РАНХиГС: число абитуриентов благодаря образовательным кредитам вырастет

РАНХиГС: число абитуриентов благодаря образовательным кредитам вырастет

Падение реальных доходов у значительной части населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции уже сегодня привело к тому, что люди оказались неспособны оплачивать образование за счет собственных средств, а имеющиеся образовательные кредиты не пользуются спросом ввиду их низкой эффективности, - отмечает декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.

Минувшим летом Федеральному собранию РФ был представлен доклад правительства РФ о политике в сфере образования, в котором содержалось предложение о сокращении к 2024 году количества бюджетных мест в вузах на 17% по сравнению с 2019 годом, при том, что количество абитуриентов вырастет на 15%.

"Очевидно, это приведет к тому, что шансы поступить на обучение за счет средств бюджета сократятся приблизительно на четверть", - прокомментировала Оксана Ступникова.

В этой связи эксперт отметила важность повышения привлекательности образовательного кредитования, на которую ранее указал и президент России Владимир Путин.

Банки уже вышли на рынок с обновленными условиями кредитования при активной господдержке. Среди основных и главных изменений: снижение ставки до 3%, увеличение максимального срока погашения с 10 до 15 лет, отсутствие поручителей и залога, а также увеличение льготного периода кредитования с 3 до 9 месяцев и досрочное погашение, - уточнила эксперт новые условия получения образовательного кредита.

"Доступность образовательного кредита приведет к тому, что, даже не набрав проходных баллов для обучения за счет средств федерального бюджета, студент сможет остаться в том же вузе, обучаясь на платной основе, не имея достаточных собственных средств, а не искать другой в вуз с более низкими проходными баллами по ЕГЭ", - обратила внимание декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС.

Увеличение срока льготного кредитования позволит, по ее оценке, подыскать более серьезную работу по завершении обучения, а сами условия кредитования (погашение кредита по повышенной ставке при условии отчисления) повысят мотивацию к обучению, - уверена Оксана Ступникова.

"В целом, доступность образовательного кредита позволит повысить возможности для выбора абитуриентами учебного заведения и направления подготовки, и привлечь, при необходимости, заемные средства уже обучающимися студентами для распределения финансовой нагрузки на оставшийся срок обучения", - прокомментировала она.

Вместе с тем, отметила эксперт, кредит может вынудить студента подрабатывать во время учебы, что, в свою очередь, может сказаться на уровне его вовлеченности в образовательный процесс. Она указала и на другие негативные факторы. Среди них - отсутствие четкой взаимозависимости качества образования и уровня доходов. "Даже качественное высшее образование не гарантирует престижной работы и высокой заработной платы", - обратила внимание эксперт.

Кроме того, "кредит необходимо будет погашать в любом случае, а что будет с работой в перспективе и каков будет рынок труда после пандемии - предсказать сложно", - отметила декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС.

"Поэтому на сегодняшний момент перед абитуриентом остро стоит вопрос получения качественного, но платного образования или обучения в слабом вузе, но за счет средств федерального бюджета", - заключила Оксана Ступникова.