Самое сложное – сообщить ребенку о смерти близкого. Несомненно, сложно справиться с волной собственных чувств, но нужно найти в себе силы рассказать о происшедшем ребенку. Если невозможно, чтобы это сделал кто-то из родных, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять. Если ребенок маленький, то можно посадить его на колени. Он должен почувствовать, что его по-прежнему любят, и что он не будет отвергнут
Дети «предаются» горю и «забывают» о нем совершенно по-другому, по сравнению со взрослыми. Порой очень трудно понять, каким образом и насколько остро ребенок переживает потерю и как вести себя по отношению к нему. В один момент он может переживать горе, а в следующий уже беззаботно играть. Но, несмотря на это, важно помнить о том, что у детей процесс переживания горя занимает долгое время. С годами ребенок становится старше и осознание потери близкого постепенно меняется. Дети до двух лет редко полностью понимают, что такое смерть. Они связывают ее, прежде всего, с потерей чего-то надежного и безопасного. До пяти-шести лет они могут рассматривать смерть как нечто обратимое, как то, что является временным. После десяти лет дети постепенно начинают понимать, что умершего не вернешь, что смерть безвозвратна.
В зависимости от возраста и зрелости, дети проявляют разные эмоциональные реакции или уходят в себя, особенно если покойный был им очень близок и важен. Переживая потерю, ребенок помладше может быть чрезмерно тревожен. У него появляется страх оставаться одному, особенно ночью, могут появиться проблемы со сном, энурез, головная боль, боль в животе. Вследствие этого ребенок может стать эмоционально зависимым от взрослых, буквально «прилипать» к ним, особенно к матери или отцу. В дальнейшем потеря, в особенности матери или отца, включает в себя серьезное беспокойство от расставания. Они начинают бояться, что их покинули и оставили в мире одних.
Для детей постарше смерть часто ассоциируется с виной и наказанием. Они могут представить себе, что сами виновны в смерти человека, что это наказание за то, что они были недостаточно хороши. В результате ребенок может вести себя отчужденно, замыкаться в себе, отказываться от участия в игре. Поэтому чрезвычайно важно чаще бывать с ним, чтобы он смог разделить горе со взрослым.
У подростка смерть близкого человека может вызвать ощущение беспомощности, страх остаться одному. Они ощущают себя еще не настолько самостоятельными, они зависимы от родителей, бояться оказаться без этой поддержки. Несмотря на внутренние переживания, подросток может предпочесть в этот момент одиночество. В такие моменты не стоит спорить с ним, задавать вопросы. Такое поведение для подростка естественно и, возможно, ему необходимо побыть одному, чтобы осознать и принять произошедшее.
Переживая утрату, дети разного возраста могут демонстрировать вспышки гнева, стать раздражительными, агрессивными. В этом случае важно помнить, что это нормально. Не стоит в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, успокоиться. Ведь для него очень важно не держать в себе, а выплеснуть переживания, пусть даже и таким способом.
Какими бы ни были реакции, необходимо отнестись к этому с пониманием, разделить горе. Особенно важно наладить с детьми открытое и честное общение на тему того, что случилось. Во многих семьях, пытаясь пощадить ребенка, избегают разговоров и объяснений по поводу смерти. Тем не менее, опыт показывает, что в тех семьях, где тема смерти не является запретной, где достаточно правдиво и ясно, в доступной форме отвечают на вопросы ребенка, дети легче переносят потерю, чем в тех семьях, где взрослые всячески уклоняются от подобных бесед. Поэтому не нужно пытаться что-то скрыть или выжидать момента, когда можно будет сказать правду. Нужно сделать утрату реальной для ребенка, показав ему, что взрослые тоже переживают горе, не нужно скрывать свои эмоции и чувства.
Детям необходимо достаточно времени для того, чтобы справиться со своими переживаниями. Взрослым важно выслушивать, пытаться вместе с ребенком проговорить, что для него болезненно и тяжело. При необходимости нужно снова и снова пройти через всю цепь событий и повторить то, что произошло. Нужно также быть готовым отвечать на повторяющиеся вопросы ребенка. Детям требуется больше времени, чем взрослым, на то, чтобы осознать и принять потерю близкого человека. Попробуйте помочь детям выразить свои чувства через, например, игру и рисование. Важно вернуться как можно быстрее к заведенному порядку.
Каждый из нас искренне желает помочь ребенку, переживающему смерть близкого человека, быстрее восстановиться и обрести душевное равновесие. Но иногда самому взрослому нелегко справляться с собственными чувствами, и тогда намного тяжелее найти в себе силы помочь кому-то еще. Если Вам и вашему ребенку долгое время очень трудно выйти из кризиса, вызванного потерей близкого человека, постарайтесь обратиться за помощью к психологу. Не закрывайтесь в собственном горе. Дайте себе и своему ребенку возможность реабилитироваться после утраты.