Приговор убийце вступил в силу 10 лет спустя

Ставропольские следователи раскрывают даже давние преступления

«МК-Кавказ» продолжает серию публикаций о расследовании громких и резонансных преступлений, совершенных в Ставропольском крае в разные годы. В материале, опубликованном 24 июля под заголовком «Изобличены, но в убийстве не признались», мы рассказывали, как было раскрыто убийство известного бизнесмена, совершенное его водителем и сыном преступника. В этот раз своим рассказом с нами поделился старший следователь отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Ставропольскому краю, капитан юстиции Станислав Пак, которому не раз приходилось разматывать клубок сложных и запутанных дел.

Ставропольские следователи раскрывают даже давние преступления
Станислав Пак. Фото из личного архива.

От азов – к мастерству

– Станислав Валерьевич, нам характеризовали вас как человека, имеющего большой профессиональный опыт. А с чего начиналось ваше становление в профессии?

– После учёбы в Воронежском госуниверситете в 2010 году я работал в Ставропольском межрайонном следственном отделе, потом меня перевели в отдел по расследованию особо важных дел, в котором невозможно работать без опыта.

У нас в управлении существует целый институт наставничества. Я год был без звания, являясь неаттестованным сотрудником. Сначала мне поручали несложные дела, материалы доследственных проверок. Наставник при этом оказывал мне методическую и практическую помощь.

Первое время было тяжело. Трудно было перестроиться на соответствующий ритм работы. Нужно было научиться моментально принимать самостоятельные решения.

К примеру, как следователь я должен возглавлять следственную группу на месте происшествия. А там работают зубры сыскного дела с огромным опытом работы, сравнимым с моим возрастом. Я же должен направлять их работу. В таких условиях надо уметь наладить отношения, завоевать авторитет у старших товарищей.

Самое сложное для меня на первых порах было научиться работать с проходящими по делу людьми. Трудно было изложить в документе то, что человек излагает устно. Нас учили, что в протоколе допроса показания фигуранта должны быть переданы максимально близко к оригиналу. Но когда беседуешь с человеком, свою мысль он передает также мимикой, жестами, междометиями. Если это убрать, зачастую получается несвязный текст. Сложно также бывает выделить из показаний нужные для расследования детали. К тому же каждый воспринимает происходящее по-своему. Чтобы докопаться до истины, нужно сверять показания с другими источниками.

К сожалению, многие люди неохотно идут на контакт. Их пугает потеря времени, какие-то бюрократические моменты, то, что после встреч со следователем придется еще и в суд ходить. Поэтому мы стараемся терпеливо выслушивать все, что они говорят.

– Свое первое дело помните?

– Конечно. Оно возбуждалось по ст. 318 УК – применение насилия в отношении представителя власти. В 2010 году в Ставрополе активно продавали спайс, иногда даже легально. Полиция пыталась бороться с этим. Наряд ППС заметил вечером двух парней у ларька, которые показались им подозрительными. При виде полицейских, которых тоже было двое, парни явно испугались и начали разбегаться в разные стороны. Стражи порядка стали их преследовать. Один остановился и стоял смирно, а второй начал оказывать полицейскому сопротивление. Оба упали, между ними завязалась борьба, в результате которой второй убегавший был задержан. Причем запрещенных препаратов ни у него, ни у его товарища обнаружено не было. Тем не менее, инцидент произошел при свидетелях, под статью УК подходил – сотрудники правопорядка защищены законом. А сотрудники патрульно-постовой службы у нас находятся на передовых рубежах борьбы с преступностью. Оказавший сопротивление долго не мог понять, что он нарушил, вину свою не признал, но по суду был наказан штрафом.

– Можете рассказать о более серьезных делах?

– Одно дело, которое я расследовал в 2012 году, мне тяжело далось – по-человечески было жалко фигурантов. Главным доказательством по делу стала запись видеокамеры, которая была установлена в районе места преступления. На ней, как в немом кино, была запечатлена случившаяся трагедия.

Октябрьский район города Ставрополя, частный сектор, душный летний вечер. Молодые парень с девушкой возвращаются со свадьбы. Парень только вернулся из армии, никогда не нарушал закон. У одного из домов между ними возникает ссора. Видно, парень ее к кому-то приревновал.

Хозяин новенького коттеджа, который он выстроил сам, – бизнесмен, всю жизнь проработал в сфере сельского хозяйства, продавая удобрения. У него жена и дочь, которая недавно родила ему внучку. Хозяин с лопатой подрубает траву между плитками дорожки, супруга моет посуду, а внучка спит в доме при открытом окне. Боясь, что шум разбудит внучку, мужчина делает паре замечание, они ему что-то отвечают. Хозяин с лопатой в руке выходит на улицу и требует найти себе другое место для выяснения отношений. Парень бросается к нему, обхватывает за шею и заваливается с ним на землю, сворачивая мужчине голову, чему невольно «способствует» девушка, пытавшаяся его остановить.

Выбегает жена хозяина, мужу тяжело дышать, она начинает делать ему искусственное дыхание, но это его уже не спасает. Парня уводит девушка. Вызванной скорой остается только констатировать смерть.

Через сутки парень сам пришел в полицию, уже с адвокатом. Не зная, что есть видеозапись, они сначала пытались представить произошедшее как самооборону. Мол, вышел какой-то мужик с лопатой и угрожал. Но ознакомившись с видеозаписью, они поняли, что это бессмысленно.

Передо мной сидел обычный русский парень по фамилии Комаров, из хорошей семьи. «Не могу объяснить, – говорит, – как все это вышло». Он признал свою вину. За причинение тяжкого вреда здоровью, по неосторожности повлекшее смерть человека, суд приговорил его к длительному сроку лишения свободы.

Два дела – один преступник

– Недавно мы закончили дело, которое началось довольно давно, но из-за апелляции завершить его мы смогли только сейчас. Приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу. Мы расследовали убийство и покушение на убийство. Они были совершены в разные периоды времени, а злоумышленник не был установлен длительное время.

Все началось в 2008 году. Женщина, назовем ее Ася А., живет в Ставрополе в гражданском браке с неким Рубеном Арутюняном, который на четыре года младше ее. Он занимает у нее деньги на свои, как он говорит, бизнес-проекты. У женщины имеется в собственности торговое помещение на проспекте Карла Маркса. Он считал магазин своим, поскольку вкладывал и личные деньги в его приобретение. Возник правовой спор, судебные разбирательства шли вплоть до Верховного суда с переменным успехом. Понимая, что проигрывает, так называемый гражданский муж стал угрожать женщине, с которой они вместе на то время уже не жили, хотя общий ребенок у них был.

Ася жила на улице Коста Хетагурова. Как следует из ее показаний, однажды вечером, припарковав свой автомобиль, она шла к своему дому, разговаривая по телефону. Внезапно она услышала хлопок, и почувствовала боль в руке, в которой держала телефон. Она подумала, что кто-то взрывает фейерверк, но, повернувшись, увидела перед собой мужчину с пистолетом в руке. Хотя лицо было скрыто маской, она сразу узнала в нем бывшего сожителя.

Мужчина шел на нее, не прекращая стрелять. Первая пуля попала ей в правую руку, вторая – в левую, следующие две угодили в грудь. Она побежала от Рубена по направлению к мусорным бакам, расположенным между домами, потому что увидела там людей. Она кричала на всю улицу, что ее убивает Рубен Арутюнян, а он продолжал ее преследовать. В какой-то момент выстрелы прекратились, и она увидела, как стрелявший убегает в противоположную сторону.

Ася упала, на ее крики и выстрелы сбежались другие люди, она была в сознании и попросила вызвать скорую помощь, позвонить родителям и няне, которая сидела с детьми. Ася сразу назвала имя стрелявшего. Приехавшая скорая помощь отвезла ее в больницу. Несмотря на тяжелые ранения, женщина выжила. Рубена задержали, но ему тогда удалось избежать уголовной ответственности из-за недостатка улик.

В 2011 году к нам поступило заявление от гражданки Елены Г., которая сообщила, что ее муж, предприниматель Сергей К., пропал без вести. Проводилась проверка, которая результатов не дала. Было возбуждено уголовное дело по факту исчезновения человека. Не было ни трупа, ни свидетелей. Однако в ходе расследования подозреваемый, а потом и обвиняемый все же был установлен. Им оказался уже известный правоохранителям Рубен Арутюнян. Было принято решение о его задержании, хотя трупа и к тому времени не было.

Дело тогда еще не у меня находилось. Пока оно расследовалось, были установлены другие преступления, которые вменялись подозреваемому. Он приезжал по месту жительства пропавшего, врывался в квартиру, причинял телесные повреждения Сергею К., увозил его на машине. Тот потом возвращался избитый, и несколько недель отлеживался дома.

Об этом сообщила жена Сергея. Были дополнительно возбуждены дела о незаконном проникновении в жилище, о причинении телесных повреждений. Они и были направлены в суд. Однако Арутюняна по одному делу оправдали, по другому делу вышел срок давности, и он был освобожден.

Тем временем оперативно-розыскные мероприятия по факту исчезновения бизнесмена продолжались. Его тело, вернее, скелетированные останки, были обнаружены, их идентичность установили эксперты. Оперативники нашли свидетелей убийства и захоронения трупа.

Как следует из материалов дела, у Рубена Арутюняна и Сергея К. возник конфликт из-за денег. Сергей занял у Арутюняна 4 миллиона рублей, а вернуть их не смог.

Около 22 часов 6 июля 2011 года Арутюнян со своим знакомым приехал к Сергею К. и предложил ему поехать с ним под предлогом обсуждения условий возвращения долга. Около 23 часов они приехали в безлюдное место в районе хутора Грушевого. Рубен с Сергеем вышли из машины. Между ними произошел непродолжительный разговор, в ходе которого Арутюнян достал пистолет и выстрелил ему в голову.

После совершения преступления Арутюнян вместе с управлявшим автомобилем товарищем, не ожидавшим такого развития событий, скрылись с места преступления, перевезя труп в район хутора Садовый, где Арутюнян поджег его. Вечером следующего дня он приехал туда с двумя другими друзьями, которые захоронили останки.

Оперативники нашли всех знакомых и друзей Арутюняна, в той или иной мере причастных к этому убийству. На допросах они сознались.

Получилось, что первое дело в отношении Арутюняна было возбуждено в 2008 году, второе – в 2011-м. Они были соединены в одно производство, которое вел уже я.

По первому случаю мы допросили потерпевшую повторно, были установлены лица, которые пытались оказать ей помощь, вызывали скорую. Они подтвердили, что Ася А. узнала в стрелявшем своего бывшего сожителя. Их показаний оказалось достаточно для предъявления подозреваемому обвинения.

– У Арутюняна с головой все нормально было?

– Психиатрическая экспертиза отклонений не нашла.

– А пистолет тот же, что и в прошлом эпизоде?

– В ходе следствия это не было установлено. Но согласно свидетельским показаниям, первый пистолет он выкинул в реку. Странным был и мотив убийства. Обвиняемый на всех этапах следствия говорил, что ему не было смысла убивать человека, который должен был вернуть долг. На самом деле он убил его, когда убедился, что своих денег не вернет.

– Из чувства мести?

– Можно и так сказать.

– Чем дело кончилось?

– По суду Рубену Арутюняну было назначено наказание в виде 15 лет колонии строго режима.

Кстати

Капитан юстиции Станислав Пак уже сам попробовал себя в роли наставника не только молодых следователей, но и учащихся кадетских классов под патронатом Следственного комитета РФ гимназии №24 города Ставрополя, где с начала учебного года вместе со своими коллегами проводит цикл обучающих занятий по введению в профессию следователя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру