В Ставрополе открылась выставка фоторабот «Скрипка Энгра»

В этот раз в изомузее представлены произведения 15 авторов

В стенах Ставропольского музея изобразительных искусств открылась третья по счёту ежегодная отчётная выставка работ фотоклуба Юрия Рубинского. Она получила название «Скрипка Энгра».

В этот раз в изомузее представлены произведения 15 авторов

Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить значение данной идиомы (устойчивого образного выражения). Своим происхождением оно обязано Жану Огюсту Доминику Энгру, известнейшему французскому живописцу и графику XIX века, мэтру академизма и неоклассицизма, прославившемуся, прежде всего, своими портретами. Другим его увлечением была игра на скрипке, и он овладел инструментом настолько, что выступал в составе французских оркестров.

Скорее всего, музыка давала художнику творческое вдохновение. Об этом факте «вспомнил» французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр Эммануэль Радницкий, более известный под псевдонимом Ман Рэй. Самой его известной работой, признанной культовой, стала фотография «Скрипка Энгра», на которой автору позировала муза парижской богемы Кики де Монпарнас. Прообразом для этой работы стала картина Энгра «Купальщица Вальпинсона», хранящаяся в Лувре. Выражение «Скрипка Энгра» можно трактовать как «другая натура», «второе увлечение».

Фотоклуб Юрия Рубинского ведёт свой отсчёт с 2016 года. Он появился при поддержке регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России», который возглавляет Алексей Заморкин, и Ставропольского музея изобразительных искусств (директор Зоя Белая).

Клуб открыт для всех увлечённых фотографией. В течение года Юрий Филиппович собирает вокруг себя людей самых разных возрастов и профессий. Если одни из них давно заработали себе имя в мире фотографии, имеют собственные студии, то другие находятся пока в поиске, повышают свои знания во время занятий фотоклуба. Полученные знания закрепляются на мастер-классах и в конечном итоге выплёскиваются на отчётных выставках.

В этот раз в изомузее представлены работы 15 ставропольских авторов. Руководители фотоклуба разместили их в залах по нескольким направлениям – пейзаж, портрет, репортаж, жанровая съёмка.

– Перелицовывая ситуацию с Энгром, многие авторы имеют сегодня повседневную профессию, и в то же время в их жизни живёт такое волнующее занятие, которое позволяет человеку чувствовать себя творческой личностью, осуществить свою мечту, – сказал, открывая выставку, заместитель директора Ставропольского музея изобразительных искусств Александр Колбасников – Хочу отметить серьёзный и качественный уровень участников фотоклуба. С этой выставкой было интересно работать в экспозиционном плане. Все работы представлены по направлениям, но все вместе они создают интересное общее пространство.

– Фотография, она как музыка – вроде так всё слышно и понятно, – считает Юрий Рубинский. – Однако получается так, что можно слушать и не услышать, можно смотреть – и не увидеть. Поэтому и в живописи, и в музыке, и в фотографии нужно быть достаточно грамотным человеком, чтобы уметь увидеть хорошую работу. А чтобы иметь профессиональную оценку, нужно встречаться с авторитетами и слышать их мнение.

В качестве авторитета перед собравшимися выступил председатель Ставропольского регионального Союза дизайнеров Юрий Бударин, который отметил, что в целом выставка цельная и смотрится на одном дыхании. При этом ничего – к примеру, рамки, блики планшетов – не отвлекает от главного. От того, зачем пришли на выставку посетители: понять, что хотел сказать своей конкретной работой автор. А в итоге всё получилось «очень вкусно».

От лица членов клуба слово держал руководитель турклуба «Стрижамент» Николай Трюхан:

– Я очень благодарен, что у нас есть такой наставник – Юрий Рубинский. Каждый из нас ранее приносил и показывал в клубе свои работы. Из них к выставке были отобраны самые оригинальные. У каждого из нас свой стиль и каждый, что хочет, то и делает в фотоклубе. А сегодня, я надеюсь, уважаемый Юрий Филиппович, вы получите от каждого из нас какую-то частичку и удовольствие от происходящего, – подчеркнул Николай Трюхан.

После его слов зрители разбрелись по залам, чтобы не спеша разглядеть демонстрируемые работы и пообщаться с их авторами.

Несмотря на довольно молодой возраст, Андрей Елагин снимает окружающий мир только по старинке – на старую добрую плёночную «зеркалку», получая огромное удовольствие от самого процесса печати фотографий вручную.

– Для вас «Скрипка Энгра» – это действительно второе я?

– У меня есть много творческих замыслов – и фотография, и живопись, и спорт. Но этот год стал для меня переломным. Я понял, что не только цифровая, но и плёночная фотография до сих пор востребована. И в этом громадная заслуга Юрия Филипповича, который очень много сделал для каждого из нас.

– Почему вы предпочитаете фотографировать по старинке?

– Потому что это меня вдохновляет, это своего рода религия. А вообще конкуренция между цифрой и плёнкой уже ушла. И цифровая фотография уже давно переплюнула по качеству аналоговую. Но это не повод, чтоб сдаваться! В этом я нахожу свою отдушину.

– Скажите, а тяжело сейчас доставать расходники: фотоплёнку, бумагу, реактивы?

– Конечно, это материальные затраты. Но не только это. У нас в Ставрополе нет таких магазинов. Где-то ещё можно найти плёнку, но бумагу – попросту невозможно. Поэтому приходится пользоваться интернет-магазинами.

Фамилия Бондаренко прекрасно известна всем фотографам Ставрополя. Геннадия Ивановича можно было встретить почти на любом крупном и важном городском мероприятии, а сегодня по стопам отца идёт Вячеслав.

– Я с этим рос, – признался он. – С малолетства лазил в отцовских ящиках, полных фотографий. Когда отец подарил мне первый фотоаппарат, я ещё не до конца осмыслял, что это такое. А снимать начал с первого класса, когда папа подарил мне фотоаппарат «Смена-8». Начинал со съёмки одноклассников, соседских ребят. У меня всё это сохранилось…

– А печатать когда начали?

– С пятого класса. Весь процесс подготовки химических препаратов, процессы проявки, закрепления – в этом же определённая магия была. И до сих пор я часто снимаю на плёнку – только чёрно-белую, портреты. Но для этого нужно поймать определенное настроение. Но всё же большей частью снимаю уже современной техникой.

– Из наставлений отца что запомнилось, помогло вам в жизни?

– Я всегда обращал внимание на то, как он видит кадр и пытался понять его замысел. Сейчас я просматриваю очень много работ в интернете, анализирую, пытаюсь разобраться, как это сделано. Я уже начал думать о следующей нашей выставке. Уже решил представить там цветные портреты. Просто все знают меня, как поклонника чёрно-белой фотографии, а хочется удивить людей.

Маргарита Губанова молода, но уже настоящий профессионал своего дела. Её можно увидеть на главных городских и краевых мероприятиях и даже встретиться невзначай в каком-нибудь хозяйстве отдалённого района. В клубе почти с самого его основания, и потому её можно полноправно назвать одним из опытных «бойцов».

– Рита, на ваш взгляд, есть прогресс третьей выставки, по сравнению с первой?

– Отвечу на своём примере. Для участия в первой выставке я принесла свои старые фотографии, которые казались удачными. А сейчас готовлюсь к этому событию целенаправленно. Знаю, что сюда нужно представить фотографии достойного качества.

– Есть ли для вас параллели в репортёрской работе и выставочной?

– В рабочих поездках, делая какой-то кадр, ты его оцениваешь в том числе как выставочный. Когда ты занят фоторепортажем, перед тобой стоят определённые задачи, принцип поиска кадра – там нужен фактаж, но не композиция. Но мне нравится поиск таких нюансов, которые будут «цеплять» на выставке. Я никак не смешиваю эти два направления. Сегодня я любитель, а на работе – фотограф-профессионал.

Как знать, быть может и для других членов клуба Юрия Рубинского опыт участия в фотовыставке даст новый толчок в развитии и хобби трансформируется в новую профессию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру