Светлана Фомина: «Расчёты должны быть прозрачными и понятными»

СГРЦ – это более 2,5 тысячи многоквартирных домов, свыше 200000 жильцов, около 150 юридических лиц

С повсеместным проникновением цифровых технологий наша жизнь качественно поменялась. Не только в плане оперативности многих совершенно обыденных процессов, но и в уровне требований к сервису и качеству услуг. Логично, что хронически спешащий современный человек нацелен быстро получать максимум комфорта и удобства, не уделяя много времени бытовым мелочам. Расчеты за услуги ЖКХ – в их числе.

СГРЦ – это более 2,5 тысячи многоквартирных домов, свыше 200000 жильцов, около 150 юридических лиц
Светлана Фомина.

И если крупные компании, работающие на этом рынке, уже давно предлагают своим клиентам широкий спектр различных систем обслуживания, то для небольших организаций типа рядовых управляющих компаний и ТСЖ не только не по карману современные способы взаимодействия с потребителями, в реальности не по силам им дать клиентам даже «базовые» гарантии – такие, как верность начислений сумм к оплате и сохранность информации об истории платежей.Их помощниками в этом зачастую выступают расчетные центры. Об этом мы сегодня беседуем с руководителем Ставропольского городского расчетного центра Светланой ФОМИНОЙ.

– Светлана Васильевна, аббревиатура СГРЦ в Ставрополе знакома многим. Жители большинства многоэтажек города ежемесячно получают от расчетного центра платежные поручения. Охвачен и частный сектор: центр ведет расчеты платы за услуги по вывозу отходов, а «частники» пользуются   агентскими услугами по приему платежей за коммунальные ресурсы. Давайте в нескольких цифрах обозначим текущие масштабы деятельности СГРЦ.

– Признаюсь, мне приятно говорить о том, что СГРЦ, отметивший в этом году 25-летие, остается в Ставрополе связующим звеном в структуре расчетов за жилищно-коммунальные услуги между населением города, ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. Мы обслуживаем свыше двух с половиной тысячи многоквартирных домов Ставрополя, где проживает более двухсот тысяч человек. Вместе с тем нашими услугами пользуются чуть менее полутора сотен юридических лиц. Список основных партнеров СГРЦ много лет не уменьшается, что может являться одним из важных подтверждений качества работы.

По незнанию, конечно, можно утверждать, что все расчеты – это простейшие арифметические операции. Но нынешние реалии таковы, что расчетный центр уже не может оставаться лишь «калькулятором». По крайней мере, такова позиция СГРЦ – мы сосредоточились на том, чтобы наряду с верностью расчетов обеспечить их прозрачность, понятность для населения.

– Этот вопрос уже много лет остается в актуальной отраслевой повестке. Факт, что до сих пор далеко не везде решена проблема своевременного и корректного выставления счетов за коммунальные и жилищные услуги. Но Ставрополь – наглядный пример иного плана, жизнь доказала, что коммунальным предприятиям намного выгоднее, да и надёжнее довериться профессионалам.

– Мы изначально нацелились на то, что увязка в единую систему интересов потребителя, исполнителя коммунальных услуг и поставщика ресурсов решает полный комплекс задач прозрачного ведения расчетов, включая учет платы за ЖКУ, формирование и выпуск единого платежного документа, немедленное расщепление денежных средств, поступивших в оплату услуг и т.д. При этом и заказчики, и собственники жилья могут быть уверены в том, что своевременно будут учтены все законодательные новации.

К слову, нам не раз приходилось сталкиваться с дезинформацией со стороны УК, которые на желание граждан производить расчеты через СГРЦ отвечают, что это дорого. Только вот экономия, о которой они говорят, очень сомнительная. Реализация наших сервисов для большого числа участников рынка позволяет СГРЦ существенно снизить их конечную стоимость за счет комплексного подхода и эффекта масштаба. По факту наши заказчики, и прежде всего УК и ТСЖ, получают значительную экономию денег и времени, не отвлекая трудовые ресурсы на проведение расчетов и их последующий учет. Понятно, что любое снижение издержек позволяет им лучше заниматься своими непосредственными обязанностями – а именно обслуживанием жилого фонда.

Некоторые с этим продолжают спорить, но, если смотреть правде в глаза, сейчас далеко не все УК или ТСЖ, работающие самостоятельно, обеспечивают собственникам жилья открытость и прозрачность расчетов, а также доступность данных об истории платежей. Более того, скажу, что порой появляются и недовольные нашей принципиальной позицией.

Ведь на СГРЦ лежит ответственность за соблюдение интересов непосредственных владельцев жилья, которым мы представляем платежные документы. И если управляющая компания не может подтвердить документально какое-то свое требование в отношении расчетов оплаты за ЖКУ, то СГРЦ его не выполняет. После таких историй некоторые УК уходили на самостоятельные расчеты или в другой расчетный центр, где, как говорится, не задают «лишних вопросов». Но какие это организации? В основном те, кому есть, что скрывать от клиентов. Чаще всего они «прячут» свои хронические долги перед ресурсоснабжающими предприятиями: а это может в числе прочего означать, что уплаченные гражданами деньги не всегда доходят до назначения.

А сколько случаев, что не работающие с расчетным центром УК теряют историю начислений и ведения расчетов за жилищно-коммунальные услуги, и люди вынуждены самостоятельно доказывать, что они действительно платили за услуги? Уверена, среди читателей есть те, кто на себе узнал, как сильно подобные потери могут осложнить переход многоквартирного дома от одной УК к другой, перевод накопленных на капремонт средств со спецсчета к регоператору и т.д. Тогда как СГРЦ обеспечивает полную сохранность истории платежей по всем услугам как в отношении конкретного гражданина, так и всего многоквартирного дома. И «исчезновение» УК, с чем также сегодня приходится сталкиваться людям, этому не будет помехой. Напротив, граждане имеют возможность в любой момент получить истинную картину платежей, с учетом всех задолженностей или переплат.

– Наряду с этим, к слабым сторонам самостоятельной работы УК и ТСЖ можно отнести и невозможность обеспечить людей дистанционными каналами обслуживания.

– Верно. И на деле это значит, что, например, не проживающему в Ставрополе владельцу недвижимости в большинстве случаев будет непросто регулярно рассчитываться за услуги ЖКХ.

Мы такую проблему сняли давно. На сайте СГРЦ работает сервис онлайн-оплаты, проведена интеграция с банковскими платежными сервисами для удобного выполнения платежей. Кроме того, функционирует личный кабинет, где можно получить электронный платежный документ, просмотреть историю операций по лицевому счету, отследить корректность передачи показаний приборов учета и т.д. Таким образом, потребитель может в любой момент проверить расчет размера платы и данные, на основании которых он был произведен, что также делает расчеты прозрачными и повышает доверие к ним.

Напомню и о возможности спокойно урегулировать спорные вопросы через Интернет-приемную. Я далеко не первый раз повторю, что мы всегда даем людям обратную связь. На вопросы, касающиеся расчетов, дается быстрый и конкретный ответ. В итоге человек не тратит время на визит в СГРЦ и не ждет нашей реакции. Скажу о том, что сервис популярен. К нам поступают и вопросы по частным ситуациям, но нередки обращения за разъяснениями.

При этом подчеркну, что новые технологи внедряются и для заказчиков услуг: УК, ТСЖ, ресурсоснабжающих предприятий. Они, в частности, тоже могут работать дистанционно в личном кабинете, который позволяет вносить показания индивидуальных приборов учета, получать отчетные бухгалтерские и аналитические документы за различные отчетные периоды, в том числе и все данные, связанные с анализом состояния дел по задолженности оплаты за ЖКУ.

А с прошлого года мы обеспечиваем своим заказчикам выполнение требований закона в отношении передачи информации, касающейся расчетов, в ГИС ЖКХ. И уже почти сто организаций доверили нам заботы по наполнению информационной системы.

– Спектр современных услуг планируете расширять?

– Конечно, перспективы своего развития связываем именно с дальнейшим внедрением новаций. Так, сейчас коллектив СГРЦ работает над расширением возможностей веб-сервисов как для юридических, так и для физических лиц. Разрабатываем и будем внедрять мобильное приложение. Ведь гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому растет востребованность всевозможных мобильных сервисов. Ну а также в повестке остается и наращивание перечня работ по интеграции баз данных с ГИС ЖКХ – мы выстраиваем модели под разных клиентов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру