Ставропольские школьники услышали голоса блокадников

Звуковые свидетельства из прошлого несут боль и предупреждение

Накануне 75-летия снятия блокады Ленинграда ставропольских школьников и студентов пригласили в музейно-выставочный комплекс «Моя страна. Моя история».

Звуковые свидетельства из прошлого несут боль и предупреждение
Дети блокады. Фото: https://liwli.ru.

Ребятам предложили посмотреть и послушать воспоминания блокадников, записанные в рамках проекта «Блокада. Голоса», и выступление перед депутатами немецкого бундестага в год 70-летия снятия блокады Даниила Гранина, писателя-фронтовика, защищавшего Ленинград в годы Великой Отечественной войны, и написавшего вместе с Алесем Адамовичем «Блокадную книгу». Посмотреть, послушать и поделиться своими впечатлениями. Мультимедийная аппаратура музея дает возможность более яркого восприятия документальных картин и голосов. Заместитель директора музейно-выставочного комплекса Михаил Чернов, обращаясь к участникам  мероприятия, сказал, что все меньше остается очевидцев событий тех лет, и поэтому так важно, чтобы сохранились их воспоминания. У многих эти воспоминания записаны в тетрадках, блокнотах, но живые голоса блокадников – свидетельства более убедительные. Они несут боль и предупреждение.

Среди всех трагедий и ужасов войны ленинградская блокада – самая трагическая ее страница. Никогда и нигде во всей истории человечества не было ничего подобного. Это боль, которая коснулась всех. На Урале и на Алтае, в республиках Северного Кавказа и на Кубани помнят, как спасали эвакуированных, умирающих от голода ленинградских детей, отдавая им то, чего не хватало своим. И поэтому особенно болезненно воспринимаются публикации западных журналистов, которые пытаются обвинять Россию в героизации жертв блокады.

Организованный вермахтом геноцид

Германия приняла решение выделить 12 миллионов евро блокадникам Ленинграда. Немцы до сих пор чувствуют ответственность за преступления их не столь уж далеких предков, а точнее, за преступления нацистского режима. Блокада Ленинграда была невиданным и неслыханным в истории человечества преступлением. С 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года город был в кольце, отрезанный от снабжения продовольствием, всех систем жизнеобеспечения. Фашисты, располагая подробными картами города, целенаправленно бомбили по объектам водоснабжения и теплоснабжения, вывели их из строя, разрушили системы канализации, оставили ленинградцев без электричества. Обогревались печками-буржуйками. За водой ходили с ведерками и бидонами на каналы и на Неву, где продалбливали проруби во льду. Это был целенаправленный геноцид, что признают сейчас даже не симпатизирующие России западные журналисты.

Кандидат исторических наук, преподаватель СКФУ Елена Стрикалова, приглашенная на мероприятие в музейно-выставочный комплекс «Моя страна. Моя история», обратила внимание молодежной аудитории на то, что руководством вермахта изначально была поставлена задача сровнять город  с землей. Ленинград, который в СССР называли колыбелью революции, был особенно ненавистен фашистскому режиму. Фашисты не стремились занимать Ленинград. Они не хотели уличных боев. Цинично ждали, когда окруженные жители города перемрут от голода и холода. Но, подчеркнула Елена Стрикалова, и в этих нечеловеческих условиях голода, холода, не работающих систем жизнеобеспечения люди не просто боролись за выживание любой ценой. В окруженном врагами городе работали и выпускали продукцию для фронта заводы и фабрики. В школах проводились занятия, насколько это было возможно. И защитники Ленинграда не сидели бездеятельно в отличие от немцев в окопах. Неоднократно предпринимались попытки прорыва блокады. Это удалось сделать только в январе 1944-го.

Свидетельства блокадников

«Блокада. Голоса». Старые люди, преимущественно женщины, которые живут дольше мужчин при всех условиях, спокойными голосами, без слез повествуют с экрана, как они жили в блокаду.

– Когда зима уже была, к нам постучались. На пороге стояли трое: парень и две девушки. Они сказали, что выписались из больницы, а их дом разбомбили. Им негде жить. Нечего есть. Просили кусочек хлеба. Мама сказала: я не могу вам ничего дать. Они ушли и легли на снег перед нашими окнами, мы жили на первом этаже. Мы смотрели на них. Сначала перестал поднимать голову парень. А потом и девушки. К утру было три занесенных снегом бугорка. Пришел дворник и увез их на труповозке.

– В этот день мой брат ушел за хлебом. И не вернулся. Его соседи принесли на руках с кусочком хлеба, немножко обкусанным. Положили на диван. Он умер. А ночью пришел дядя, он работал на «Арсенале» и сказал такие слова: «Нюра укатила». Это умерла в другой комнате моя мама. Это было 28 января 1942 года. Через 12 дней пришел папа с передовой и увидел всю эту картину с трупами, поскольку захоронений не было. 

– Брат мамы, его по болезни не взяли на фронт, охотился за кошками в подвале. Нам доставались головки. А потом и головки не доставались. И мы с мамой вытаскивали из-за печки кошачьи шкурки, палили, варили их и ели, жевали.

– Крысы бегали по детским кроватям. Утром пришли ко мне, а у меня подушка вся в крови. Я от слабости не могла пошевелиться или отмахнуться, чтобы прогнать крысу, и она мне прогрызла все ухо.

Все было: и воровство хлебных карточек, и черный рынок, на котором спекулянты продавали по заоблачным ценам продукты, были мародеры, которые пытались поживиться ценностями в. разрушенных домах. Было и самое страшное – каннибализм.

Жуткий случай привел в своем выступлении перед депутатами бундестага Даниил Гранин. Мать спасла дочь тем, что варила ей кусочки, отрезая их от замороженного трупа умершего от голода маленького сынишки. Люди сходили с ума от голода. И факты каннибализма были не единичны. Слушая это, депутаты бундестага и сама Ангела Меркель опустили головы. А подростки в зале музейно-выставочного комплекса в состоянии шока смотрели и на выступавшего Даниила Гранина, и на слушавших его немецких депутатов. Одна школьница расплакалась. Что же обсуждали подростки после просмотра? Что вызвало у них наиболее сильную эмоциональную реакцию?

–Не все жертвовали собой, – заявил один мальчик. – Были такие, кто думал о спасении своей шкуры.

– А мне запомнилась судьба одной девочки, у которой отец был на фронте. А мать была осуждена по 58-й статье, но она не растерялась, собрала все справки и добилась, чтобы ее определили в детдом, – ставропольская школьница подчеркнула, что даже в подростковом возрасте человек должен бороться за себя.

Подростки сегодняшние подсознательно примеряли на себя ситуации, которые переживали их сверстники в блокадном Ленинграде. Формат мероприятия не предусматривал отдельной темы о судьбах ленинградских детей. Но сказать об этом стоит.

Выживать помогало сострадание

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. Хлебный паек – 250 граммов на работающего и 125 – остальным. И что это был за хлеб! Немного муки с различными примесями. Зимой ждали зелени. В скверах, около домов на газонах разбивали грядки, сеяли морковку, свеклу, если были семена. Единственный путь, по которому в город доставляли продовольствие – Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. По этой же дороге вывозили из города детей. Фашисты прицельно бомбили школы и детские сады. На Пискаревском кладбище детей после таких бомбежек хоронили целыми классами. Дети умирали от голода. В музее Пискаревского кладбища есть поразительный по эмоциональной силе воздействия дневник девочки Тани Савичевой. Она день за днем описывает, как умирали ее родные. И вот последняя запись: «Все умерли. Осталась одна Таня».

По некоторым данным, к 22 июня 1941 года в Ленинграде проживало около 850 тысяч детей в возрасте от младенчества до 16 с половиной лет. Это те, кто имел постоянную ленинградскую прописку. А были еще беженцы из Карелии, Прибалтики, из Ленинградской области. Всех почти под миллион. Первые эшелоны с детьми ушли из города в первые месяцы войны. Их расселили в детские дома близлежащих областей. Но детей вывозили и тогда, когда город был уже в кольце. Вывозили по льду Ладожского озера, где, случалось, машины уходили под лед. Вывозили не только в близлежащие Ярославскую и другие области, но и на Алтай, в Казахстан, на Юг – в Краснодарский и Ставропольский края.

Сегодня вся страна знает о подвиге жителей аула Бесленей Карачаево-Черкесии. В августе 1942 года на окраину аула прибыли несколько подвод с истощенными полуживыми детьми из Ленинграда. Их везли в Абхазию. Но старейшины аула, посмотрев на ребятишек, поняли, что они не выдержат далее трудного пути. И старейшины приняли решение: разобрать детей по домам, срочно внести новые записи в сельсоветские книги, записав русских и особенно еврейских ребятишек под черкесскими именами и фамилиями. Фашисты шли по пятам, и маленьким евреям грозила неминуемая смерть. 32 ребенка были усыновлены, удочерены жителями аула.

Пришли немцы, но никто не выдал ленинградских детей. После войны некоторые из них вернулись в Ленинград... А некоторые так и остались жить на своей второй родине. Тогда в 1942-м пятилетний Витя Воронин стал Рамазаном Адзиновым. Это он, Рамазан, спустя годы, стал инициатором создания в ауле памятника черкесским матерям, которые, рискуя собой и своими детьми, спасали жизни маленьких ленинградцев.

Даниил Гранин сказал, что главным в блокаде были не ужасы, не смерти от голода и холода, а сострадание. Сострадание, которое помогало людям выживать. Были разные примеры поведения людей. Но у большинства все-таки определяющим было сострадание.

Сегодня, как отмечают исследователи, наше восприятие войны в целом и блокады Ленинграда уходит от общего глобального. Пристальному вниманию подвергаются судьбы людей, ситуации. Мы узнаем все больше правды о войне. В Санкт-Петербурге издана в полном объеме «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича, которая раньше подвергалась цензуре. Наконец, издана в России и книга Гаррисона Солсбери «900 дней. Блокада Ленинграда», которая раньше была признана антисоветской, но многократно переиздавалась на Западе. Более того, в преддверии 75-летия снятия блокады Ленинграда отрывки из этой книги читались по государственному Радио России народным артистом РФ Виктором Татарским. Мы гордимся нашей Великой Победой. Но знать истинную цену ее, которую заплатили отцы и деды, и мученики ленинградской блокады, очень важно. Особенно для юных, которые благодаря интернету растут людьми мира. И хорошо, что сегодня с ними говорят о войне на языке правды.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 30 января 2019

Заголовок в газете: Они уходят, но остаются их ГОЛОСА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру