Финансовый институт выступил основным проводником мер поддержки, которое государство предусмотрело для бизнеса и граждан, реализовывал собственные программы помощи, «вкладывался» в строительную отрасль и АПК, развивал продукты экосистемы и даже помогал спасать жизни людей, заразившихся коронавирусом...
Итоги деятельности Ставропольского отделения Сбербанка в первом полугодии 2020 года на онлайн пресс-конференции 18 августа подвел его управляющий Алексей Чванов. Забегая вперед, важно сказать, что отделение Сбербанка в пандемию сработало, употребляя медицинский термин, как здоровый организм, без каких бы то ни было сбоев.
После первой, «критичной» недели (объявления ограничительных мер), банку пришлось «перестраиваться» и организовывать работу филиальной сетки в соответствии со строгими требованиями Роспотребнадзора. В результате ни один из 307 действующих в крае офисов банка, в том числе 214 расположенных в сельской местности, не закрылся, работал, обслуживая клиентов с максимальным соблюдением требований санэпидемиологов. Выбранный руководством банка формат – полного сохранения деятельности филиальной сети – оказался безошибочным. В пандемию у Сбербанка выросло не только число пользователей его онлайн-каналов. С введением карантина непосредственно в офисах края стало обслуживаться большее, чем до пандемии, количество людей. Из 5380 сотрудников Ставропольского отделения 30% трудилось в офисах, 70% в «пике» были переведены на «дистанционку». Тех, кто работает с клиентами непосредственно, обеспечивают средствами индивидуальной защиты и еженедельно тестируют на наличие нового опасного инфекционного заболевания.
– Никаких увольнений, сокращений сотрудников, оптимизаций численности, не было и не предвидится, – заверил на онлайн-встрече со СМИ Алексей Чванов, добавив, что «благодарен за труд каждому сотруднику» подразделения.
Бизнес и население
– Банк максимально быстро перестроился под новые условия обслуживания розничных и корпоративных клиентов. Так как именно бизнес переживает не самое простое время, нашей главной задачей стала его поддержка, налаживание процессов взаимодействия и оперативной помощи крупным, средним и малым предприятиям, – подчеркнул управляющий Ставропольским отделением Сбербанка.
Так, Сбербанк в регионе выступил «основным проводником» программы по мерам господдержки. На финансовый институт приходится более 70 процентов по мерам реализованной господдержки, в Ставропольском крае этот показатель равен 75-76%. Всем сегментам бизнеса по итогам первого полугодия Сбербанк оказал поддержку на сумму 53,4 миллиарда рублей, что оказалось на 42% больше, чем в 2019 году.
Большая часть поддержки, 38,2 миллиарда рублей, пришлась на предприятия крупного и среднего бизнеса. «Малышам» предоставлена поддержка на сумму в 6,2 миллиарда рублей. Региональный госсектор получил 8,9 млрд руб. В рассматриваемом периоде возросло число активных клиентов Сбербанка корпоративного сегмента – по сравнению с прошлым годом на 10%. Всего на сегодня это 52600 предприятий.
Одной из действенных мер поддержки бизнеса в период пандемии стала реструктуризация кредитов. На нее в первом полугодии 2020 года было получено 2 387 заявок, одобрено 2121.
– В рамках 106 ФЗ «о кредитных каникулах» из 1779 заявок было одобрено 1616 на сумму 2,1 млрд рублей. По собственным программам Сбербанка отделение реструктурировало 505 кредитов на сумму 3,7 миллиарда рублей, получив в целом 608 заявок, – сообщил Алексей Чванов.
Что касается других действенных мер поддержки бизнеса в пандемию, кредитах под 2%, «под ноль» и программе субсидирования 1/3, то наибольший интерес у малых предприятий и ИП, признанных наиболее пострадавшими в коронавирус, вызвала возможность получить кредит под два процента. Из 1517 одобренных обращений на общую сумму 2,3 млрд рублей 87% пришлось именно на них, 13% – на крупный и средний региональный бизнес.
За кредитами «под ноль» в региональное отделение Сбербанка обратились 878 представителей бизнеса, одобрение получили 399 заявки из полученных на сумму 900 млн рублей. Наиболее непопулярной мерой поддержки оказалась программа субсидирования 1/3. Из 16 поступивших обращений на сумму 238 млн рублей одобрение получила половина, в денежном эквиваленте – 213 млн рублей.
Активно за мерами поддержки в отделение Сбербанка обращались жители Ставрополья. За первое полугодие заявки на реструктуризацию кредитов поступили от 6941 заемщика. На них приходилось более 10,6 тысячи оформленных кредитов. Одобрение по собственной программе банка «COVID-19» получили 3466 обращений, 1410 кредитов оптимизировано по 106-ФЗ, 299 – по иным программам. Общее число одобрений составило 5175.
– За мерами поддержки все наши клиенты, предприниматели и физические лица обращались очень активно, в основном, заявки направлялись через сервис «Сбербанк Онлайн». Ни одно из поступивших обращений не было оставлено без внимания. Когда началась их доработка, выяснилась главная причина отказов – предоставление неполного пакета документов. В подобных случаях работа начиналась в «ручном режиме», и наши сотрудники консультировали клиентов по формированию необходимого пакета документов, – подвел итог в блоке вопросов по мерам поддержки Алексей Чванов.
В плане работы с населением управляющий рассказал о произошедшей в первом полугодии корректировке спроса на потребительские кредиты для физических лиц. Объем их выдачи по сравнению с аналогичным периодом 2019-го снизился на 5%. Изменился, употребляя специфический термин, «средний чек» такого кредита — в нынешнем году он снизился на 11 тысяч рублей, с 215-ти до 204 тысяч.
Большинство из потребительских кредитов (67%) оформлялись через удаленные каналы обслуживания Сбербанка. В аналогичный период прошлого года заявок, поданных на потребительские кредиты онлайн, было меньше на 41%.
«Господдержка 2020»
Сбербанк в Ставропольском крае стал «проводником» еще одной важной программы, направленной на поддержку строительной отрасли и населения – «Госсподдержка 2020».
– Банк выступает основным финансовым партнером отрасли, мы работаем напрямую как с застройщиками, так и с покупателями. На всех этапах строительства, если посмотреть на возводимые с применением счетов эскроу в СКФО объекты, выяснится, что 100% из них реализуются с использованием средств Сбербанка, – заострил внимание управляющий отделением. – На сегодня в Ставропольском крае заключено 17 сделок по проектному финансированию на сумму 5,8 миллиарда рублей, из них 14 сделок с применением счетов эскроу на сумму 5,7 миллиарда рублей. С начала года в регионе открыто более 1800 эскроу-счетов. Для сравнения: за весь прошлый год таких счетов было 1402. За полгода дали темп роста в 1,8%.
– Как мы видим сейчас, при формировании участков под перспективное строительство спрос потребителя превышает объемы вводимого жилья. При этом продаж недвижимости на первичном рынке значительно больше, чем на вторичном, – охарактеризовал ситуацию Алексей Чванов.
По программе «Господдержка 2020» в Ставропольском крае было оформлено 859 кредитов на сумму 1,4 млрд рублей. Воспользовались предоставляемыми программой льготами 195 семей с детьми. По факту она помогла воспользоваться «льготной» процентной ставкой и условиями 20% людей, обратившимся в Сбербанк за ипотекой. На «Господдержку 2020» пришлось 18% от выданных банком ипотечных кредитов в первом полугодии 2020 года. Всего же банк за отчетный период оформил 5000 ипотек на сумму 7,6 миллиарда рублей (на 8% больше, чем в 2019 году).
В разрезе макрорегиона (СКФО) около 60% ипотечных кредитов оформляется именно в Ставропольском крае.
– Только в июле 2020 года наши сотрудники обработали 1400 ипотек. В среднем ранее, в докризисный период, ставропольчане оформляли до 800 ипотечных сделок, – привел для сравнения цифры «рабочей статистики» Чванов.
Сбербанк онлайн
По словам Алексея Чванова, партнеры Сбербанка активны в использовании его онлайн-сервисов (Домклик, электронная регистрация оформления ипотеки через личный кабинет застройщика).
Все больше жителей Ставрополья пользуются онлайн-банкингом, и особой популярностью пользуется «Сбербанк Онлайн». Здесь рост клиентской базы в первом полугодии составил 15%. Канал востребован почти у каждого второго жителя региона. Количество платежей, совершаемых на этой платформе, в первом полугодии 2020 год выросло на 20 процентов, число проведенных операций составило 26 миллионов.
– При этом в целом по всем нашим удаленным банковским каналам на 11% выросло количество совершаемых платежей, – говорит Алексей Чванов.
В рост на территории региона также пошли все показатели, связанные с развитием безналичных сервисов оплаты. Почти 2535 торговых и сервисных предприятий оснащены эквайрингом – по сравнению с прошлым годом рост составил 25%.
После соответствующей работы, проделанной Сбербанком, расплатиться «по безналу» можно, делая покупки у 30% предприятий рынка «Лира» в Пятигорске, у 40% предприятий рынка «Тухачевский» и у 60% организаций рынка «Нижний» в Ставрополе.
В Ставропольском крае с начала года в 77 единицах общественного транспорта вдобавок к 320, где она уже была установлена, появилась система безналичной оплаты. Большинство из машин курсируют по Ставрополю, и на сегодня перед банком стоит задача сделать подключение к системе максимальным во всех городах.
Управляющий Ставропольским отделением навал процесс «очень важным»: регион обладает высоким потенциалом развития туризма, и возможность безналичной оплаты проезда в городском и междугороднем транспорте должна стать нормой.
Также, по словам руководителя, банк продолжает развивать собственный проект «Платежного банковского агента» в отдаленных сельских территориях. Услуга, благодаря которой для сельских жителей, в том числе стала удобной оплата ЖКХ, реализована в 69 селах.
Продукты экосистемы
В пандемию ряд продуктов экосистемы банка, связанных со здравоохранением и медициной, получили колоссальный стимул к развитию.
– В 2019 году стартовали продажи по такому продукту экосистемы банка, как «СберЗдоровье». Сервис сотрудничает с более чем 4 000 клиниками по всей стране, им активно пользуются 360 ставропольских семей. Продукт экосистемы позволяет получить дистанционные консультации у узкопрофильных специалистов, в том числе ведущих клиник Москвы. Услуга оказалась очень востребованной в период пандемии, когда часть жителей края просто не могла попасть в медучреждения, из-за тех же ограничений по возрасту или здоровью. Сервис продолжает развиваться во взаимодействии с минздравом Ставрополья, – сообщил управляющий Ставропольским отделением Сбербанка.
С развитием медицины было связано подписанное в первом полугодии Сбербанком и правительством Ставрополья соглашение о внедрении модели искусственного интеллекта (продукт Проектной команды Сбербанка и Лаборатории AI) на базе Пятигорской городской клинической больницы №2 и Многофункционального центра Минеральных Вод.
А к самым активно растущим сервисам из числа продуктов экосистемы на территории края относится Сбермаркет – доставка продуктов от ритейлеров при онлайн-заказе. После внедрения в Ставрополе сейчас сервис активно «раскатывается» в Пятигорске.
Популярен у потребителей с момента появления в «сетке» Сбербанка на Ставрополье и сервис ОККО. Благодаря ему у 23100 семей на Ставрополье есть возможность смотреть фильмы в онлайн-кинотеатре.
Справка «МК»
По данным Сберанка, в СКФО на сельское хозяйство приходится 15-16% регионального валового продукта, если перевести в численность трудящихся, в отрасли задействовано около 1,5 миллиона человек. Это 20% от общей численности граждан, занятых в экономике. Поддержке сельского хозяйства уделяется большое внимание. На сегодня в Ставропольском крае кредитный портфель агропромышленного комплекса составляет 38% от общего в размере 28,1 млрд рублей. Прирост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – 6,4%. Основное направление поддержки отрасли – льготное кредитование в рамках программы «15 28». Объем сделок, заключенных по этой программе, составляет более 4 млрд рублей.