Сергей Трошин: «Завершено строительство трехуровневой системы защиты прав застрахованных граждан»

Страховые представители сопровождают пациентов в индивидуальном режиме

Об итогах работы системы обязательного медицинского страхования в уходящем году и задачах на 2019 год представителю «МК-Кавказ» рассказывает директор Территориального фонда ОМС Ставропольского края Сергей Трошин.

Страховые представители сопровождают пациентов в индивидуальном режиме
Сергей Трошин.

– Сергей Петрович, какие события в системе обязательного медицинского страхования особенно порадовали в 2018 году?

– Системе обязательного медицинского страхования уже 25 лет. Сегодня понимание того, как работает обязательное медицинское страхование и что дает страховая медицина пациентам, особенно важно. С одной стороны, растет продолжительность жизни и качественная медицинская помощь актуальна, как никогда. С другой стороны, мы живем в непростых экономических условиях, что требует рационального, или лучше сказать, эффективного использования средств обязательного медицинского страхования.

Текущий год стал приоритетным с точки зрения развития онкологической службы. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования начал внедрять новую систему контроля качества оказания медицинской помощи для онкологических больных, в которой активное участие принимают страховые представители третьего уровня. Экспертные мероприятия по выявлению проблемных зон оказания медицинской помощи онкологическим пациентам приняли системный характер.

В 2018 году мы с полной уверенностью можем заявить – в России завершено строительство трехуровневой системы защиты прав застрахованных граждан. Создан институт страховых представителей, сопровождающий пациентов в индивидуальном режиме. Итоги 2017 года и первой половины 2018 года показали эффективность новой структуры.

В Ставропольском крае с момента открытия контакт-центра, 1 июня 2016 года, по сегодняшний день объем обращений увеличился в 1,7 раза. Если в первом полугодии 2016 года в фонд и страховые медицинские организации поступило 8943 обращения, то в первом полугодии 2018 года – 14756. Сейчас мы наблюдаем изменение структуры обращений с акцентом на вопросы по качеству медицинской помощи. По сравнению с первым полугодием 2017 года рост жалоб на доступность и качество медицинской помощи составил 20,3%, при этом количество обоснованных жалоб на ненадлежащее качество медицинской помощи увеличилось на 53,3%. Это характеризует рост уровня информированности граждан о своих возможностях при получении медицинской помощи в системе ОМС и компетентность при составлении обращений.

Кроме того, в августе вступили в силу изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие возможность приостановления действия полиса обязательного медицинского страхования или признания его недействительным.

Документ направлен на исключение страхования тех россиян, которым полисы не положены. В частности, это военнослужащие, расходы на лечение которых обеспечиваются из федерального бюджета, и приравненные к ним категории граждан. Действие полиса будет приостанавливаться, если у гражданина аннулирован вид на жительство в России или разрешение на временное проживание, а также если он утратил статус беженца. Такие меры позволят повысить качество планирования бюджетов обязательного медицинского страхования всех уровней.

– Министерство здравоохранения Российской Федерации представило проект Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Какие изменения нас ждут в перспективе?

– Действительно, Программа содержит ряд изменений. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации №204, который определяет и утверждает федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями, в Программе впервые выделен норматив для оказания медицинской помощи по профилю «онкология» в условиях круглосуточного и дневного стационара. Документ расширен новым нормативом: для пациентов с онкологическими заболеваниями скорректированы предельные сроки ожидания исследований (компьютерной томографии, однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, магниторезонансной томографии, ангиографии) с 30 до 14 дней со дня назначения. В перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств включены таргетные препараты.

Одновременно с увеличением финансирования онкологической помощи будет усилен контроль за расходованием средств обязательного медицинского страхования, адекватностью проводимого лечения, соблюдением этапности лечения пациента. Работа страховых представителей позволит формировать приверженность к лечению, а также информировать пациента о его правах, о своевременности и сроках медицинской помощи, о тех препаратах, которые он может получать.

Продолжается корректировка перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи. В 2019 году в базовую программу ОМС войдут новые виды высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия» и по профилю «сердечно-сосудистая хирургия», а также новые методы лечения по профилю «челюстно-лицевая хирургия». Уже на протяжении нескольких лет затратные методы лечения тяжелых заболеваний из федеральной программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи переводятся в систему обязательного медицинского страхования. Это не означает, что помощь становится менее затратной или менее сложной. С переводом в систему обязательного медицинского страхования она становится более доступной.

В Программе изменена структура оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, уменьшен норматив объема обращений с заболеваниями и увеличен норматив объема медицинской помощи, оказываемой с профилактическими целями. С 2019 года можно будет пройти профилактический осмотр ежегодно. Информационное сопровождение профилактических мероприятий будут осуществлять, как и в 2018 году, страховые представители.

– Вам не кажется, что россияне традиционно пренебрежительно относятся к профилактическим мероприятиям? Как мотивировать население на прохождение диспансеризации?

– Да, наши граждане не любят ходить в поликлинику, как им кажется, «без повода». Но мониторинг, осуществляемый Фондом обязательного медицинского страхования, показывает эффективность диспансеризации и диспансерного наблюдения.

Одна из основных целей создания института страховых представителей – это формирование мотивации населения к здоровому образу жизни, ответственному отношению к своему здоровью. В 2018 году страховые представители индивидуально проинформировали население, подлежащее диспансеризации, при этом более трети застрахованных были проинформированы повторно в связи с неявкой на указанные профилактические мероприятия. Наиболее популярным каналом информирования остается смс-рассылка (73,1%). В целях мотивации у населения ответственного отношения к собственному здоровью распространено в уходящем году более 658 тысяч информационных материалов для индивидуального информирования (319 тысяч памяток, 180 тысяч брошюр, 110 тысяч листовок и других материалов), размещено в средствах массовой информации более 80 статей, состоялось более 2000 встреч в коллективах застрахованных.

– Сергей Петрович, некоторые средства массовой информации пишут, что полисы ОМС нужно срочно менять на документ нового образца и что саму систему ОМС могут отменить, это правда?

– Сама по себе система ОМС постоянно меняется, совершенствуется, но ее ликвидация и возврат к бюджетному финансированию будет нецелесообразен, и он не ожидается. Такой прозрачности финансирования медицинской помощи, расходования средств, как сейчас в рамках ОМС, никогда не было.

Что касается замены полисов ОМС, то на сегодня в нашей стране имеют равную юридическую силу и полисы старого, и полисы нового образца. Необходимости в срочной замене полиса нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру