В юбилейном сезоне зрителей Ставропольского Академического театра драмы ждут яркие премьеры

Новые спектакли ставят не только местные корифеи, но и приглашенные знаменитости

Совсем скоро – 27 сентября - Ставропольский Академический театр драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова официально откроет 180-й театральный сезон.

Новые спектакли ставят не только местные корифеи, но и приглашенные знаменитости
27 сентября - Ставропольский Академический театр драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова официально откроет 180-й театральный сезон. Фото: Ставропольский Академический театр драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова.

Что ожидает поклонников сценического искусства в юбилейном году? Какие приглашённые режиссёры будут работать со ставропольской труппой? Куда отправятся на гастроли наши артисты?

Об этом и многом другом «МК-Кавказ» рассказали художественный руководитель Ставропольского Академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова и исполняющий обязанности директора театра, почётный работник культуры Ставропольского края Сергей Панюков.

– 180-й театральный сезон открывается спектаклем «Демон». Почему выбор пал именно на это произведение?

Сергей Панюков: С предложением постановки «Демона» вышла народная артистка РФ Наталья Зубкова. Мы эту идею полностью поддерживаем. Всё логично, с 1964 года наш театр гордо носит имя М.Ю. Лермонтова, поэтому считаем символичным открыть юбилейный 180-й сезон спектаклем по его произведению. Вернее, по нескольким произведениям. Наравне с «Демоном» в спектакль включены ещё две поэмы: «Тамбовская казначейша» и «Кавказский пленник».

Ирина Баранникова: Это будет очень интересная работа Натальи Павловны. В спектакле красной нитью идет непростой разговор между белым и темным ангелами. Жанр определён как мистическая феерия, будет много пластических номеров, художественно-выразительных приёмов. В этой работе задействовано много молодёжи, наших студийцев, для которых «Демон» станет большим дебютом в серьёзном вечернем спектакле.

– Какие еще премьеры ставропольский зритель увидит в новом сезоне?

Сергей Панюков:  1 ноября лучший, на мой взгляд, режиссёр Республики Беларусь Сергей Михайлович Ковальчик выпустит спектакль «Загадочный визит» по пьесе известного немецкого драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Минского режиссёра ставропольский зритель очень хорошо помнит по постановке «Одураченный муж» Мольера, которая больше пяти лет с успехом шла на нашей сцене.

Ещё один приглашённый режиссёр Алексей Гирба из Москвы приступит к работе над современной комедией Евгения Шестакова «Три плюс кот», которую мы планируем выпустить в конце января на малой сцене. Мы увидели этот спектакль на сцене театра Александра Калягина «Et Cetera», нам очень понравилось, думаю, он будет интересен и нашему зрителю.

К Новому году выпустим сказку для детей «Аленький цветочек» в постановке Натальи Зубковой, а весной зрителей ждёт комедия положений «День палтуса», которую поставит заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков.

– Понятно, когда люди из провинции едут в столицу, чтобы себя показать. Здесь ситуация обратная – режиссёры едут в Ставрополь, чтобы представить на суд публики свои работы. Чем вы завлекаете столичных мастеров?

Ирина Баранникова: Режиссёр – профессия, которая растёт на конкретном деле. С тем же Алексеем Гирбой мы уже сотрудничали, он ставил на нашей сцене «Ю» и «Смешные деньги». Алексей знаком с нашими возможностями, мы – с его творческим потенциалом. Есть хороший обоюдный человеческий интерес, который, к тому же, подкрепляется плодотворной работой.

Очень важен фактор публики. Наш зритель – не всеядный, обладает достаточно критическим умом. Поэтому не каждая работа может найти своего поклонника. Мне кажется, что режиссёров цепляет именно совпадение человеческого фактора и творческого роста. В этом у нас благодатная почва.

Нам постановки иногородних мастеров тоже очень полезны. Это всегда обогащение, путь к развитию. Мы пытаемся набрать как можно больше оборотов, чтобы запуститься на всероссийскую сцену и занять своё место на театральной карте страны.

Сергей Панюков: Когда общаешься с приезжими режиссёрами, художниками, они в один голос говорят о том, что им приятно работать именно в Ставрополе, потому что здесь традиционный репертуарный русский театр. У нас сильная труппа, правильный репертуар. Это как раз то, что сейчас нужно нашим людям, как никогда. В то же время режиссёрам нужно давать пробовать себя, театр должен развиваться. Яркий пример – спектакль «Лодочник». Произведение сложное, неоднозначное, но оно своего зрителя нашло. Зал всегда полон, спектакль востребован.

Театр у нас репертуарный и разноплановый: начиная от комедий и детских сказок и заканчивая серьезными драматическими и психологическими работами. Такими, как «Три товарища» или «Леди Макбет Мценского уезда», которые мы возили в прошлом сезоне на всероссийские фестивали и имели большой успех.

– Как, на ваш взгляд, меняется ставропольский зритель?

Ирина Баранникова: В 90-е годы был спад интереса к театру, потом мы вернули зрителя. Но такого, чтобы интерес к этому виду искусства отсутствовал вовсе, в Ставрополе не было никогда. Мы благополучны в традициях. Город строился вместе с театром. Наш зритель много видел, знает актёров в лицо. У нас детей начинают приводить в театр сызмальства. В этом мы наследники 180-летней истории. С введением «Пушкинской карты» к нам хлынул поток молодёжи, и в то же время её стабилизирует зритель-старожил.

Сергей Панюков: Если театр вдруг будет развиваться не тем путем в репертуарной политике или в отношении к актёрам, то рано или поздно традиции, какими бы сильными они ни были, уйдут – и театр в его истинном понимании исчезнет.

Мы минимум двадцать раз за сезон выезжаем в города и сёла края, хотя трудно сказать, что это экономически выгодно. Но театр не гонится за деньгами, у нас есть другие ценности. Главное – сохранить связь со своим зрителем. Ребята, которые во время наших гастролей по краю посещают спектакли по «Пушкинской карте», через год-два приезжают учиться в Ставрополь и продолжают посещать театр. Я уверен, что скоро вернутся и другие традиции. Например, приходить на спектакли в вечерних платьях и костюмах. Чтобы это вернуть, надо начинать с себя: с репертуара, антуража. Мы стремимся к тому, чтобы человек, как только зашёл в двери театра, сразу понимал, что попал из серых будней в яркую сказку, в другое измерение.

– С появлением новых спектаклей, наверное, должны быть сданы в архив некоторые предыдущие спектакли. Насколько сильно изменится репертуар по сравнению с прошлым сезоном?

Сергей Панюков: Репертуар практически не поменяется несмотря на то, что мы выпускаем восемь-девять премьер в год. Это нелегко, но в качестве не теряем. Если правильно распределить нагрузку, распланировать, то всё оказывается по силам. Раньше действительно приходилось списывать спектакли, поскольку помещения здания не позволяли хранить декорации. Но недавно мы специально для этих целей взяли в аренду помещение, и теперь вопрос с повестки снят. Так что в большинстве случаев прежние спектакли будут оставаться в репертуаре, просто будем играть их реже. У каждого спектакля своя история, и многие из них не теряют актуальность и должны жить. Как можно, например, списать «Семейную кадриль»? Мы регулярно ездим на гастроли в тот же Антрацит, где этот спектакль принимают на ура.

– Куда в грядущем сезоне будете выезжать на гастроли?

Сергей Панюков: Планируем отправиться со спектаклями в Новороссийск и Геленджик. И, конечно, в наш город-побратим Антрацит Луганской Народной Республики, а также в столицу ЛНР – Луганск. Весной следующего года собираемся принять участие в театральном фестивале в Тамбове. Также в планах в рамках «Больших гастролей» организовать обменные гастроли ставропольского и тамбовского театров. Тамбовским актёрам, уже работавшим в Ставрополе, очень понравились город и зрители, которые приняли гостей очень тепло.

Должен заметить, что многие театры России хотели бы выступить на ставропольской сцене. Например, в конце августа в краевой столице гостил Русский академический театр имени Вахтангова из Владикавказа. В сентябре нас ждет встреча с друзьями из Государственного музыкального театра Беларуси, а в октябре приедет Новороссийский городской театр.

Ирина Баранникова: Надеемся, нам удастся реализовать всё задуманное. Юбилейный сезон будет очень насыщенным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 18 сентября 2024

Заголовок в газете: «Демон», «Загадочный визит» и «Аленький цветочек»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру