Крепостная гора станет музеем под открытым небом

Прогулявшись по благоустроенной территории, ставропольчане соприкоснутся с историей города

В начале года жители краевой столицы приняли участие в обсуждении проектов благоустройства общественных территорий, которые предполагалось реализовать в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Крепостная гора в рейтинговом голосовании заняла второе место. Теперь, благодаря личному вниманию и поддержке губернатора Владимира Владимирова, городские власти придают исторической колыбели Ставрополя достойный вид.

Прогулявшись по благоустроенной территории, ставропольчане соприкоснутся с историей города
Николай Охонько.

Гора как арт-объект

В проекте благоустройства Крепостной горы разработчики старались учесть все: освещение, подчеркивающее архитектурные решения, автополив и дренаж газонов, возможности для занятий спортом и детский городок.

На Крепостной горе появятся новые селфи-зоны, декоративные качели и пергола – деревянная беседка с вьющимися цветущими растениями, 34 скамейки для желающих отдохнуть. Все дорожки и пешеходные связи, которые были «проложены» людьми по траве, превращены в современные тротуары с использованием брусчатки, имитирующей исторические поверхности.

Как рассказал первый заместитель руководителя комитета градостроительства администрации Ставрополя Павел Редько, муниципалитет на данном этапе выступил заказчиком проведения работ по благоустройству Крепостной горы. Работы, которые велись в течение этого лета, планируется закончить в начале сентября.

– Так что к Дню города перед горожанами предстанет преобразившаяся историческая часть города, где будет приятно провести время, – говорит Павел Редько. – Думаю, у ставропольчан эта территория вызовет большой интерес.

Реконструкция Крепостной горы проходила под наблюдением историков и археологов. А найденные во время работ артефакты, среди которых оказались старинные монеты, предметы быта разных веков и даже походные медицинские инструменты, покажут жителям на выставке, которую планирует открыть краеведческий музей.

Самой же крупной находкой археологов стал фундамент Шефского дома, построенного в начале XIX века. По сути, этот дом стал первым значимым архитектурным строением в Ставрополе.

Сначала крепость, потом – город

На днях состоялась презентация нового исторического объекта для представителей ставропольских средств массовой информации.

Спикерами выступили директор Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве – Николай Охонько и представитель Ставропольского регионального отделения Российского военно-исторического общества, кандидат исторических наук Андрей Гордиенко.

– Ставрополь образовался как одна из крепостей Азово-Моздокской укрепленной пограничной линии, которая защищала нас от степного Предкавказья, – напомнил собравшимся Андрей Гордиенко. – Она включала в себя территорию Ставрополья и частично Кубани, вошедшую в состав России в эпоху Екатерины II в ходе русско-турецкой войны 1768 -1774 годов по Кючук-Кайнарджийскому миру, заключенному с Османской империей.

Крым тогда получал независимость от Османской империи, а России в Предкавказье отходили огромные пространства от уже имевшейся крепости Моздок вплоть до Азова. Эту территорию нужно было как-то охранять, и князь Потемкин, который был в то время наместником Астраханским и Новороссийским, обратился к Екатерине II с проектом, который предусматривал строительство крепостей на этой территории.

Таким образом началось строительство этой линии. Многие нынешние города возникли на месте строительства этих крепостей. Город Новопавловск – на месте крепости святого Павла, Георгиевск – на месте крепости святого Георгия, Ставрополь – на месте Ставропольской крепости. Большинство из них было заложено в 1777 году, лишь две – Московская и Донская – в 1780 году.

Рядом с каждой была основана казачья станица. На один из флангов линии от Георгиевской крепости до Ставропольской были переселены казаки с Волги, дальше жили хопёрцы. Если регулярные части гарнизонов крепостей несли пограничную службу, то казаки помимо разведки, охраны путешественников, сопровождения грузов вдоль линии, выполнения полицейских функций, должны были заниматься еще и хозяйством, осваивая эти территории.

В Ставрополе станица располагалась в районе нынешнего Нижнего рынка. По рассказам старожилов, улица Шаумяна была просекой в лесу, которая соединяла станицу с крепостью.

В ходе раскопок в начале 90-х годов, которые проводил краевой музей, выяснилось, что никаких каменных стен вокруг крепости не было. Она защищалась земляным валом.

Дело в том, что уже в эпоху Екатерины артиллерия достигла такой мощности, что зачастую каменные стены не являлись спасением от ядер. Кроме того, с камнем в этих местах были большие проблемы, привозить же его сюда было слишком дорого, а нужно было за пару месяцев возвести укрепления.

Ров, окружавший крепость, мог быть до 4 метров шириной и до 8 метров глубиной. Заполнять его водой запрещалось, чтобы сооружения не подмывались, а также из санитарных соображений – чтобы в стоячей воде не заводились переносчики инфекций и малярийные комары.

Первые постройки в крепости были в виде землянок, и палаток, потом появились деревянные сооружения.

Следующий этап строительства внутри крепости приходится на 1809-1811 годы, когда была создана вторая линия укреплений. Возникли каменные постройки, в частности, каменная стена, фрагмент которой сохранился до наших дней. Это стена офицерской казармы Таганрогского драгунского полка. Ряд ее помещений был обращен к внешней стороне укреплений бойницами. Таким же образом были оборудованы другие сооружения, так что преодолев земляные ров и вал, противник столкнулся бы со второй линией обороны. Все пространство простреливалось, мертвая зона наступала лишь в полутора метров от стен.

В районе пересечения нынешних улицы Советской и проспекта Октябрьской революции был оборудован редан – земляной выступ, где устанавливались артиллерийские орудия, которые могли вести огонь едва ли не по всем направлениям, не задевая своих.

Однако после заключения с Грузией Георгиевского трактата Россия существенно продвинулась на Кавказ, все крепости Азово-Моздокской линии оказались в тылу, и роль пограничных уже не выполняли. Генерал Алексей Ермолов, который был тогда наместником на Кавказе, распорядился передать их интендантскому ведомству для осуществления снабжения армии. Были дополнительно построены склады, помещения для провианта, военного снаряжения.

Многофункциональный центр ХIХ века

– В Ставропольской крепости, помимо ее военной функции, с самого начала формировались и другие органы, – рассказывает Николай Охонько. – В частности, органы управления городом, полицейское управление, пожарная часть. Позднее здесь, в Казанском кафедральном соборе разместился и духовный центр всей Кавказской и Черноморской епархии. На территории Крепостной горы формировались учебные заведения. К примеру, женское училище святой Александры, которое основала Елизавета Воронцова – жена наместника Кавказского края князя Михаила Воронцова. Здесь же после 1819 года работал центр по комплексному снабжению всей Кавказской армии. И одним из таких важных элементов ставропольской крепости был так называемый Шефский дом.

До царствования Николая I в России существовала система, при которой полком командовал командир полка (полки в Российской армии были самостоятельными военными и хозяйственными единицами со своей казной, хозяйством, обеспечением), но над каждым полком назначался шеф.

Как правило, это был генерал, который надзирал за тем, чтобы в полку все было хорошо, не было казнокрадства, насилия, чтобы нормально кормили солдат. Этот шеф периодически приезжал в полк. Останавливался в доме, где проживал командир полка и располагались все службы. Дом этот, конечно, отличался от прочих сооружений в лучшую сторону. Кроме того, он был еще и хорошо укреплен.

Строили Шефский дом в 1810-1811 годах. У него была прямоугольная планировка, размер приблизительно 10 х 40 метров. В нем было 9 комнат различного назначения и дополнительный поминальный зал, отдельные туалеты и два запасных выхода.

Дом был покрыт железной кровлей и простоял до Великой Отечественной войны. Во время оккупации в нем хозяйничали немцы. В 60-е годы прошлого века его забросили, хотя это было еще крепкое здание. Разобрали Шефский дом в 1969 году. Просто разрешили местным жителям забрать камень для своих нужд.

– Но даже сейчас оставшийся фундамент производит впечатление, – говорит Николай Охонько. – И правильное было принято решение сохранить его, музеефицировать. Здесь будут установлены соответствующие информационные стенды с QR-кодом. По нему можно выйти на соответствующий сайт и получить более полную информацию. До сих пор остатки крепостной стены были единственным историческим объектом на Крепостной горе. И вот появился еще один объект. Добавлю, что этот дом был поставлен не сам по себе, а в цепи каменных оборонительных казарм, одна из которых на улице Советской, 1 сохранилась, там люди живут. Так что помимо тех функций, которые выполнял Шефский дом, в нем можно было держать еще и оборону с внешней стороны.

В настоящее время на Крепостной горе заканчиваются благоустроительные работы, которые, как считает директор краевого музея, надо проводить по определенным правилам. И первый принцип этих правил – необходимо учитывать исторические места и объекты, которые имеют первостепенное значение.

– Надо сказать, что когда проектировали благоустройство Крепостной горы, те, кто этим занимался, не придали должного значения этой исторической составляющей, – говорит Николай Охонько. – Но правильное решение приняла администрация города, когда пригласила специализированную организацию для археологического наблюдения, а музей со своей стороны вел историко-архивное сопровождение для строителей и археологов, чтобы они не работали вслепую. Мы подготовили для них целый банк данных, который они использовали в своей работе. В результате археологического сопровождения была собрана солидная коллекция старинных вещей. Ко Дню города их выставка откроется в нашем музее. К ней мы добавим результаты раскопок, которые велись нами еще в 90-х годах на территории крепости и Казанского собора. И этот подход, когда можно и благоустраивать, и бережно относиться к истории, радует.

Итак, решение принято, но для того, чтобы в нужном состоянии поддерживать эти руины, потребуется серьезная работа. И администрация Ставрополя с пониманием идет на это.

– Сейчас в стадии реализации находится проект, который мы назвали «Историческая колыбель города Ставрополя», – продолжает Николай Охонько. – На Крепостной горе мы наметили 16 точек, где когда-то что-то было: первая церковь, главный караул, кордегардия, ворота, артиллерийский цейхгауз. Даже есть участок, где можно восстановить первоначальные укрепления. Отработаны системы информационных знаков – люди подойдут к началу осмотра, увидят общую схему, сориентируются, и смогут по 16-ти точкам, прогулявшись по этой благоустроенной территории, сами соприкоснуться с историей. Каждая из точек будет иметь QR-код, через который можно будет выходить на соответствующий сайт, его контент мы уже завершаем. И человек полностью осознает, что это действительно была колыбель города. Это наша история. Мы должны ее знать, гордиться и сохранять.

Обнаруженные руины Шефского дома заставили разработчиков проекта благоустройства внести изменения в свои планы. Уже решено создать на этом месте своеобразный музей под открытым небом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру