В Приэльбрусье мусора не становится меньше

История свалки между посёлками Эльбрус и Нейтрино

Темой стихийных свалок вряд ли кого-то можно сейчас удивить. К сожалению, эта проблема актуальна для многих регионов нашей страны. Но несанкционированная свалка, о которой пойдёт речь ниже, наверное, выпадает из общего ряда, поскольку находится в Национальном парке «Приэльбрусье». То есть просто в культовом месте для многих альпинистов, туристов, горнолыжников – в природоохранной зоне, где её по определению быть не должно.

История свалки между посёлками Эльбрус и Нейтрино
Так свалка у посёлка Эльбрус выглядела в июне

Тем не менее, такая довольно внушительная свалка существует между посёлками Эльбрус и Нейтрино. Как-то так «исторически» сложилось, что в этом месте стали сбрасывать бытовой мусор местные жители, сюда его порой привозят работники различных кафе Приэльбрусья. И почему-то такое положение дел долгое время многих людей устраивало. Но в этом году один неравнодушный человек не просто обратил внимание на это безобразие, но и решил добиться ликвидации свалки. Зовут его Константин Платов, житель Москвы, монтажник по профессии, а также любитель горнолыжного спорта и вообще активного образа жизни.

В июне этого года, находясь на отдыхе в Приэльбрусье, он подал заявление в Прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики по поводу явного нарушения природоохранного законодательства. Республиканская прокуратура предписала прокуратуре Эльбрусского района КБР провести проверку по данному заявлению. После проведения проверки и. о. прокурора Эльбрусcкого района А.Кадыров вынес вердикт: «Доводы нашли своё подтверждение. В отношении главы с. п. Эльбрус возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 82 КоАПРФ. Также материалы направлены для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по КБР». Тогда же в июне на обращение из правительства КБР ответ дал глава Эльбрусского района К. Залиханов: «Факты, изложенные в обращении, частично подтвердились. Местной администрацией проведены работы по очистке данной территории от бытового мусора, произведена рекультивация земельного участка».

Но и сегодня мусора в Приэльбрусье не становится меньше
Однако неутомимый борец за охрану природы Константин Платов в сентябре вновь приехал в Приэльбрусье. И обнаружил, что свалка по-прежнему на своём месте. То ли прежние отчёты были липовыми, то ли за три месяца мусора на свалке опять прибавилось. И опять он обратился в местную районную администрацию, республиканскую прокуратуру. Вновь закрутился механизм рассмотрения жалобы. 17 сентября и. о. старшего помощника прокурора КБР по рассмотрению обращений, приёму граждан и правовому обеспечению, младший советник юстиции К. Шомахов вновь направляет письмо в прокуратуру Эльбрусского района: «Прошу провести тщательную проверку доводов, изложенных в обращении, и при наличии оснований принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования».

Чистка территории в сентябре действительно была проведена, но полностью свалка не ликвидирована. Что косвенно подтверждает ответ от 27 сентября Константину Платову из администрации Эльбрусского района за подписью и. о. главы местной администрации А. Улимбашева: «Уважаемый Константин Валерьевич! Ваше обращение в местную администрацию Эльбрусского района рассмотрено. Местной администрацией с. п. Эльбрус до конца текущего года будут проведены мероприятия по очистке данной территории от бытового и строительного мусора и произведена рекультивация земельного участка».

В общем, непростая свалка в Приэльбрусье существует, и какая-то мистически неуничтожаемая, даже несмотря на вмешательство стольких официальных лиц. Чтобы выяснить причины этого, корреспондент «МК-Кавказ» обратился к главе с. п. Эльбрус Магомеду Согаеву. Он подтвердил, что в курсе этой проблемы, дважды его в этом году уже штрафовали за нарушение природоохранного законодательства. Дважды территорию чистили, но мусор там постепенно вновь прибывает. Однако, по словам Магомеда Согаева, получалось так, что с существованием этой свалки просто приходится мириться, как с наименьшим злом.

– Понимаете, эту свалку можно было бы ликвидировать полностью хоть завтра, и настрого запретить здесь сброс мусора. И один раз мы так уже делали. Но как это ни парадоксально, это привело к ещё худшим последствиям. Мусор втихую стали сбрасывать в различных местах Приэльбрусья – в лесном массиве, на берегу реки Баксан. И проблем с поиском и ликвидацией этих разрозненных свалок стало ещё больше. А всё потому что ближайший официальный пункт приёма мусора находится в городе Прохладном, вообще в другом районе КБР, и никто туда мусор возить всё равно не будет, какие штрафные санкции не применяй. А эта свалка, по крайней мере, под нашим контролем, мы сделали земляную насыпь, чтобы она не видна была с автотрассы. Периодически мы чистим территорию  своими силами или с помощью компании «Чистый Эльбрус». В чём выход из положения? Наверное, в том, что нужно строить мусороперерабатывающий завод в Тырныаузе, чтобы можно было возить бытовые отходы из Приэльбрусья туда, – пояснил Магомед Согаев.

Связался автор этих строк и с инициатором проведения проверок и чисток Константином Платовым.

– Да, это была моя личная инициатива поднять тревогу насчёт этой свалки. Я очень люблю Приэльбрусье, бываю здесь 3-4 раза в год. И я не могу мириться с такими очевидными экологическими нарушениями. Как мне очевидно, проблема банально в том, что очень плохо работают местные коммунальные службы. Вот если вы живёте в Москве, вы же не возите свой бытовой мусор на свалку в Балашиху или Волокаламск – у вас во дворе около дома стоит контейнер, который каждое утро вывозит мусорная машина. В каждом посёлке, у гостиниц должны стоять красивые контейнеры, которые регулярно должны очищаться. Тогда просто никому в голову не придёт, скажем, из кафешки на Чегетской поляне везти свой мусор за посёлок Эльбрус. Кстати, мусорный контейнер на Чегетской поляне есть, но он всегда в совершенно жутком состоянии, к нему просто страшно подходить, а мусор вывозят, наверное, раз в месяц, – говорит Константин Платов.

А на данной свалке даже нет ни одной таблички типа «свалка мусора запрещена». Ведь поймать в наше время нелегальных завозчиков мусора ничего не стоит – просто поставить видеорегистратор и зафиксировать номера машин. Вот как организованы мусорки на европейских горнолыжных курортах? Там делают большую узкую яму, типа колодца, снаружи цилиндрическое кольцо высотой 1 метр. Сверху кольцо закрывают полусферическим куполом с дверкой. Но самое главное – внутрь ямы закладывается огромный полипропиленовый мешок с ручками. Мусорная машина цепляет за ручки этот мешок и вынимает его, а в колодец вставляют новый. В итоге мусорка занимает минимальное место, не «благоухает», так как закрыта, и под землёй прохладно, не происходит такого активного разложения отходов, как в наземной мусорке.

Креативный призыв как-будто был услышан
Сейчас с подачи нашей газеты информацию о природоохранном нарушении в Приэльбрусье получили и республиканские общественные организации. Да, наверное, сейчас там вновь почистят территорию, наведут порядок. Но очевидно, что если мы хотим, чтобы Приэльбрусье не теряло славу знаменитого курорта, задачу утилизации мусора здесь надо решать кардинально, а не с помощью нелегальных свалок. И уж, наверное, точно не стоит дожидаться того, чтобы увидеть имеющиеся проблемы только после жалоб гостей Приэльбрусья.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: История одной свалки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру