В октябре 2019 года президент России поручил правительству подготовить нормативную базу под создание и функционирование национальной сервисной телематической платформы "Автодата". Заявленная цель проекта - формирование уникального в мировом масштабе массива больших данных в автомобильной сфере, обеспечивающего равные конкурентные условия на авторынке.
Предполагается, что использование этого информационного ресурса позволит российским компаниям создавать конкурентоспособные на мировом рынке продукты и услуги, качество которых будет существенно выше конкурирующих зарубежных решений.
Реакцией на законопроект, подготовленный специалистами НП ГЛОНАСС (оператор платформы Автодата) и НТИ Автонет (межправительственная рабочая группа) стала жесткая критика основных его положений, высказанная со стороны перевозчиков, российских IT-гигантов и логистических компаний.
По мнению доцента Ставропольского филиала РАНХиГС Геннадия Шевченко, этого следовало ожидать.
Проект закона не получил одобрения ввиду недостаточной проработки его концепции, в результате чего возникают риски, - отметил эксперт РАНХиГС. Среди этих рисков он перечислил создание новой монополии на рынке, которая не направлена на решение государственной и общенациональной задачи (мнение представителя КамАЗа); утечку персональных данных, раскрытие коммерческой тайны; возникновение значительных финансовых и трудовых затрат на "надстройку" системы "Автодата", которые впоследствии выльются в обременение платной системой автопроизводителей и эксплуатантов транспортных средств.
Также среди возможных рисков - непрогнозируемое вмешательство в законодательство против интересов частных лиц, поскольку правительство получит возможность расширять список обязательных данных для передачи в "Автодату" своим постановлением.
"Как итог, можно прогнозировать непредсказуемый рост стоимости перевозок и цен на товары", - отмечает Геннадий Шевченко. Также, по его оценке, "подливает масло в огонь" и отсутствие открытых публичных обсуждений с бизнес-сообществом, ведь минфин, минтранс, НП ГЛОНАСС и НТИ "Автонет" сложные вопросы не комментируют".
Таким образом, подытожил эксперт Ставропольского РАНХиГС, с учетом положений о возможности продажи данных третьим лицам и коммерциализации собранной информации, остается множество вопросов, а закон требует доработки и активного публичного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.