Прошел ли по Ставрополью Александр Македонский и есть ли в станицах края ведуны-колдуны?

Книга «Мистические огни Ставрополья» вызвала ажиотаж у читателей

Недавно изданная небольшим тиражом книга «Мистические огни Ставрополья» – плод десятилетнего труда молодого ставропольского ученого, кандидата юридических наук и подвижника сакрального краеведения Романа Нутрихина, вызвала ажиотажный интерес у читателей разных поколений. Приоткрывать завесу тайны любят не только дети, но и взрослые. А книга повествует о многих тайнах древности, в том числе еще ожидающих разгадки. Побывал ли в свое время на нашей земле со своим войском Александр Македонский? Можно ли Татарское городище считать древним Ставрополем? Кто и почему отметил масонскими знаками старинные особняки краевого центра? Какое отношение знаменитый французский писатель Анри Труайя имеет к краевой столице? Кому открываются клады, и есть ли в станицах края ведуны-колдуны? Предлагаем вашему вниманию интервью с исследователем Романом Нутрихиным.

Книга «Мистические огни Ставрополья» вызвала ажиотаж у читателей
Роман Нутрихин.

– Роман, откуда вы родом, и как давно у вас появился интерес к таинственной и древней истории Ставрополья?

– Родился я в Изобильненском районе Ставропольского края, но так получилось, что детство мое прошло между Ставропольем и Крымом. Рос я в Изобильном и в Керчи, который сегодня признан академией наук самым древним городом России. Бабушка, которая принимала самое активное участие в моем воспитании – Валентина Александровна Петриченко, была школьным учителем истории. Интерес к древней истории у меня проявился с детства и не оставляет по сей день, хотя по основному месту работы я юрист. Но вместе с тем, и в юриспруденции кандидатскую диссертацию я писал по истории правового регулирования религиозного землевладения в Российской империи, хотя занимаюсь далеко не только историей. В Ставрополь я приехал в 2000 году, и меня поразило, сколько здесь сошлось разнообразных влияний, начиная от античных времен.

Легенды и мифы, работа в архивах

– Свое направление в краеведческих исследованиях вы определяете как сакральное краеведение. Что это такое?

– Я его определяю как область знаний, исследований о таинственных и загадочных аспектах прошлого родной земли. Вообще серьезное краеведение – многострадальная область. Известно, что при Сталине немало краеведов по всей стране было репрессировано. Краеведов очень тяжело было контролировать – в отличие от официальных историков, которые идут в общем русле. А у каждого краеведа свое видение. Он сегодня один факт раскопает, завтра другой... В краеведении нет места идеологии, как правило. Это бытовая история, близкая, понятная, родная. Поэтому в самом краеведении могут проявляться такие направления исследований, которым не место в большой истории.

Большие историки не занимаются мифами, легендами. Хотя иногда… Вот Татьяна Максимовна Минаева – величайший археолог Ставрополья в советские времена, когда приезжала организовывать раскопки под Невинномысском, еще где-то, первым делом проходила по старикам и узнавала, какие есть байки про клады, про золотых коней, всадников зарытых и прочее… И потом начинала исследовать территории, с которыми были связаны вот такие легенды, и всегда что-то находила. Она утверждала, что эти легенды рождаются не на пустом месте, хотя понятно, что местная мифология обрастает всевозможными фантастическими  подробностями. То есть иногда и для серьезной истории миф, легенда являются ценным источником информации.

Не будем забывать, что немец Генрих Шлиман, ставший впоследствии российским подданным, в детстве прочитавший «Илиаду» Гомера и потрясенный этой историей, спустя годы нашел свою Трою чисто по гомеровским текстам, которые до него все считали мифом и выдумкой. Вот в  сакральном краеведении как раз можно собрать все то, чему не находится места в большой официальной истории: легенды, загадки, предания, гипотезы. С одной стороны, кажется, что это просто мелкие фольклорные артефакты, но они будоражат фантазию. Никогда они не рождаются на пустом месте. Как собиратель мифов, легенд я могу сказать об этом совершенно  ответственно. То есть все это выстраивается, можно сказать, в альтернативную реальность. Реальность мистическую.

– Откуда вы черпаете свои версии тех или иных событий далекой древности?

– Отовсюду. Когда речь о мифах и легендах, часто из устных источников, хотя я стараюсь обращаться с ними предельно аккуратно. Если я публикую какой-то устный рассказ, указываю, от кого он услышан, когда. Потом собираю много из того, что уже было зафиксировано, притом из редких источников: дореволюционных изданий, архивных документов. Некоторые издания уникальные, малотиражные, их удается найти только в Москве или в Санкт-Петербурге, в Российской государственной библиотеке, бывшей Ленинке. Как ни странно, для того, чтобы изучать Ставрополье, надо очень много объехать за его пределами. Я уникальные факты из ставропольской истории узнавал в Турции, где бывал в музеях, общался с местными учеными, которые рассказывали удивительные легенды, именно турецкие, связанные с нашими местами. 

– А на каком языке вы общались с турецкими учеными?

– Я не только с турецкими, но и с французскими учеными общался. В Европе много всего можно найти про Ставрополье, про старинный Ставрополь. А общался на английском и на русском. Многие из западных ученых – специалисты по России.

«Железные ворота» Александра Македонского

– По одной из ваших гипотез на Кавказе и на Ставрополье, в частности, в свое время побывал Александр Македонский. Фантастическая версия…

– На самом деле есть такие легенды. В городе Дербенте, это второй по древности город России, издавна существовало предание о том, что к созданию города был причастен Александр Македонский, который в исламской религии почитается как пророк, и о нем говорится неоднократно в Коране. Дербент – тот редкий город России, который упоминается в священной книге мусульман Коране. Там говорится, что когда Александр Македонский пришел к горам Кавказа, местные племена стали жаловаться ему на дикие воинственные орды Яджудж и Маджудж, которые приходят через ущелье из-за гор и постоянно грабят, разоряют, все уничтожают. И Всевышний внушил Александру Македонскому мысль, чтобы это ущелье завалить железной рудой, обложить дровами, раздуть мехами огонь, чтобы это все расплавилось – и заплавило ущелье навсегда железными воротами, закрыть проход этим нечестивым ордам. Что он и сделал. Само название Дербента переводится, как «Железные ворота».

Но не только в Дербенте были такие мифы об Александре Македонском. Например, гора Кольцо в окрестностях Кисловодска. Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби, который побывал здесь, оставил письменное свидетельство, что гора Кольцо не что иное, как остатки арок, возведенных в древности Александром Македонским. Тот же Эвлия Челеби рассказывает о древней пещерной сокровищнице Александра Македонского «в землях черкесов», защищаемой хитроумной машиной в виде бронзового человека. Многие на протяжении прошедших веков пытались искать сокровищницу, но не нашли.

Следы на древних картах Клавдия Птолемея

На Ставрополье близ села Александровского есть два гигантских столпа каменных, которые, скорее всего, естественного происхождения, но на александрийских картах II века нашей эры известного античного ученого Клавдия Птолемея как раз-таки в районе нынешнего Ставрополья изображены вот эти два столпа, которые подписаны как «Александровы столпы», то есть колонны Александра Македонского. На самом деле перечислить все мифы и легенды о пребывании Александра Македонского на Северном Кавказе очень трудно.

– А в чем суть мифа о столпах?

– Александр Македонский всю жизнь мечтал не только завоевать Индию, куда он шел целенаправленно, он еще мечтал дойти до Крайнего Севера Земли. Учителем Александра был великий Аристотель. А по учению Аристотеля на Крайнем Севере Земли условия совершенно не такие, как в Средиземноморье. То есть там полгода – день, полгода – ночь, над чем люди того времени смеялись и в чем Аристотель, как мы теперь знаем, был совершенно прав. И Александр Македонский всегда хотел проверить эту гипотезу своего учителя. Потом он хотел дойти до Земли Гипербореев, которая якобы находится на Крайнем Севере. И по легенде он свою армию отклонил от первоначально намеченного пути, решив идти до крайних пределов Севера. Но климатические условия Северного Кавказа несопоставимы с мягким климатом Средиземноморья. Армия столкнулась со снегопадом.  Как пишется в античных источниках, «перья падали с неба», «камни с неба сыпались на них», видимо, град, который в наших широтах часто бывает. Воины так настрадались, что армия подняла восстание и потребовала продолжать путь в Индию. И вот Александр в знак своей неосуществленной мечты установил якобы два гигантских столба, которые навсегда должны были напоминать потомкам о крайнем северном пределе продвижения его армии. 

– Это те полуразрушенные столбы из песчаника или какого-то другого естественного материала, которые  сегодня можно видеть между селом Александровским и селом Северным?

– Да. Кстати, название селу дала крепость Александровская. Кто-то говорит, что она названа в честь императора Александра I, но крепость-то была заложена раньше, чем наследник родился у Павла I. На этот факт мало кто внимание обращает. А, может быть, и в честь Александра Македонского? Потому что наши фортификационные офицеры в XVIII веке, конечно же, читали и античных авторов, и изучали античные карты, которые к тому времени были широко изданы. И село Северное названо по имени крепости Северной. И тоже может быть связано с легендой, что крайний предел продвижения войск Александра Македонского на Север – здесь. Но согласно нашей строгой серьезной официальной истории никакого Александра Македонского близко не было ни на каком Северном Кавказе. Здесь мифология очень сильно разнится с данными официальной истории. Александр или Дионис-Осирис?

Вполне может быть, что не был здесь Александр Македонский, но дыма без огня не бывает. И речь идет, скорее всего, о еще более древних мифах, которые находятся в фундаменте истории Евразии. Это мифы о древних ариях, которые проходили этими же путями между Египтом и Индией. Эти уж точно побывали на Кавказе, что нашло отражение в легендах о египетском боге Осирисе, его походе из Египта через Кавказ в Индию, о греческом боге Дионисе, который шел по тому же маршруту. И вполне может быть, что эти мифы и легенды спутались, и в образе Александра Македонского фольклор транслирует информацию более древнюю и даже более значимую. О том, что наш Северный Кавказ, Центральное Предкавказье, Ставрополье лежат на путях миграции древнейших цивилизаций Евразии.

А артефакты, которые до сих по хранятся в этой земле и еще не получены археологами, являются свидетельствами вообще зарождения цивилизации на планете, появления первых городов, возникновения религий и представления о сакральном, принятия первых законов, которые связываются с первыми древнейшими кочевниками. Это выводит нас на очень интересные гипотезы, открывает потрясающие перспективы осознания истории Ставрополья не как какой-то провинции, а как места мирового исторического значения.

Сколько тысячелетий Ставрополю?

– У нас один из самых известных памятников, который всячески рекламируют сейчас – Татарское городище. Этот памятник в последнее время в фокусе внимания депутатов Думы города Ставрополя, озабоченных сохранением исторического наследия. Непосвященному человеку название на слух, кажется, ассоциируется с татаро-монгольским игом. А согласно археологическим исследованиям – это более древний город.

– Татарскому городищу порядка более трех тысяч лет. А может и больше, потому что оно еще слабо изучено в археологическом отношении. Несмотря на то, что в 1995 году ему присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения, постоянно нет денег на то, чтобы там вести серьезные раскопки. Но к татаро-монголам это не имеет никакого отношения совершенно. Название городища само по себе очень любопытно.

Оно появилось как раз в XVIII веке практически с зарождением Ставрополя. Первые русские офицеры, которые пришли сюда закладывать крепость, обнаружили руины древнего города. И можно предположить, что и крепость была заложена здесь,  потому что в древности уже был город. В XVIII  веке было принято строить города не на пустом месте, а как бы возрождать древние города. И посмотрите, все города, которые закладываются при Екатерине: Одесса – античное сирийское название Эдесса, Севастополь, который называют не Херсонесом, который там был, а Себастополис, тоже по античным источникам. Идея в том, чтобы возрождать былинную, баснословную мифологическую древность со всей ее красотой, со всеми ее достижениями искусства, со всей высотой человеческого духа, которая господствовала в этой древности по представлениям  XVIII века.

Сюда приходят русские фортификаторы, находят здесь развалины вот этого древнейшего, крупнейшего в Центральном Предкавказье древнего города. То есть по тем временам это был настоящий мегаполис. И решают: вот место благое, древние люди абы где не строили. Ставрополю на самом деле, учитывая вот эту преемственность, не 240 лет, а, можно сказать, несколько тысячелетий.

Русские военные фортификаторы в XVIII столетии называют его Татарский городок, потому что все кочевые народы было принято именовать татарами. Татария или Тартария, как было принято в европейской картографии, начиная от ногайцев в южно-русских степях и заканчивая тибетцами далеко в Азии. Все это называлось тогда татарами. Поэтому Татарское городище.

Хотя в действительности у истоков там стояли представители древнейших культур Кавказа. Названий этих народов мы даже не знаем. Потому что это бесписьменные культуры. Потом там появляются скифы, сарматы, аланы, хазары в последний период существования городища. Памятник уникальный. И легенд огромное количество. О той же серебряной плите Александра Македонского, которую якобы он зарыл на месте Татарского источника неподалеку от Татарского городища.

Откуда ионы серебра в лесном роднике?

– Эта плита якобы запирала родник, и от нее вода насыщалась серебром?

– Жители села Татарка рассказывают об этом уже много десятилетий. Якобы Александр Македонский шел через Северный Кавказ и вез большой обоз после ограбления какого-то большого города. И в обозе оказалась огромная серебряная плита, возможно, из какого-то храма. Тащить ее было тяжело. И Александр решил в окрестностях Татарского городища закопать эту серебряную плиту, может быть, как подношение культу тех богов, которым поклонялись здесь. А спустя время из-под плиты пробился родничок, который под землей омывает серебряную плиту и приобретает таким образом целебную силу.

Есть и православное предание, что этот родник был объявлен Святым неким таинственным старцем, который являлся во сне казачке. Либо самой Пресвятой Богородицей, тоже являвшейся в видении. Понимаете, как интересно: вот одно место считается неким сакральным. Меняются народы, культуры, религии, а место меняет мифологическую оболочку, но его сакральная суть узнается всеми народами, какие бы сюда не приходили.

– А правда, что исследования воды из этого родника показали наличие в ней ионов серебра?

– Да, я сам говорил с людьми, которые занимались этими исследованиями, они брали контрольные заборы и в других источниках в Татарском лесу, но там ионов серебра – в отличие от этого родника, не было.

– А Грушевское городище? С ним какие истории связаны?

– Грушевское городище – это была фактория эллинов. Античные купцы греческие там располагались. Об этом говорит большое количество амфор с клеймами острова Родос, например, которые найдены на Грушевском городище. В этом месте велась активная торговля между представителями Сарматской степи и классическим греческим миром.

Масонские знаки на старинных особняках

– Роман, вы много исследований посвятили масонским и другим знакам на старых особняках улиц города Ставрополя. Что это за знаки? На каких зданиях их можно увидеть?

– Знаки есть и масонские, и мистические, и эзотерические. Эти символы люди часто просто не замечают, проходят мимо. В XVIII-XIX веке, которые не так сильно отстоят от нашего времени, представления о мире были совершенно другими, и люди были другими. Не было телевидения, интернета. Люди общались, читали, постоянно ходили в храмы. Для человека было важно это самоуглубление, поиск себя. В том числе очень развились масонские ложи. Мы можем прочесть об этом в романе Льва Толстого «Война и мир», где Пьер Безухов приобщается к масонству. Лев Толстой работал с масонскими архивами. Были масоны и в Ставрополе.

– Пару месяцев назад, когда была объявлена ваша экскурсия по проспекту Карла Маркса, и была возможность у людей посмотреть старые особняки, где есть масонские, эзотерические знаки, то собралась толпа почти под двести человек. Один очень бдительный гражданин даже обратился к полиции, чтобы выяснить, чего народ хочет, толпой ходит. Очень многие сожалели, что не знали об этой экскурсии и не смогли на нее попасть. Назовите хотя бы несколько зданий, где сохранились такие знаки, чтобы люди могли пойти, поднять голову и сказать: вот оно то, что еще осталось от предков и не уничтожено нелепой точечной застройкой.

– Куратором строительства Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе Ставропольской крепости, в столице был граф Никита Панин – один из влиятельных русских масонов той эпохи, воспитатель наследника престола цесаревича Павла. Кстати, и Александр Суворов, памятник которому установлен на Крепостной горе Ставрополя, тоже состоял в масонской ложе. Были причастны к масонству и высокопоставленные лица, непосредственно занимающиеся строительством крепости. На первой карте Ставропольской крепости 1787 года можно видеть масонскую символику: циркуль, молоток, раскрытую книгу…

Среди старых особняков Ставрополя интересно здание на проспекте Карла Маркса, 56. На его фасаде есть овальный медальон с перевернутым треугольником. Это символ из арсенала еще средневековых алхимиков, как ни странно. Владельцы особняка купцы Тарасовы сделали этот символ эмблемой своего торгового предприятия и изображали не только на своем здании, но и на бланках официальных бумаг. Очень интересные были люди, дружили с Григорием Распутиным. Последний отпрыск этого рода Лев Тарасов, увезенный в 10 лет из России отцом во Францию, прославился там как писатель под псевдонимом Анри Труайя, стал лауреатом престижной Гонкуровской премии.

Интересно здание ставропольского Пассажа. Это Пассаж купцов – братьев Меснянкиных. В советские времена фасад, выходящий на главный городской проспект, сильно пострадал, но потом был восстановлен. Там изображены кадуцеи, то есть жезлы бога Гермеса. Жезл, обвитый двумя змеями, что было с одной стороны символом торговли, но с другой стороны Гермес – покровитель тайного знания. То есть наук герметических: алхимии, магии, астрологии. Изображение самого Гермеса можно увидеть на фасаде со стороны Нижнего рынка, а кадуцеи и со стороны проспекта, и со стороны рынка. О том, что купцы Меснянкины занимались тайными науками, магией, оккультизмом писал еще Илья Дмитриевич Сургучев в своей пьесе «Торговый дом». Их интерес к сверхъестественному подтверждается и своеобразной символикой на их зданиях.

На проспекте Карла Маркса, 27 примечателен серый дом, на котором изображены маски Диониса, цепи. Он принадлежал баронам Штейнгелям, известным братьям, коннозаводчикам, создателям образцовых сельхозпредприятий, строителям Владикавказской железной дороги. Один из этих братьев был главой русских масонов Капитула Высших Градусов Великого Востока народов России в начале XX века. История этих домов неразрывно связана с чем-то таинственным и мистическим, и это же находит отображение в виде символов на их фасадах. Их интересно прочитывать как книги. Каждый подлежит расшифровке, и я представил свою версию.  Думаю, что это еще не законченное исследование. 

Сакральное место Буденновска

– Сегодня в фокусе внимания исследователей российских и зарубежных вновь оказался Буденновск, как древняя столица Золотой Орды. Что там ищут? Уж не золотую ли колесницу Чингисхана, якобы утопленную в озере Буйвола?

– Буденновск – потрясающее мистическое место. Там был легендарный город Маджар, который, кстати говоря, венгры считали своей прародиной. Самоназвание венгров – мадьяры. Мадьяр – маджар – один корень. То, что нашими местами интересовались представители европейских народов, находящиеся далеко отсюда, это исторический факт. Считается, что по территории Буденновского района проходит граница между Европой и Азией. В истории православия огромна роль этого города. По летописному преданию туда привезли тело святого благоверного князя Михаила Тверского, умученного в ставке золотоордынского хана. И там проявилось великое чудо. Местные власти, опасаясь, что это опальный князь, не разрешили класть его для ночного отпевания в церкви. А среди ночи город был разбужен зрелищем: во все небо стоял гигантский огненный крест над тем местом, где лежало тело убиенного князя. И тогда все поняли, что он святой. Дореволюционное название города было Святой Крест. А на месте, над которым было небесное видение, поставили Мамай-Маджарский монастырь, который просуществовал вплоть до советского времени.

Затем на месте монастыря была построена районная больница, которая в июне 1995 года была захвачена бандой Басаева и стала местом заточения заложников и гибели части из них. На этом месте произошло поругание человечности. Есть свидетельства, что в один из трагических дней заточения заложников в больнице некоторые верующие из числа заложников видели на небе облик Пресвятой Богородицы. Есть икона, написанная по благословлению церкви по описанию очевидцев, как они видели Богородицу. Она называется Святокрестовская икона Божией Матери. Она уже была написана, когда служили 40 дней по жертвам этой трагедии. Сейчас эта икона есть во многих храмах России и за границей. 

– Мы не коснулись в этом интервью темы кладов, колдунов, которой в книге тоже уделяется немало места. Но вы ведь планируете продолжать свои исследования в области сакрального краеведения?

– Для этой книги было написано порядка 40 глав. В нее вошло только 17. Так что материалов еще на 2 книги. И у меня есть уже новые факты, которые позволяют и на старый материал посмотреть по-новому. Очень надеюсь, что в ближайшее время смогу порадовать читателей книгой о мистике кавказских войн и о мистике Кавказских Минеральных Вод.

– Ну что ж, спасибо и удачи!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Загадки и тайны истории Ставрополья

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру