– Игорь Геннадьевич, 85 лет театру кукол – это серьезная дата. Чем год юбилейный отличается от прошлых лет?
– Главное – мы наконец-то обрели свой дом. Вы знаете, что ранее театру приходилось перебираться с места на место, играть спектакли на выезде. Не было ощущения, что ты дома.
Обновленное здание театра кукол, наш дом – это не только радость, облегчение и спокойствие – это, в первую очередь, большая ответственность, все должно быть на высшем уровне и это хорошо.
Второе отличие – это количество премьер и массив работы. В среднем ежегодно мы выпускали 4-5 премьер в год, иногда шесть. В этом году целых десять. Все приходится делать в сжатые сроки, но театр справляется.
Мастерская по производству кукол и пошиву костюмов трудится с утра до вечера. Поверьте, это тяжелый труд. Юбилей серьезный, год подытоживающий, живем под девизом: «Вперед и с песней!».
– Премьерный показ «Вия» пришелся на Хэллоуин, хотя Вы говорите, что это случайность. Так звезды совпали. Но все прошло благополучно. Публика приняла работу, хотя опыт постановок для взрослой аудитории у театра, прямо скажем, небольшой. Что заставило взяться за эту работу?
– Только в нашей стране к театру кукол относятся как к детской прерогативе, в которой нет ничего серьезного и уж тем более взрослого. Уверяю Вас, это мнение ошибочное. Например, в Италии, Франции и Германии кукольный театр – это серьезное культурное явление.
Нашу взрослую аудиторию словосочетание «кукольный театр» отпугивает. Мы решили переломить ситуацию. Что касается «Вия» в постановке Тамерлана Коченова – это полное переосмысление повести Гоголя и поведения его персонажей, это захватывающий драматический сюжет, в основе которого лежит любовь и покаяние, у нас это выведено в абсолют. Именно любовь – во всех ее проявлениях – двигатель сюжета. У нас Хома идет сражаться за панночку осознанно, не казаки его тащат на веревке силой.
Спектакль дает возможность актерам-кукольникам примерить на себя роль драматических актеров, попробовать себя не за ширмой или столом, а на сцене. Для полноты отражения глубокого философского смысла произведения в спектакле использованы современные световые и компьютерные технологии, которые наряду с игрой актеров и яркими декорациями создают на сцене эффектное шоу.
– У Ганса Христиана Андерсена есть сказка, которая называется «Директор кукольного театра». Вы, возможно, с ней знакомы. В ней рассказывается о директоре, который очень мечтал оживить своих кукол, а вы бы их хотели оживить?
– Мне кажется, каждый спектакль на сцене происходит настоящее чудо – куклы оживают благодаря актерам. Актер должен дышать вместе с куклой и это не красивые слова, а факт. Даже если все движения выверены, все идеально, но нет дыхания, значит, нет игры. Дети это очень чувствуют. Фальши мы себе позволить не можем.
Между тем
Студенты кафедры журналистики Северо-Кавказского федерального университета стали первыми, кто узнал все подробности и тайны премьеры Ставропольского краевого театра кукол – спектакля «Вий». На площадке театра у них прошло занятие в формате пресс-конференции, которое провели доцент кафедры журналистики СКФУ Лилия Григорова, заместитель директора Елена Лазарева и главный режиссер Игорь Каспаров.
В начале для ребят была проведена экскурсия по театру и его закулисью, они побывали на репетиции спектакля. А затем студенты задали свои многочисленные вопросы Елене Геннадьевне и Игорю Геннадьевичу. Их интересовало, чем юбилейный год (а в этом году театру исполняется 85 лет) отличается от всех предыдущих, как стать артистом-кукольником, что такое имерсивный спектакль и сколько часов уходит на постановку спектакля. И, конечно, не обошли стороной спектакль «Вий».
– Занятия в формате пресс-конференции помогают студентам погрузиться в профессию, почувствовать себя настоящими журналистами, – подытожила Лилия Григорова.