Окунуться в мир стрит-арта краевой столицы и посмотреть на него глазами людей, связанных с этим видом деятельности, нам поможет студентка 3 курса Гуманитарного института кафедры журналистики СКФУ Оксана Борнякова.
– Оксана, твой творческий путь начался два года назад. Переезд в Ставрополь ознаменовал не только начало студенческой жизни, но и появление нового увлечения?
– Я всегда хотела заниматься уличным искусством, и Ставрополь предоставил такую возможность. Пришлось учиться всему с нуля, благо, я нашла себе хорошего наставника. Опытный художник Дмитрий Кубраков взял под своё крыло, как и многих ребят, которые обучаются у него. Стрит-арт включает в себя несколько направлений: трафареты, стикеры, плакаты, скульптуры и инсталляции, рисунки. Я работаю преимущественно баллончиками с краской. Именно этот материал позволяет создавать качественные работы. Очень хочется, чтобы наш город менялся в лучшую сторону, был ярче, со своим неповторимым лицом.
– Как горожане воспринимают твои творения?
– Скажу откровенно: очень по-разному. Не всегда работа проходит гладко. Всегда находятся «неравнодушные», которые сообщают «куда следует». Приезжают росгвардейцы. Встреча с нами им не доставляет удовольствия. По закону мы ничего не нарушаем. И они это знают, но вызов нужно отработать. Стоим, отыгрываем свои «роли». Мы – нарушители закона, которые ничего не нарушили, а они – «охрана», которой здесь нечего делать. После долгих разговоров расходимся.
Как-то раз нас назвали сатанистами. Это было во время росписи молодёжного центра «Пионер». На фасаде мы изображали звезду. К нам подошла бабуля и просто начала кричать, что мы делаем портал в ад.
Но многим горожанам нравятся наши работы. Подходят, интересуются. Задают вопросы.
– Я знаю, что у тебя были и серьезные работы, администрация города Ставрополя обращалась…
– Да. Это так. Вообще в Ставрополе есть две официальных площадки, так называемые сплоты, где уличные художники могут выразить себя – это на улице Фроленко и Мира. Но тут есть один нюанс. Твоя работа может уже через сутки исчезнуть, если кто-то захочет ее перекрыть, то есть нарисовать свою работу поверх твоей. У меня происходило такое неоднократно.
Рисовали мы по заказу Ставропольского отделения «Российского Союза молодежи» в одном из дворов по проспекту Карла Маркса – создавали логотип этой организации, по заказу администрация города на улице Победы к Дню Победы в 2020 году расписывали стену, в Пятигорске ходят несколько расписанных трамваев, которые мы создавали к молодежному фестивалю «Кардо».
– Дорогостоящее это занятие?
– Баллончик с краской стоит где-то около 500 рублей. Самое большое расписанное мною полотно размером 10 на 15 метров. Краски ушло тысяч на 15.
– Будешь ли ты чувствовать себя полноценно, если из твоей жизни вдруг исчезнет это увлечение?
– Да, буду. У меня останется работа с холстами и на прочих интересных поверхностях. Буду ли я скучать по рисованию на стенах? Безусловно! Смогу ли я без этого прожить? Конечно! Рано или поздно всё равно придётся отказаться от такого рисования, потому что это достаточно большая физическая нагрузка.
– Бывали у тебя творческие кризисы?
– Конечно, и не раз. В такие моменты не хочется ничего делать, думаешь, что рисование – это не твоё. Чаще всего они возникают в процессе поисков –стиля или образа, идеи. И когда в конце этих поисков ты не приходишь ни к чему дельному, то хочется просто всё бросить. Но лучшее решение – отвлечься, причём на всё, что угодно: прогулки с друзьями, чтение, музыка, фильмы, изучение чего-то нового. В такие моменты приходит тот самый образ, который был тебе нужен.