Сергей Панюков: «Наш зритель должен попадать в сказку и не переставать удивляться»

В первом драматическом театре на Северном Кавказе меняется и репертуар, и антураж

Ставропольский академический театр драмы имени М. Ю. Лермонтова проводит уже 179-й сезон. Однако первый русский театр на Северном Кавказе продолжает удивлять своего зрителя позитивными переменами и интересными новинками. Об изменениях как в репертуаре, так и в антураже, особенностях гастрольного графика, поющей молодежи и многом другом корреспонденту «МК-Кавказ» рассказал исполняющий обязанности директора театра, почетный работник культуры Ставропольского края Сергей Панюков.

В первом драматическом театре на Северном Кавказе меняется и репертуар, и антураж
Как только зритель вошел в театр – он должен погрузиться в особую атмосферу. Фото: Олег Хаимов.

- Сергей Михайлович, в последнее время в театре наблюдаются значительные внешние изменения: в здании появились новые, стилизованные под старину люстры, открылись фотозона и исторический уголок, обновлена фотогалерея. С чем связаны эти перемены?

- Театр, как и наша жизнь, меняется, это естественный процесс. Когда я пришел на пост руководителя театра, то захотел воплотить идеи, которые мне близки и которые я вынашивал довольно долгое время. Все мы прекрасно знаем, что театр начинается с вешалки, и глубоко убеждены, что зрители должны испытывать приятные эмоции, едва войдя в наши двери. Хочется, чтобы людям было комфортно и уютно. Мы стремимся, чтобы зритель с каждым визитом видел что-то новое и не переставал удивляться. Чтобы люди попадали в сказку, забывая хотя бы на время о своих проблемах.

Поэтому нами, в частности, было принято решение вдохнуть новую жизнь в фойе на третьем этаже. Поставили там диваны, столики. Эта новинка пришлась по вкусу зрителям, которые благодарят нас за нововведения. Много положительных откликов также вызвала наша фотозона на втором этаже, которая пользуется большим успехом и имеет, кстати, сезонные особенности: зимний «наряд» уже сменило весеннее обрамление.

- Слышал, что в нынешнем году перед началом некоторых спектаклей в фойе звучит живая музыка?

- Мы давно об этом думали, идею предложил заместитель директора по организации зрителя нашего театра Юрий Дмитриевич Иванкин. В результате мы заключили соглашение с концертно-творческим объединением «Аккорд». Это еще одна яркая иллюстрация озвученного ранее тезиса: как только зритель вошел в театр – он должен погрузиться в особую атмосферу, которую помогает в том числе создавать живая музыка. Только шторами-люстрами волшебство не «нарисовать». Мы вообще плотно сотрудничаем с музыкантами «Аккорда» - они участвуют в ряде наших спектаклей. Например, 24 апреля наши друзья представят на сцене театра шоу-концерт «Амадей. История гения».

Также у нас в планах – вернуть старые добрые традиции, особую праздничную эстетику. Чтобы в театр зрители приходили в вечерних платьях, костюмах – как на бал. Но мы прекрасно понимаем, что это процесс не жесткий и не быстрый. А начинать планируем, естественно, с себя. Поэтому все наши гардеробщицы, билетеры-контролеры в ближайшем будущем будут встречать зрителей в новой униформе. Таким нетривиальным образом начнем «потихонечку» давить на зрителя (смеется). Планов у нас много. Правильные они или нет, покажет обратная связь со зрителем.

- Давайте перейдем непосредственно к творческим вопросам. Репертуарная политика в последнее время также претерпела некоторые изменения?

- Мы к этому вопросу подходим очень внимательно. У нас работают профессионалы, которые стараются учесть интересы всех возрастных и социальных категорий. Надо знать менталитет и потребности жителей города и края. Основной упор по-прежнему делается на классику. В то же время не забываем и про новинки. Можно сказать, что наша сцена – место как для традиционных постановок, так и поле для экспериментов.

Спектакли выпускаются кассовые – обреченные на успех. При этом некоторые постановки возвращаются в репертуар по просьбе зрителей. К примеру, в нынешнем сезоне в театре снова играется комедия «Люкс №13», это настоящий хит. Мы анализируем и знаем желания наших зрителей. Поэтому есть и успехи: наши спектакли традиционно собирают полные залы, причем не только в родном городе.

- Много гастролируете?

- Много не получается, да и нет смысла. Скажу так – предложений гораздо больше, чем возможностей. Это, безусловно, приятно, значит, есть признание не только со стороны зрителей, но и коллег. Считаю, что гастроли – это своеобразная война: вернешься либо со щитом, либо на щите. Хочется все же со щитом, поэтому надо исходить из реалий, досконально все просчитать. Если ехать, скажем, в Омск, куда нас недавно приглашали – нужен месяц. Пока для нас это непозволительная роскошь.

Не так давно мы были на гастролях в Новороссийске и Геленджике, регулярно ездим в братский город в ЛНР – Антрацит. Причем показываем не только комедии, но и серьезные спектакли, в апреле нас попросили привезти «Повести Белкина». Планируем также в скором времени показать в Антраците спектакль «Искренне Ваш, Чехов», который особенно полезен для школьников. У нас в «обойме» самые разные спектакли: и серьезные, и легкие, и детские – на любой вкус.

- Как вас принимают в Антраците?

- Я вижу положительную динамику, с каждым разом гастроли проходят все успешнее. В первый раз в зале были свободные места, во второй раз уже наблюдался аншлаг, сейчас проблема «лишнего билетика» на наши спектакли стоит остро.

- Куда еще планируете отправиться в ближайшее время?

- В апреле нас пригласили на фестиваль в Самару в мае – в Тамбов. Везем туда серьезные спектакли: «Три товарища» и «Леди Макбет Мценского уезда». Летом планируем посетить с гастролями Владикавказ. Специально для этого ускорили ретро-выпуск спектакля «Ханума», который всегда был актуален в нашем многонациональном регионе.

Летом планируем большие гастроли в Луганске. Наш театр не боится отправляться в новые регионы, напротив – поедем с большим желанием. Открою маленькую тайну – наши актеры стремятся побывать на передовой, увидеть все своими глазами и порадовать наших защитников своим искусством. Так что готовим большую концертную программу. На наш взгляд, мы делаем все правильно.

Особняком стоят выступления для военнослужащих и их семей. С первого дня начала спецоперации наш театр занял патриотическую позицию. В этом году выделили бойцам и их семьям восемь с половиной тысяч билетов. Каждый месяц покупаем гуманитарную помощь на передовую.

- А что происходит в театре в Ставрополе, когда вы уезжаете на гастроли?

- Наша сцена используется для выступлений других артистов, которые с большим удовольствием едут в наш город. И это понятно – в Ставрополе зрители понимают и ценят театральное искусство. Кроме того, немаловажен финансовый вопрос: чужие гастроли приносят нам деньги за аренду зала. К тому же не хочется отпускать зрителя – местом притяжения в городе должен оставаться наш театр, а не какая-то другая площадка или сцена.

Кстати, летом к нам с гастролями приедут наши друзья из братской Беларуси, а мы, в свою очередь, собираемся к ним. Тем более, что «тропа уже протоптана», мы уже дважды были с гастролями в Минском музыкальном театре.

- Ставропольский театр драмы регулярно ставит спектакли по произведениям известного писателя Юрия Полякова. Будете продолжать с ним сотрудничество?

- Юрий Михайлович неоднократно приезжал к нам на премьеры, а наши ставропольские режиссеры внимательно следят за его творчеством. Так что возможны варианты. Кстати, некоторые спектакли по пьесам Юрия Полякова мы планируем по просьбе зрителей восстанавливать.

- А почему сняли из репертуара один из самых мощных спектаклей последнего времени «Дубровский»?

- В театре, как в любом коллективе, тем более, творческом, есть ротация: кто- то уходит, кто-то приходит. И так сложилось, что сейчас у нас сейчас недостаточно поющих актеров для этого спектакля. Но зато у нас есть молодые студийцы, которые прекрасно поют. И я верю, что вскоре они смогут дать «Дубровскому» вторую жизнь на нашей сцене. Во всяком случае, уже сделан большой шаг в этом направлении. Мы очень тесно сотрудничаем с СКФУ и надеемся, что уже в этом году в вузе откроется актерский факультет. Это жизненно необходимо, кадров нам не хватает. Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря ректору – Дмитрию Николаевичу Беспалову. Это очень воспитанный, культурный человек, который понимает, что кадровую проблему надо решать. Наши студийцы получат возможность учиться, перейдут на этот факультет. Тогда наш театр вздохнет свободнее.

Вообще мы все активнее привлекаем наших студийцев. Даем им возможность раскрыться, проявить себя. Это правильно. В этом и есть развитие. Нам нужно, чтобы молодых актеров было еще больше. Чтобы была конкуренция, чувствовалось дыхание за спиной. Это поможет артистам быстрее расти в профессиональном плане. Мы совсем недавно были с концертом в военном госпитале, где наши студийцы пели, читали стихи. Также понемногу включаем молодежь в массовые сцены наших спектаклей. У них есть будущее.

- Давайте немного приоткроем завесу будущего. Следующий сезон станет для Ставропольского театра драмы юбилейным, 180-м. Какие новинки готовите?

- Сезон планируем открывать лермонтовским «Демоном». Есть в планах и комедии, и серьезные спектакли. Ведем переговоры с очень серьезными режиссерами из Москвы. Ждем, не побоюсь этого слова, лучшего театрального режиссера Беларуси Сергея Михайловича Ковальчика. Готов приехать для сотрудничества и один из отечественных мэтров – Борис Афанасьевич Морозов.

Скоро грядет юбилей Льва Николаевича Толстого, будем ставить «Казаки». Мы живем на казачьей земле, это необходимо. Надеемся, этот спектакль станет визитной карточкой нашего театра, это давнишняя моя мечта. Надеюсь, что в следующем сезоне она воплотится в жизнь. Также в планах – комедия «День Палтуса». Думаю, она будет пользоваться большим успехом у публики.

Хотим также сделать продолжение «Повестей Белкина». Пока мы поставили две истории, теперь хотим «добраться» до оставшихся трех. К лету хотим начать работу над доброй, хорошей сказкой «Ёжик в тумане». 20 апреля на нашей сцене состоится очередная премьера – «Любовь и голуби».

Будем ставить спектакли, которые реально подходят под «Пушкинскую карту», с помощью этого прекрасного начинания мы привлекли молодого зрителя. Теперь наша задача – удержать молодежь, чтобы ей было по-прежнему интересно.

Пока наш театр работает хорошо, развивается, и яркое тому доказательство – полные залы на каждом спектакле.

- Как думаете, в чем секрет такого успеха?

- Наш театр несет то, что нужно людям. У каждого спектакля есть свой зритель. И, конечно, публику привлекает качество постановок. Скажем, спектакль «Не покидай меня» не потребовал глобальных затрат, но как он оказался востребован! С ним театр объехал практически все Ставрополье, и просят у нас в территориях края показывать именно эту трогательную историю про девушек на фронте. Я не думал, что так будет.

На Ставрополье очень умный и глубокий зритель. И мы хотим, чтобы каждый получил то, что хочет и чего достоин. Люди после наших спектаклей должны уходить с позитивом и двумя мыслями: что им нужно скорее вернуться, причем с семьей и друзьями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру