Следует отметить, что трудовой коллектив обслуживает порядка 20 парковых зон города, центральное место среди которых занимает крупный парк – «Атажукинский сад». На обслуживании АУ «ОПКиО» также находится мемориальный комплекс «Вечный огонь славы» в Нальчике, памятная стела «Нальчик – город воинской славы», памятники героям Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, защитникам Родины и правопорядка, скульптурные композиции и стелы на въездах в Нальчик, а также фонтаны на площадях и в скверах города. В минувшую субботу года в Атажукинском саду Нальчика ряд уволенных сотрудников, возмущённых такими действиями новой администрации, провели акцию протеста, записали видеоролик с обращением к главе КБР Юрию Кокову.
Хотели проверку – получите!
В 2011 году муниципальное учреждение было преобразовано в автономное учреждение «Объединение парка культуры и отдыха» городского округа Нальчик. За несколько лет был построен ряд объектов, на собственные средства приобретены аттракционы. В обход закона в 2017 году городская администрация начала процедуру изъятия имущества и ликвидации АУ «ОПКиО». В июле 2017 года прошло общее собрание трудового коллектива учреждения с участием представителей мэрии Нальчика. Работники выразили своё несогласие с незаконным изъятием имущества и решением о ликвидации автономного учреждения, было принято решение обратиться к главе КБР Юрию Кокову, а также к прокурору Нальчика с заявлением по поводу неправомерных действий мэрии.
По результатам прокурорской проверки на постановления мэрии были принесены протесты с требованием их отмены. Местная администрация в августе прошлого года формально их отменила, но по факту по сей день не осуществила эту отмену. Изъятое имущество так и не вернули, оно незаконно эксплуатируется частной фирмой.
А тем временем под предлогом оптимизации штатов начали сокращать работников. При этом в нарушение Трудового кодекса РФ сокращали в первую очередь работников не с низкой квалификацией, а специалистов, несогласных с незаконными действиями администрации. И как мы далее увидим, возможно, это и попытка убрать ненужных свидетелей незаконных махинаций прежнего руководства.
Сейчас городок аттракционов передан ООО «Аттракционы города Нальчика». На территории самого городка аттракционов вырубаются деревья, на месте которых, как сообщается, будут установлены новые аттракционы. Всех прежних работников городка аттракционов заменили, не продлив с ними сезонные договоры. При этом многих из новых работников привозят теперь на работу на автобусе из Баксанского района. В чём был смысл увольнения уже опытных прежних работников? А новые хозяева первым делом подняли цены на посещение аттракционов и ввели частную охрану. Причём несмотря на разговоры, что все аттракционы надо менять, используются те же старые, посещение которых стало почти вдвое дороже.
В ситуации, связанной с Атажукинским садом, пытались разобраться общественные организации, которые выступили на стороне сокращаемых работников. Это «Кабардино-Балкарский народный контроль», отделение Общероссийского народного фронта в КБР.
– Удивляет то, что все эти действия производятся в то время, когда вынесены протесты прокуратуры на постановления мэрии об изъятии имущества учреждения и его ликвидации. Получается, что прокурорские протесты не принимаются во внимание, и работы по демонтажу оборудования производятся незаконно. Имеются явные признаки хищения муниципального имущества в интересах третьих лиц, что, в свою очередь, может нести признаки коррупционных действий, – считает руководитель организации «Кабардино-Балкарский народный контроль» Владимир Тумов.
В марте 2018 года прокурором города Нальчика Залимом Тлостановым принесён протест с требованием отменить уже третье постановление мэрии – об изъятии имущества из оперативного управления АУ «ОПКиО». В ходе проверки прокуратурой установлено, что имущество учреждения, в частности аттракционы, приобретались автономным учреждением за счет собственных доходов, денежные средства из бюджета не выделялись. При изложенных обстоятельствах имущество изъято в нарушение требований законодательства.
Вообще все эти структурные изменения начались после проведения внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности АУ специальной комиссией мэрии. Проверкой были выявлены нарушения финансово-хозяйственной деятельности по 36 пунктам, установлены финансовые нарушения на 16 миллионов рублей. Но самое интересное, что эта проверка, выявившая столько нарушений, была инициирована самими работниками АУ «ОПКиО», обвинявшими в махинациях своего бывшего руководителя Алия Хочуева. Но в результате они же и оказались пострадавшими…
Пропавшие миллионы
Вот что для газеты «МК-Кавказ» рассказал бывший заместитель гендиректора «АУ ОПКиО» по эксплуатации аттракционов Хизир Ульбашев:
– Алий Хочуев стал директором парка в 2010 году. Мне стали намекать, что в парке будут производиться преобразования, нужен руководитель, имеющий строительное образование. Назначили Хочуева, я стал заместителем. Ну что ж, «преобразования» действительно начались, но какие! Первым делом он назвал себя генеральным директором, видимо, так солиднее. Начали класть плитку в парке, этим занимались три фирмы, где руководили связанные с ним люди. Деньги по тендеру за произведённые работы уходили этим фирмам, хотя были задействованы наши работники, техника парка. И в дальнейшем все тендеры в парке, так получалось, выигрывали фирмы, принадлежащие семье Хочуева или его родственникам.
То, что мы потеряли «Второе озеро», которое было в ведении парка, я считаю, тоже его вина. Озеро ежегодно заполнялось из реки Нальчик, но там нужно было подремонтировать водозабор. Этого сделано не было, он разрушился, теперь мы имеем заросший бурьяном котлован. Один из самых популярных у нальчан аттракцион «Автодром» он списал, а потом разрешил третьим лицам открыть такой же частный автодром на территории городка аттракционов. Кому это было выгодно, куда уходили доходы? Далее он стал увеличивать число торговых точек в парке, с семи довёл их число до 46. Но арендаторы платили не в кассу парка, деньги собирали какие-то непонятные люди, документов о получении денег не выдавали. Служебные машины «Тойота Камри» и «Тойота Королла» оказались в собственности фирмы, принадлежащей семье Хочуева. Немало было фактов, когда работники парка и техника почему-то использовались на работах на объектах, не относящихся к парку.
Я видел, что происходит с парком, что во главу угла поставлена жажда наживы. Мы стали ссориться, но от своей линии генеральный директор не отступил. В мае 2012 года грянул гром, в городке аттракционов произошла трагедия. Погибла двухлетняя девочка на аттракционе «Юнга-такси». Пока родители отвлеклись, она проникла за прутья ограждения и попала под движущийся механизм. Дело тогда замяли – якобы за отсутствием состава преступления. А вообще-то там были нарушены правила технической безопасности, ограждение аттракциона не соответствовало ГОСТу.
Я неоднократно говорил Хочуеву о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности, писал официальные докладные на его имя. Он лишь отмахивался, а потом просто стал постепенно отстранять меня от дел. Тогда я обратился по данным нарушениям в Следственный комитет, МВД. Но получал ответы, что «состава преступлений нет». Алий Хочуев стал в отчётах показывать, что городок аттракционов, основной источник доходов парка – убыточное предприятие! Если раньше мы в среднем за сезон получали до 20 миллионов рублей доходов, то он стал показывать доход 7-8 миллионов. Это при том, что стоимость билетов и количество аттракционов возросли. Как такое может быть? А на основании того, что аттракционы якобы убыточные, бывший директор хотел передать их в аренду частной фирме. Но не успел, пришлось уволиться по «собственному желанию».
22 августа 2016 года я обратился к главе КБР Юрию Кокову. И даже президенту РФ Владимиру Путину письмо направил, ответ о получении из его администрации мне пришёл. Изложил факты хищений и противоправных действий со стороны гендиректора АУ «ОПКиО». Сотрудники ОБЭП произвели тогда выемку бухгалтерской документации в парке и у торговых точек на территории парка. После этого Хочуев долго вообще не появлялся на работе, а когда 26 сентября пришёл, дал понять, что все вопросы со всеми правоохранительными органами решил.
Алий Хочуев не раз пытался убрать меня из руководства учреждения, хотел сократить саму эту должность, но не получалось обойти закон. Только после его увольнения я и многие другие работники перед новым, 2018 годом, получили уведомления, что наши должности будут сокращены. И в первый рабочий день нового года, 9 января, я был уволен. В тот же день был уволен и другой «оппозиционер» бывшего руководителя – заместитель гендиректора АУ «ОПКиО» Муса Чемазоков. Он отстоял свои права в суде, и был восстановлен в прежней должности. Я занимаюсь своим восстановлением в должности в судебном порядке.
Не мои года – моё богатство?
Кстати, Алий Хочуев обвинил Хизира Ульбашева в клевете. В нальчикском городском суде Ульбашев был признан виновным и должен был выплатить денежный штраф. Однако при рассмотрении апелляции Верховный суд КБР это решение отменил. Интересно, что в суде интересы Хочуева отстаивал специалист по охране труда и технике безопасности АУ «ОПКиО» Рашид Касимханов, который был назначен директором учреждения сразу после увольнения своего «подзащитного». Это при том, что в АУ было четыре заместителя генерального директора. Правда, долго в этой должности Касимханов тоже не задержался, сейчас и. о. директора является Хасан Бозиев, бывший мастер учреждения по озеленению.
Но, наверное, Алий Хочуев и не предполагал, что в ходе судебных разбирательств всплывёт другая, мягко говоря, нелестная для него информация. Если раньше датой его рождения числилось 9 апреля 1953 года, то теперь он «помолодел» на четыре года, и в новом паспорте, выданном отделением УФМС РФ в Ачхой-Мартановском районе Чеченской республики, датой рождения значится уже 3 мая 1957 года. Соответствующие поправки были сделаны и на сайте горсовета. Мотивы «продления молодости» не ясны. Возможно, руководить можно дольше…
Но махинации с паспортом – разве это законно? Как мог Алий Хочуев, как следует из справки военкомата, служить в армии с 1971 по 1973 годы? В четырнадцать лет добровольцем пошёл? Автор этих строк своими глазами видел и выпускную фотографию 10 класса СШ №16 1970 года выпуска, где имеется и фото «героя» нашей публикации.
А ещё появились сомнения в получении им высшего строительного образования. Из Саратовского Политехнического института на адвокатский запрос последовал ответ, что сведений об обучении А.Т. Хочуева в этом институте не имеется и диплом ШВ №953168 от 22 июня 1992 г. о присвоении квалификации инженера-строителя на его имя не выдавался. А ведь именно на основании этого диплома Хочуев в своё время был назначен начальником РСУ, ему присваивалось звание «Заслуженный строитель КБР», затем он был назначен директором парка.
Есть у Хочуева и диплом об окончании в 1978 году сельскохозяйственного факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета. Но из КБГУ также пришёл ответ в Следственное управление СКР по КБР о том, что в книге регистрации дипломов указанного факультета за 1978 год Хочуев не значится.
Прокуратурой Нальчика по результатам проверки было внесено представление в адрес председателя Совета местного самоуправления об устранении нарушений федерального законодательства. В нём указывается, что «действия А.Т. Хочуева наносят ущерб репутации и авторитету местного самоуправления г.о. Нальчик».
Где же сейчас Алий Хочуев? В июле 2017 года он был назначен директором нальчикского совхоза «Декоративные культуры». Есть мнение, что в ситуации с парком он до сих пор всё «дёргает за ниточки». Совет местного самоуправления, где он занимает пост заместителя председателя, не прислушался к прокурорскому представлению о лишении депутатских полномочий. Так что у него всё хорошо. А вот многие его прежние подчинённые, оставшиеся без работы, сотрудники из руководства учреждения, пытавшиеся обратить внимание общественности, правоохранительных органов, главы республики и даже Президента РФ на неблаговидные дела своего прежнего руководителя – в числе пострадавших.