Тернистый путь на Канжал

Историческое сражение едва не получило современное продолжение

В течение нескольких дней без преувеличения весь Северный Кавказ с тревогой следил за конфликтной ситуацией в Кабардино-Балкарии. В центре конфликта оказалось балкарское селение Кёнделен. Причиной раздора стало проведение конного шествия в ознаменование 310-летней годовщины Канжальской битвы, когда в 1708 году войско кабардинского князя Кургоко Атажукина разгромило армию крымского хана Каплан-Гирея, пришедшего на Северный Кавказ для сбора дани с местных народов. Однако некоторыми балкарскими историками и общественными деятелями подвергается сомнению сам факт Канжальской битвы или, как минимум, её историческое значение. А местные жители в проведении конного шествия с адыгскими флагами по территории села усматривают некую маркировку, попытку показать, что исторически это адыгские земли.

Историческое сражение едва не получило современное продолжение
Участники событий долго не расходились. Фото: Тамара Гериева.

Хотели, как лучше

Десять лет назад такой же конный переход в честь 300-летнего юбилея битвы едва не вызвал серьёзный конфликт. Удивительно, стоило ли сейчас «наступать на те же самые грабли»? Учитывая уроки десятилетней давности, сейчас значительная часть всадников в последний момент отказалась от участия в шествии. А около 30 всадников 17-го сентября под предводительством известного коннозаводчика и общественного деятеля Ибрагима Яганова пошли к горе Канжал в обход села по горной дороге. По утверждению главы сельской администрации Марата Атмурзаева, никто изначально не собирался препятствовать прохождению конного шествия. Более того, на обратном пути планировалась торжественная встреча всадников, сопровождение их до города Баксана и совместное участие в праздничных мероприятиях по случаю отмечаемого в республике 20-го сентября Дня адыгов.

Однако получилось всё не так красиво. Провокационную роль, наверное, сыграли посты некоторых пользователей соцсетей, где распространились утверждения о том, что участников конного шествия вновь отказались пропустить через село. 18-го сентября у селения Кёнделен собрались адыгские активисты, в основном, из числа молодёжи. Выкрикивая лозунги, они прошли с флагами по селу. Это вызвало возмущение жителей, начались столкновения. В дело вмешались бойцы Росгвардии, подтянутые к месту происшествия из соседних регионов. Росгвардия разделила конфликтующие стороны, прозвучали выстрелы в воздух. Полетели камни с обеих сторон, бойцы применили дымовые шашки, часть которых полетела обратно в них. Пострадали некоторые автомобили приехавших активистов.

Конфликт получил продолжение и в других населённых пунктах республики. Имели место столкновения жителей близлежащего селения Заюково с сотрудниками полиции, бойцами Росгвардии, блокировавшими дорогу к Кёнделену. Также столкновения произошли в городе Баксане. 19-го сентября в 17 часов на площади у Дома правительства в Нальчике собралась группа активистов адыгских организаций. Они требовали объяснений у руководства республики. Глава КБР Юрий Коков в это время находился в Кабардинском драматическом театре на заседании XII Конгресса Международной Черкесской Ассоциации.

Прибывший на площадь руководитель Правозащитного центра Валерий Хатажуков призвал участников митинга быть сдержанными. Также к митингующим вышел министр по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарии Анзор Курашинов. В ходе стихийного митинга всё же полицией были задержаны активист Заур Жемухов и историк Тимур Алоев. Но вскоре после вмешательства правозащитников они были отпущены.

Вообще в ходе описываемых происшествий полицией в разных населённых пунктах были задержаны несколько десятков человек (данные разнятся), большинство отпущены, есть пострадавшие, которые были доставлены в больницы, им оказана медицинская помощь.

Была ли битва?

У нынешних событий есть уже своя долгая предыстория. В 2008 году автор этих строк присутствовал на правительственном совещании с участием общественников, открытом для прессы, на котором на котором обсуждалась программа по празднования 300-летнего юбилея Канжальской битвы. Было намечено немало мероприятий: конное шествие к горе Канжал, установка памятника на месте сражения, тематические классные часы в школах, издание и переиздание некоторых исторических произведений местных авторов и даже выпуск почтовых марок в честь юбилея знаменательного события.

Однако проведение конного шествия к горе Канжал, маршрут которого проходил через селение Кёнделен, ещё тогда вызвал конфликт. Местные жители заблокировали дорогу, вышли с плакатами «Канжальской битвы не было», «Не дадим застолбить землю». Тогда к месту происшествия были срочно подтянуты бойцы ОМОНа, СОБРа, которые разделили противостоящие стороны участников конфликта и не дали ему разгореться. После случившегося остальные намеченные юбилейные мероприятия были фактически потихоньку свёрнуты. Было решено более тщательно изучить вопросы, связанные с историей Канжальской битвы, а пока не будоражить население, раз уж празднование этого события вызывает такие ожесточённые споры.

В июне 2013 года более 200 представителей политики, науки, культуры, искусства и бизнеса обратились к главе КБР в связи с ситуацией вокруг памятника 300-летию Канжальской битвы. Они подчеркивали, что в 2008 году было принято решение об открытии памятников на месте сражения и в столице республики. В Нальчике было определено место для монумента «предводителю кабардинского войска – князю» и заложен камень. Авторы письма обращали внимание, что прошло пять лет, а памятника так и нет. Они предлагали построить мемориал «на народные деньги», если проблема заключается в финансировании. Тогда из администрации главы республики был получен ответ, что до сих пор остаются нерешёнными вопросы исторического характера, которые требуют научного обоснования. В сентябре 2013 года Координационный совет адыгских общественных объединений обратился в Институт гуманитарных исследований, а руководство последнего – в Институт Российской истории РАН с просьбой о предоставлении экспертного заключения по Канжальской битве.

В декабре того же года было получено заключение из РАН, подписанное академиком Георгием Куманевым. В нём отмечалось, что в 1708 войско крымского хана Каплан-Гирея I было «наголову разбито ополчением, возглавляемым выдающимся военным и политическим деятелем – кабардинским князем Кургоко Хатахшоковичем Атажукиным, которому удалось объединить народ на пространстве от реки Кубань до реки Сунжа». И что Канжальское сражение – одно из важнейших в военной истории Северного Кавказа в XVIII веке – положило конец зависимости народов Кабардино-Балкарии от турецкой и крымской военной силы.

Однако сводить всё к различной трактовке исторического сражения было бы ошибкой. Вот как прокомментировал последние печальные события участник общественной организации «Республика – общее дело», в прошлом пресс-секретарь главы КБР, бывший главный редактор газеты «Кабардино-Балкарская правда» Владимир Кудаев: «Противостояние в Кенделене – проблема не сегодняшнего дня, и его причина вовсе не безобидное празднование годовщины Канжальской битвы. Истинная причина кроется в том, что часть балкарского населения считает летние пастбищные угодья, расположенные за селением, включая и Канжальское плато, исконными балкарскими землями и не хочет смириться с тем, что представители другой национальности проведут там мероприятия с национальной окраской».

В эти неспокойные дни многие люди с тревогой следили за происходящим, с обращениями и призывами к спокойствию и благоразумию выступали лидеры общественных организаций, многие известные, уважаемые в республике люди. Однако многих жителей республики реально изумило то, что не прозвучало обращение главы КБР Юрия Кокова, молчали государственные СМИ республики, в том числе даже официальные информагентства. И на этом фоне не было недостатка в различных экспертных оценках и даже в конспирологических версиях происходящего. В республике по-разному отнеслись к словам главы Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игоря Баринова о том, что происшедшее в КБР чуть ли не результат действия западных спецслужб. Возможно, у компетентных органов есть соответствующая информация. Но многие жители республики считают, что случившееся – прежде всего результат нерешаемых и замалчиваемых социально-экономических проблем Кабардино-Балкарии, а также роста националистических настроений у некоторых слоёв населения.

«Братство» и «добрососедство»

Выдвигалась и версия о том, что это спланированная, провокационная акция, направленная непосредственно против главы КБР Юрия Кокова, у которого в следующем году истекает срок полномочий. В этой связи интересно мнение бывшего главы республики,а ныне сенатора от КБР в Совете Федерации РФ Арсена Канокова. Он напомнил о событиях десятилетней давности.

– Нечто похожее на нынешнюю ситуацию произошло в 2008 году, – сказал сенатор. – Не буду сейчас вдаваться в подробности, почему и кто спровоцировал тогда противостояние, пусть это останется на их совести. Но после произошедшего мы сделали вывод, что организовывать и отмечать эту дату нужно иначе. Всем, кто следил за событиями в Кёнделене, понятно, что дело не только в годовщине Канжальской битвы. Для кого-то это был лишь повод для обострения ситуации в регионе, чтобы вбить клин между двумя дружественными народами. И грустно, что наша кабардино-балкарская молодежь, возможно, подогретая какими-то мнимыми патриотами, легко на это повелась. Наверное, сыграла также роль и недостаточно продуманная организация акции со стороны ее устроителей. Тем не менее, прошу воздержаться от огульных необоснованных обвинений в личный адрес кого-либо. Это некорректно, не по-кавказски, не по-мужски. Ни я, ни действующий глава КБР, конечно же, не имеем к произошедшему никакого отношения. Должно быть тщательное разбирательство с привлечением к ответственности лиц, виноватых в конфликте.

К счастью, конфликт всё же удалось вовремя погасить, хоть это было и непросто. Сейчас люди пытаются понять, как такое вообще могло произойти в обычно мирной и толерантной Кабардино-Балкарии? Думается, очень хорошо по этому поводу высказался на своей странице в «Фэйсбуке» председатель Гостелерадиокомпании КБР Владимир Битоков.

– События последних дней, реакция на них или, наоборот, её отсутствие вызвали в обществе много ранее невысказанных вопросов, – пишет Владимир Битоков. – Но высказать их и вместе искать ответы – это тоже наша совместная судьба, если мы не хотим оставить нашим детям и внукам такое наследие. Совместная, говорю я, не потому что «братская» и «добрососедская» здесь не уместны, а потому что эти слова мы затерли бессмысленным и многотысячным повторением, как мантры. Они уже не доходят до сознания в своем первозначном смысле. Они стали как дежурный оборот речи. …Мы перестаем понимать, что «братство» и «добрососедство» это не данность свыше и навсегда, а это ответственность и каждодневная работа всех – от детей во дворе до высших чинов. Работа по воспитанию и выработке простых жизненных установок. Братство – это безусловный приоритет интересов брата и поиск консенсуса во всём и всегда с позиции любви и понимания, а не собственного мнения и представлений о мире. Добрососедство – это не только нежелание подпалить его дом или бесконечно дразнить его собаку, а готовность разделить с ним любое бремя, горе или радость.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру