецслужбы, как бы они ни назывались, в различных исторических условиях использовали разнообразные силы и средства, руководствовались различными законами. За годы существования органов безопасности сформировались незыблемые ценности их сотрудников – верность Родине, самоотверженное исполнение воинского долга, профессионализм.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института СКФУ Игорь Зозуля сделал доклад о спецслужбах России в дореволюционный период. Начал издалека.

– Служба безопасности России создавалась не на пустом месте, – подчеркнул Игорь Зозуля. – Этот процесс начался еще в древнерусском государстве. Основой его тогда выступала княжеская дружина. Имея хорошую военную подготовку, дружинники привлекались к выполнению тайных поручений, в том числе полицейских и разведывательных. Первые организационные меры по защите от всяких посягательств и формированию политического сыска в России как постоянной функции государственного аппарата исследователи относят к периоду создания русского централизованного государства. И здесь мы в первую очередь должны вспомнить царя Ивана Грозного. Несмотря на все перипетии, которые были связаны с этим именем, при нем большое внимание стало уделяться розыску государственных преступников. В системе создаваемых приказов появились и такие, которые были наделены полномочиями по обеспечению безопасности, не только государя, но и государства в целом.

Как рассказал докладчик, в последующие годы каждый из царей добавлял что-то свое в сложившуюся систему. В 1619 году был образован сыскной приказ, для более четкой его работы создавалась правовая база по борьбе с преступниками. Однако до конца ХVII века в Московском государстве не существовало специальных полицейских учреждений и собственно службы безопасности. Они начали формироваться уже при Петре I. В 1689 году им был учрежден Преображенский приказ, в функции которого входило расследование дел о политических преступлениях, как было написано в Указе, – «Слово и дело государево».

Деятельность органов безопасности государства получила правовое оформление и относительную самостоятельность только в конце XIX – начале ХХ века. Для России это был особый период – время подрывной деятельности и необходимости в реакции, которую могли обеспечить специальные службы по обеспечению госбезопасности. И такой службой стало Третье отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии, которое было учреждено в 1826 году Николаем I.

Процесс развития и отделения от полиции и армии завершился в 1880 году, когда было создано Министерство внутренних дел Российской империи.

По сути, МВД объединило деятельность полиции и охранных органов, но по факту именно возникновение министерства предоставило возможность расширить обязанности и функции охранного отделения. Особенно процесс расширения функциональных обязанностей прослеживался в начале ХХ века, когда обострились отношения общества и власти.

Таким образом, уже к началу ХХ века органы обеспечения государственной безопасности, занимали важное место в системе контроля и регулирования общественных отношений. Их деятельность была направлена на охрану существующего аппарата власти, а потому нет ничего удивительного, что данное направление продолжило свое существование и в советское время, когда крайне необходимо было противостоять угрозам государственным интересам.

Чрезвычайная – значит временная?

Профессор кафедры истории России Гуманитарного института СКФУ Тамара Булыгина рассказала о работе отечественных органов безопасности в 20 – 30 годы ХХ века.

– С чего начинается любое революционное начинание? – спросила Тамара Булыгина аудиторию. – «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…». Разрушили и систему образования, и государственное управление, и экономику. А потом столкнулись с практикой, и встал вопрос о выживании и общества, и власти. Так, через пару лет стала восстанавливаться правовая система, лет через десять – образование. И только система органов государственной безопасности была реконструирована буквально через полтора месяца после Октябрьской революции принятием 7, или 20 декабря по новому стилю 1917 года постановления Совета народных комиссаров о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем – ВЧК. Обратите внимание на слово «чрезвычайная». Чрезвычайная – это значит временная, но в нашей жизни нет ничего более постоянного, чем временное.

Вначале ЧК борется с открытыми врагами власти и экономическими преступлениями. И постепенно, шаг за шагом, восстанавливаются все ее остальные функции, в том числе обеспечение внешней безопасности, пограничная служба.

К концу 1918 года в стране было создано 40 местных ЧК. Среди них – Пятигорская и Ставропольская.

– Большинство работников ВЧК были местными жителями, которые пошли туда по личным убеждениям, – рассказала Тамара Булыгина. – У одного замучили мать, у другого убили брата, третий полсотни плетей получил от белых. На мой взгляд, это очень важно для таких органов, как госбезопасность. Наряду, конечно, с профессионализмом, пониманием ситуации.

Возникла большая потребность в секретных сотрудниках для ведения полноценной оперативной работы, система которых была уничтожена, ведь они были главными противниками революционеров. Пришлось эту систему восстанавливать. На Ставрополье в ЧК был впервые выделен отдел по борьбе со спекуляцией и злоупотреблениями. Кроме того, ЧК руководила борьбой с беспризорностью.

Гражданская война закончилась, но сохранился, как его называла власть того времени, политический бандитизм. Шло сращивание противников Советской власти с криминалом. По словам Тамары Булыгиной, на Ставрополье сложилась серьезная ситуация в этом плане. Чекисты внедрялись в банды. Кроме разведывательной работы, они вели агитацию и пропаганду среди бандитов. Многие участники бандформирований отказывались от вооруженной борьбы и сдавались. К примеру, в селе Темнолесском сложили оружие 18 человек.

Это было время ожесточенного противостояния. Многие чекисты погибли, были тяжело ранены, но в тяжелейших условиях войны и голода они не только выполнили стоящие перед ними задачи, но и укрепились организационно. К середине 20-х годов ведомство стало стабильной организацией, успешно противостоящей как внутренним, так и внешним врагам. Именно это позволило обеспечить жизнеспособность советским органам госбезопасности на многие десятилетия.

Фронт без линии фронта

Заведующая кафедрой истории России ГИ СКФУ Марина Колесникова осветила деятельность органов госбезопасности Ставрополья в 1940-1980 годы.

– В истории органов безопасности, как в капле воды, отразилась история нашей Родины. В годы Великой Отечественной войны сотрудники органов безопасности Ставрополья внесли неоценимый вклад в разгром врага. Чекисты занимались организацией охраны тыла действующей армии, важнейших оборонительных объектов, железных дорог, боролись с иностранной агентурой, проводили мероприятия по предупреждению диверсионных и террористических актов.

Осенью 1941-го в крае принимались меры по подготовке к возможному вторжению врага на территорию Северного Кавказа. Резко возросли требования к охране общественного порядка, объектов жизнеобеспечения. В ноябре в крае началась работа по формированию партизанских отрядов, созданию баз, тайников продовольствия для них. Эту работу проводили органы внутренних дел совместно с партийными, хозяйственными органами и командирами будущих партизанских отрядов.

Партизанские отряды должны были создаваться в каждом районе численностью от 30 до 100 человек в зависимости от местных условий. Формировались они из числа партийного, советского, комсомольского актива, работников органов НКВД, милиции, пожарной охраны, бойцов истребительных батальонов. Командный состав подбирался из числа партийных, советских работников, начальников отделов НКВД.

Чекисты отдельными подразделениями и группами, ни на минуту не прекращая своей работы, с боями самыми последними уходили из городов и сел края, уничтожая стратегические объекты, организовывая эвакуацию населения, продовольствия, скота, формируя нелегальные группы для работы в тылу врага и выполняя многие другие ответственные задачи. Именно благодаря усилиям сотрудников НКВД и пограничников были удержаны перевалы Кавказа.

После освобождения края работники органов НКВД провели большую работу по наведению порядка, очистке Ставрополья от предателей, изменников, бандитско-повстанческого элемента, пособников оккупантов, агентов гестапо, шпионов. За четыре месяца после освобождения края органами НКВД были арестованы 11 000 человек, в том числе 274 агента немецких разведывательных и контрразведывательных служб, 572 подозреваемых в шпионской деятельности в пользу Германии, 664 бандита и дезертира, 2000 предателей и изменников Родины, 3338 бывших полицейских, вскрыто 12 резидентур, созданных немецкой разведкой.

Всегда начеку

Сегодня органы безопасности стоят на страже мира и согласия на Северном Кавказе. Менялись эпохи, ломались привычные представления, давались разные политические оценки, но безопасность Отечества, защита его суверенных интересов, а главное – безопасность граждан всегда были и остаются важнейшими заботами органов госбезопасности. Работа сложная и ответственная, требующая высокой компетентности, личной безупречности и мужества.

На протяжении десятилетий накапливался профессиональный опыт, интеллектуальный и технический потенциал отечественных спецслужб. Многие операции, в том числе и ставропольских чекистов, по праву признаны эталоном оперативной смелости, скрупулезности, аналитической работы не только в нашей стране, но и во всем мире.

Ветеран органов, полковник в отставке Евгений Шереметьев поделился воспоминаниями об операции «Гром», в которой он сыграл основную роль. 1 декабря 1988 года четверо бандитов захватили школьный автобус. В нем ехали четвероклассники, 31 ребенок. Благодаря мужеству и профессионализму сотрудников никто из детей не пострадал.

Продолжением конференции стала выставка по истории органов безопасности, подготовленная по материалам архива Управления ФСБ по Ставропольскому краю.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2017

Заголовок в газете: От ВЧК до ФСБ – 100 лет на страже безопасности страны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру