Слово о друге: Александр Коробейников

Память о достойных людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие

 Вынесенные в подзаголовок слова, сказанные известным римским философом Сенекой (младшим), в полной мере относятся к Александру Коробейникову – известному политику, талантливому руководителю, подлинному патриоту родного Ставрополья, Северного Кавказа, России, трагически ушедшему из жизни совсем недавно в расцвете творческой и трудовой активности.

Память о достойных людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие
Александр Коробейников

 Он был моим другом, верным и бескорыстным, готовым в любое время «подставить дружеское плечо». Поэтому без всякого пафоса, высокопарных слов могу сказать: его жизнь – образец служения своему народу, родному краю, многонациональному Северному Кавказу (здесь и далее выделено автором – Ред.). Не только друзья, коллеги по работе, но все кто его знал, видели в нем воплощение всего лучшего, что по крупицам есть в каждом русском человеке, северокавказце: талант и трудолюбие, честь, мужество, отвагу,  благородство и, что так сегодня редко встречается у чиновников такого ранга, высочайшую нравственную культуру.

  Почти сорок лет тому назад, после моего перевода по военной службе из Ленинграда в Ставрополь на должность начальника кафедры общественных наук Ставропольского высшего военно-инженерного училища связи, я был приглашен в крайком комсомола, где был представлен руководству краевой организации во главе с Николаем Пальцевым и  получил первое задание-просьбу: выделить несколько преподавателей для участия в комиссии по проведению краевого конкурса студенческих работ по общественным наукам.

  В конце весьма плодотворной и дружественной беседы с руководством краевого комсомола ко мне подошел  спортивно сложенный молодой человек и представился: Александр Коробейников – секретарь комитета комсомольской организации Политехнического института. Вышли вместе на улицу, прошли по театральному скверу и, несмотря на разницу в возрасте, между нами состоялся обстоятельный и весьма  доверительный разговор. Так как я в Ставрополь прибыл совсем недавно, он ввел меня в курс особенностей местного менталитета, дал много ценных советов для более быстрой адаптации к обычаям и традициям казачьего края.

   При расставании он, как бы невзначай, заметил: «Кстати, Анзор Хадзиретович, моя супруга Светлана Борисовна по отцу осетинка, из знаменитого рода Хетагуровых». Не скрою, был приятно удивлен и шутя заметил, что надо было с этого начинать...

– Ведь самое «трудное» для молодого человека – быть осетинским зятем, – сказал я.

– Я уже это не раз испытал, особенно когда приезжаю в Осетию. Но сложнейший этикет осетин в этом плане уже почти усвоил, – ответил Александр.

На этой шутливой ноте мы расстались. Но после этой встречи у нас завязалась добрая мужская дружба. Следил за его быстрым продвижением по службе в краевой комсомольской организации. Буквально через несколько месяцев после нашего знакомства его избрали вторым секретарем Ставропольского городского комитета комсомола, затем – спустя короткий промежуток времени, и первым секретарем.

  В 1982 году Александра перевели в краевой комитет комсомола, где он весьма продуктивно и достаточно успешно руководил краевой организацией в должности второго, затем первого секретаря. В 1987 году решением крайкома КПСС как успешный и перспективный руководитель, Александр Владимирович возглавил Минераловодский район в должности первого секретаря райкома КПСС, а через год ему доверили Промышленный район города Ставрополя. В 1991 году, после развала Советского Союза, в течение пяти лет он выполнял обязанности заместителя главы Ставропольского края Евгения Кузнецова.

  Александр Владимирович Коробейников, на мой взгляд, единственный в крае человек, который при всех пяти губернаторах края занимал ответственные должности в правительстве. Причем, какой бы пост не занимал, он был образцом настоящего руководителя. Он гармонично сочетал высочайший профессионализм и нравственную безупречность; здоровый консерватизм и мудрое новаторство. За эти качества его искренне уважали не только сотрудники, но и огромные массы трудового народа в крае и во всех республиках Северного Кавказа, где приходилось ему работать.

  Но были и завистники, которые очень часто пакостили ему. Как говорил философ: «Успех и зависть неотделимы». Как-то зашел у нас разговор на эту тему. Причем не ради философских размышлений, а после очередной подлости, направленной в его адрес. На мое эмоциональное возмущение он с улыбкой ответил: «Понимаешь, Анзор Хадзиретович, ведь завистники сами от этого больше страдают». И к моему удивлению вытащил из кармана записную книжку, быстро нашел страницу с заголовком «умные мысли» и прочитал: «Завистник сам себе враг, потому что он страдает от зла, созданного им самим». И ещё, продолжал он дальше листать записную книжку: «Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные».  Эти мысли, по его признанию, он выписал у Монтескье и Спинозы, еще будучи студентом  политеха.

  Я часто задаю себе вопрос: в чем причина такого быстрого взлета Александра Владимировича по служебной лестнице: в комсомоле, в структурах КПСС и в чисто административно-хозяйственной работе. В чем тот уникальный стержень его душевного настроя, который тянул к нему людей независимо от служебного и имущественного положения, возраста, национальной и конфессиональной принадлежности.

  Дело в том, что Александр Владимирович прошел, как в советское время говорили, настоящую школу трудового и нравственного воспитания. После школы два года отдал суровой войсковой службе. Затем год работал слесарем автобазы в Курсавке и получил настоящую рабочую «прививку» на всю жизнь.

 Особо следует отметить и  Богом ему данные врожденные нравственные  качества: человеколюбие, благородство, полное неприятие межнациональных и межконфессиональных предрассудков.

  Он был человеком высочайшей культуры. Никогда не пользовался словами ненормативной лексики. Я никогда не слышал, чтобы он хоть раз на кого-то повысил голос.

  Вот с таким жизненным, нравственным и трудовым багажом в 1975 году Александр Владимирович поступил в Ставропольский политехнический институт, который окончил с отличием и защитил диплом по специальности «инженер-механик автомобильного транспорта».

  Будучи студентом, он по праву стал комсомольским лидером института.  Думаю, на примере Александра Владимировича невооруженным глазом видна разница подготовки к студенчеству в советское время и сегодня по системе ставшего притчей во языцех ЕГЭ.

 В каких бы структурах он ни работал: комсомольских, партийных, хозяйственных, причем не только в крае, но и  в  республиках Северного Кавказа, он оставался настоящим интернационалистом, патриотом, честным и мужественным человеком. Он любил свой край, Россию, Северный Кавказ.

  Он часто повторял, что мы – северокавказцы – один народ, одна нация, с неповторимой, уникальной культурой, традициями и обычаями. У него была уникальная способность – любить людей. И люди в любом регионе отвечали ему взаимностью.

  Он был прирожденным народным дипломатом, умел достучаться до ума и сердца даже законченных преступников, отчаявшихся людей, террористов. У него была потрясающая способность достойно договариваться ради спасения людей. Поэтому в критических ситуациях – захват заложников, межнациональные и межконфессиональные противоречия на юге края, Александру Владимировичу доверяли переговоры.

   Четыре раза он освобождал заложников в аэропорту города Минеральные Воды, принимал самое активное участие в освобождении людей в больнице Буденновска. Он смело шел под пули бандитов, презирая смерть. И меньше всего в эти минуты он думал о себе.

  За мужество и отвагу,  проявленные в освобождении заложников, Александр Владимирович был награжден орденом «За личное мужество». Среди его государственных наград:  «Герой труда Ставрополья», «Орден дружбы», «Орден почета» и многие другие. Думаю, орден «За личное мужество» имеет особый вес.

  Александр Владимирович был глубоко верующим человеком. Он стал активным сторонником и поборником православной веры. Помогал строить церкви. По сути, он был главным организатором строительства больничного храма Святого Великомученика и целителя Пантелеймона. Многократно участвовал в строительстве и реконструкции других храмов.

  За заслуги в делах миротворчества, благотворительности, восстановления и строительства храмов на Северном Кавказе и в Ставропольском крае Александр Владимирович был награжден орденами Преподобного Сергия Радонежского, Святого благоверного князя Даниила Московского и Преподобного Серафима Саровского второй степени.

  В  своей записной книжке Альбер Камю пишет: «Великий вопрос жизни – как жить среди людей». На мой взгляд, редко кому удалось и удается познать тайну этого «великого вопроса» человеческой жизни и действовать в согласии с   нравственными ценностями, веками выработанными человеческим гением. Александр Владимирович всей своей жизнью доказал, что познал тайну этого великого вопроса – как жить среди людей.

   Он жил по совести, любил людей, не предавал друзей. Он был патриотом Ставрополья, Северного Кавказа и Великой России. Он нес радость людям, готов был помочь любому, умел делиться последним куском хлеба.

  Он был человеком свободного духа. Он мог отдать жизнь, но свободу, данную ему Господом, никогда.

  На Кавказе говорят: мудрость и старость приходят вместе. Но, к сожалению, очень часто старость приходит одна. И чтобы мудрость и старость пришли вместе, надо жить честно, по совести, любить людей бескорыстно, беспощадно отметать недостойные для высшей нравственности качества: ненависть, жадность, зависть, лень, ревность и гордыню.

  Убедился, что к Александру Владимировичу мудрость пришла, не дожидаясь старости. Это редкое исключение, редкий дар. Но такова воля Бога.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру