Кто должен решать проблемы с мусором на Ставрополье?

Первые итоги и анализ нашумевшей реформы

27.03.2018 в 12:02, просмотров: 1173

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» работает уже три месяца и можно подводить некоторые предварительные итоги. Пока нельзя сказать, что деятельность регоператора на всей его территории выстраивается гладко, отношение жителей и общественности к ней двоякое. В СМИ также противоречивая информация по поводу реформирования отрасли и деятельности организации. Есть как нарекания на его работу, так и положительное или нейтральное отношение. Из чего можно сделать вывод, что проблема утилизации мусора все же сложнее и серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Мы решили прояснить некоторые вопросы, которые волнуют жителей края, и задали их первому в крае региональному оператору по обращению с ТКО в лице директора ООО «Эко-Сити» Андрея Фурсина.

Кто должен решать проблемы с мусором на Ставрополье?
Вывоз ТКО в Ставрополе.

– Андрей Юрьевич, несмотря на то, что процесс выборов региональных операторов набирает обороты по всей стране, а в мае краевые власти должны будут выбрать еще трех регоператоров, жители тех районов, где уже работает регоператор, особенно сельских территорий, все еще недопонимают, почему они должны заключать договор именно с ним, а не с теми организациями, которые уже вывозили мусор?

– Главная идея реформирования всей отрасли обращения с отходами состоит в том, чтобы выстроить и привести в единое целое весь процесс обращения с ТКО, начиная от сбора и вывоза мусора и заканчивая переработкой вторичного сырья и ликвидацией несанкционированных свалок.

В 2011 году отменили лицензирование на транспортировку отходов. Это привело к тому, что появились множество мусоровывозящих компаний, которые невозможно было проконтролировать. Куда, на какие полигоны они вывозили мусор? В результате мы видим кучи мусора по оврагам и лесополосам, огромное количество несанкционированных свалок вокруг населенных пунктов. Вопрос – что мы такими темпами оставим своим детям?

Институт региональных операторов и должен разрешить эту проблему. Такое положение определено 89 Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Для региональных операторов предусмотрено жесткое нормативное регулирование, определены обязанности, есть контроль со стороны государства. Поэтому граждане и должны заключать договор именно с тем, кто обязан по закону обеспечивать обращение с ТКО во всей вверенной ему территории. Других вариантов там, где выбран регоператор, не предусмотрено.

Выполнять федеральное законодательство, как вы понимаете, обязаны как краевые, муниципальные власти, региональный оператор, так и граждане. Повторимся, что эта обязанность определена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ; ст. 24.6 и 24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.4 «Правил обращения с ТКО», утвержденных постановлением Правительства РФ №1156.

Понятно, что сложно сразу так перестроиться, особенно там, где вывоз отходов никогда не осуществлялся, тем же сельским жителям, владельцам индивидуального жилья, которые самостоятельно «утилизировали» мусор, и им не надо было платить за такую «бесполезную» услугу. Людей можно понять, любые изменения, реформы не проходят безболезненно. Тем более что мы в самом начале пути, к тому же одни из первых в стране.

– Бытует такое мнение, что если не заключил договор с регоператором, то и платить за услугу не надо.

– Региональный оператор приступил к вывозу ТКО с 1 января 2018 года, несмотря на отсутствие заключенных договоров. Поэтому отсутствие договора не освобождает от оплаты услуги, так как фактически она оказывается. Зачастую граждане думают, что чем позже они заключат договор или не заключат его совсем, то больше сэкономят. К сожалению, это заблуждение может привести к задолженностям, так как при заключении договора будет указываться дата начала оказания услуги – 01.01.2018 г., начисления также будут производиться с этой даты.

– Почему на такую большую территорию выбран один региональный оператор? Люди считают, что именно это привело к увеличению стоимости услуги.

– Здесь надо понимать, что раньше цены были договорными. Кто насколько договорился, за столько и вывозил отходы, потому что мусоровывозящий бизнес пользовался упрощённой системой налогообложения независимо от того, крупное это было предприятие или малое. Кроме того, те компании, которые возили отходы на лицензированные полигоны, устанавливали цену выше, чем те, которые могли «сэкономить» и вывезти мусор в ближайшую лесополосу или несанкционированную свалку, где нет необходимости платить за размещение, утилизацию отходов, и соответственно, соблюдать природоохранные требования. Отсюда и был такой разброс цен на вывоз отходов. Теперь государство пытается привести «мусорную тему» к общему знаменателю, выработать общие для всех цивилизованные правила. Весь смысл реформы состоит в том, что должен быть один регоператор, с которого можно спросить за весь процесс обращения твердых коммунальных отходов.

С этого года появилось такое понятие, как предельный тариф (регоператор применяет тариф ниже предельного), который для регионального оператора установил орган исполнительной власти, уполномоченный в области регулирования тарифов – Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Услуга по обращению с ТКО стала регулироваться государством. Также для формирования цены стали применяться нормативы накопления, которые принимает министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Соответственно, в тариф с этого года добавились 18 процентов НДС и еще до 20 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это обязательные платежи. Еще раз – раньше мусоровывозящий бизнес эти платежи не платил.

Кроме того, региональный оператор должен не только вывезти мусор, причем только на лицензированный полигон, а и выстроить полноценную инфраструктуру по обращению с ТКО. Определить комплексное решение проблемы утилизации ТКО, которое предполагает не только сбор, но и сортировку, и переработку вторичного сырья, ликвидацию несанкционированных свалок. Это долгосрочный проект.

Для этого у компании должны быть свои мощности, финансовые возможности, и конечно опыт в этой сфере. Все эти составляющие у регоператора есть. Созданием и развитием инфраструктуры по обращению с отходами на территории города Ставрополя, Шпаковского и Туркменского районов, Изобильненского и Петровского городских округов компания занимается с 2010 года. Совокупная мощность имеющихся объектов уже сегодня позволяет принять свыше 550 тысяч тонн отходов в год.

Компания эксплуатирует завод по переработке и утилизации твёрдых бытовых отходов, полигон по их размещению в хуторе Нижнерусском и полигон у города Светлограда, который планируется оснастить мусоросортировочным комплексом. Вся инфраструктура развивается за счет частных инвестиций.

Кроме того, в рамках реализации территориальной схемы на закрепленной территории региональный оператор планирует построить четыре мусороперегрузочные станции с элементами сортировки в городе Ипатове, селах Дивное, Грачевка, Летняя Ставка, а также два новых межмуниципальных зональных отходоперерабатывающих центра в городе Новоалександровске и селе Донском.

Кстати, практически на всех сходах граждан, которые проходили перед запуском деятельности регоператора, звучал (да и сейчас об этом спрашивают) один и тот же вопрос: почему нельзя продолжать вывозить мусор на свалки, которые уже есть рядом с населенными пунктами? Отвечаем. Потому что они не соответствуют природоохранным требованиям. В соответствии с 89 ФЗ (статья 12, п.7) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения и они должны соответствовать определенным природоохранным требованиям. Со временем все эти свалки будут ликвидированы. Это одна из задач, стоящих перед региональными операторами.

– Почему граждане должны оплачивать услугу по обращению с ТКО по одной определенной цене, независимо от того сколько человек произвел мусора. Почему нельзя платить по факту? К примеру, живет один человек, пищевые отходы складывает в компостную яму, ветки, бумагу, да и пластиковые бутылки сжигает, стекло сдает, такое безотходное производство у него, особо в контейнер и выносить нечего, а цена для него такая же, как и для большой семьи.

– Прежде всего, необходимо принять тот факт, что выбрасывать или сжигать мусор самостоятельно запрещено. Это положение регулируется Правилами противопожарного режима РФ (п. 17), статьей 20.4 КОАП РФ и приказом МЧС от 26 января 2016 года, Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и правилами благоустройства на муниципальном уровне.

Но даже если бы это не было запрещено законом, надо понимать, что при сжигании травы и листьев образуются высокотоксичные органические соединения, те же диоксины – одни из самых ядовитых веществ. Не говоря уже о том, что при сгорании пластика образуется очень много ядовитых газов. К примеру, при сгорании полиэтиленового пакета в воздух попадает до 70 различных химических соединений. Кстати, листва, небольшие обрезанные ветки (только не спил деревьев) относятся к ТКО и их спокойно можно выносить вместе с другим мусором.

Кроме того, независимо от того сколько проживает в доме или квартире человек, все они, в любом случае, производят мусор и по закону должны быть вовлечены в новую систему обращения с ТКО и, соответственно, заключить договор с региональным оператором.

Что касается оплаты по факту, то, как нам разъяснили в Минстрое России, на данном этапе расчет размера платы за коммунальную услугу производится на основании нормативов накопления ТКО (утверждены министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края).

Платить по объему контейнера можно будет только в случае организации органами местного самоуправления совместно с региональным оператором раздельного сбора твердых коммунальных отходов и соблюдения условий раздельного сбора потребителями. То есть потребители должны будут фактически разделять ТКО по видам отходов, отсортированные ТКО должны будут складироваться в отдельных контейнерах.

Следовательно, до появления раздельного сбора ТКО и фактического разделения ТКО потребителями, расчет стоимости коммунальной услуги осуществляется на основании нормативов накопления, утвержденных органом государственной власти субъекта РФ.

Конечно, можно сказать, что нормативы приняты усредненные и не отражают индивидуальных, частных моментов. Но вернемся опять к вопросу, для чего запущена реформа? Для наведения порядка в этой отрасли, для создания единых правил для всех. Мы делаем первые шаги в реформировании системы обращения с отходами и выявленные на практике проблемы будут постепенно решаться.

На первом этапе необходимо запустить механизм обращения с ТКО во всех населенных пунктах, даже самых отдаленных. Там, где вывоз мусора никогда не осуществлялся. Пока нам надо приучить людей к мысли, что мусор нельзя утилизировать самостоятельно, его надо собирать и выносить в контейнер. Что есть региональный оператор, который его заберет и разместит на лицензированном полигоне.

Раздельный сбор ТКО – это уже следующий этап. Чтобы его запустить, необходимо провести много подготовительной работы, начиная от закупки контейнеров для раздельного сбора мусора, специальных мусоровозов, строительства мусоросортировочных комплексов, производств по переработке вторичного сырья и т.д. Это огромная работа. Нужны соответствующие нормативные акты, как на федеральном, так и на краевом уровнях. К тому же нормативы, касающиеся раздельного сбора мусора, на федеральном уровне еще не разработаны.

Пока нам надо пройти первый этап реформы. Региональный оператор работает всего три месяца, и только в одной зоне края, в других зонах края регоператоры еще даже не выбраны. Всему свое время.

К тому же, так как мы одни из первых в стране приступили к работе в качестве регионального оператора, то при реализации реформы столкнулись с рядом проблем, которые можно было выявить только на практике. Проявились недоработки в законодательной базе. Они стали явными только при непосредственном функционировании регоператоров. Какие-то вопросы необходимо решать на законодательном уровне, другие связаны с взаимодействием на местах и зависят только от взаимодействия властей, регоператора и жителей края. Реформирование отрасли касается каждого из нас.

В этой связи очень важно информировать граждан о реформе, разъяснять и пропагандировать все ее этапы на всех уровнях – федеральном, местном, в СМИ. По большому счету нам всем надо перестраивать свои привычки и сознание, чтобы прийти к цивилизованному обращению с ТКО.


|