На Ставрополье отметили 30 лет вывода советских войск из Афганистана

Герои той войны встретились на специализированной выставке в краевом центре

«Территория подвига – Афганистан». Так называется выставка, открывшаяся в Ставропольском государственном музее-заповеднике при содействии региональной организации Российского военно-исторического общества. Она посвящена 30-летию вывода советских войск из Афганистана.

Герои той войны встретились на специализированной выставке в краевом центре
Ветераны Афганистана: Сергей Сухомлинов и Владимир Жирняков. Фото: Бэла Мхцэ.

У музейных витрин, где на снимках запечатлена их опаленная войной юность, в этот день встретились ветераны афганской войны, чье боевое братство продолжается уже 30 лет. На встречу с ними  пригласили школьников, для которых та война – малоизвестная страница истории из прошлого века.  Здесь представлены подлинные фотоматериалы и документы, личные вещи ставропольцев, которые служили в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Много фотографий из личных архивов ставропольских афганцев.

В этом году тема той давней афганской войны, которая продолжалась почти 10 лет, и о которой неохотно говорила советская пропаганда, зазвучала с особым акцентом по радио, телевидению, со страниц газет. Это акцент патриотический. И аналитический. Геополитики и военные историки до сих пор спорят, насколько оправданным  было решение руководства СССР о вводе ограниченного контингента советских войск в сопредельную страну. И о том, надо ли было так поспешно выводить оттуда войска, учитывая, как в последующем стали развиваться  события в Афганистане, ставшем под патронажем США очагом терроризма и наркотрафика в наши бывшие союзные республики.

Непросто складывались судьбы советских афганцев, вернувшихся с той войны на Родину. Ветераны Афгана помнят, как в смутные годы перед развалом СССР и в период дикого капитализма в России приходилось слышать цинично-наглые реплики чиновников: «Мы вас туда не посылали», «Что вы там вообще делали?». Как мыкались многие вернувшиеся с той войны на Родину в поисках достойной работы и зарплаты. Как помогали друг другу ребята из «Боевого братства» выживать, добиваться квартир, лечения в хороших клиниках, да и просто психологически выстоять.

А некоторые ломались. Афганская война – это особая страница в истории нашей страны. Здесь неуместна лакировка. Тем более перед поколением юных, которые черпают в интернете самую разную информацию. Неуместно и недопустимо преуменьшение или замалчивание заслуг и мужества ребят, прошедших пекло той войны в чужой стране, но в интересах своей страны.

Афганистан действительно, стал территорией подвига для всех, кто там воевал, кому повезло выжить и вернуться на Родину, и для тех, кто погиб от душманской пули или мины, умер от ран, кого везли на Родину в самолетах, названных по песне Александра Розенбаума «черными тюльпанами».

Зачем их туда посылали?

      – Сегодня, когда минуло 30 лет и сняты идеологические клише, можно беспристрастно посмотреть на события тех лет, – обозначила цель встречи в музее кандидат исторических наук, исполнительный директор регионального отделения Российского военно-исторического общества Галина Каменева. – В конце 70-х годов после свержения в Афганистане монархии, двух революций, на фоне гражданской войны, после попытки вторжения со стороны Пакистана афганское правительство обратилось за помощью к Советскому Союзу, с которым на протяжении всего 20 века были дружеские связи, чтобы отбить внешнюю агрессию. Решение руководством нашей страны принималось очень трудно. Была сложная международная обстановка,  конфронтация между СССР и США, подписанный  американским президентом документ о поддержке афганских моджахедов, что представляло террористическую опасность для приграничных территорий СССР, создание баз для подготовки боевиков на территории Пакистана. В 1979 году между США и ФРГ было заключено соглашение о размещении в Западной Германии американских ракет «Першинг», что  усиливало позиции Америки на Западе.  СССР должен был усиливать свои позиции в сопредельных территориях.

Но задачи, которые ставились перед советскими военными – это помощь афганской армии, борьба с бандитскими формированиями. Афганский народ не был един. Одни поддерживали правящий режим, другие – оппозицию. В помощь оппозиции шли караваны с оружием, боеприпасами из соседнего Пакистана. На чужой и неприветливой земле, в сопредельной стране, где 70 процентов территории – это горы, советские солдаты и офицеры воевали за интересы своей страны. На подступах к нашим рубежам.

Кто они – ставропольские афганцы?

Пять тысяч ставропольцев прошли через афганскую войну. Сегодня практически в каждом городе и районе края действуют общественные организации, объединяющие тех, кто воевал в «горячих точках». В экспозиции «Территория подвига – Афганистан» помимо исторических снимков тех лет представлены фотографии известных на Ставрополье людей, для которых Афганистан стал не только школой мужества, но и отправной точкой в судьбе или этапом в военной карьере. И нет ничего плохого в слове карьера, на войне все ходили под пулями. Награды и звания завоевывали не на паркетах. Хотя бывали, конечно, и исключения для особо пронырливых. Но мы сегодня о тех, кто по заслугам – пример для юных, для тех же школяров, пришедших на выставку.

Вот они – герои-афганцы. Валентин Марьин – генерал-майор, сегодня доктор педагогических наук. Командовал 357 гвардейским парашютно-десантным полком в Кабуле. Служил в горячих точках в Закавказье и в Чечне. На его счету 386 прыжков с парашютом. В 90-х был военным комиссаром Ставропольского края. Награжден орденами Красного Знамени, «За личное мужество», «За военные заслуги».

Леонид Куц – генерал-майор, кандидат военных наук. Служил командиром  роты гвардейского мотострелкового полка  в Туркестанском военном округе. С апреля 2013 – начальник Ставропольского президентского кадетского училища. Награжден орденом Красной Звезды.

Владимир Колпаков служил начальником узла связи, участвовал в 19 боевых армейских операциях. Награжден тремя орденами Красной Звезды и орденом Красного Знамени. Демобилизован в звании подполковника. Сегодня атаман Михайловского отдела Ставропольского казачьего войска.

Виталий Чумарный – выпускник Бакинского высшего общевойскового командного училища, был командиром взвода, роты 101 мотострелкового полка. Награжден орденом Красной Звезды.

Владимир Ковалев – летчик, выпускник Ставропольской средней школы №64, с 1987 года проходил службу на территории Афганистана. Совершил 180 боевых вылетов. Во время выполнения боевого задания его самолет был подбит с земли ракетой «Стингер». Ковалев приказал экипажу покинуть борт, сам же покинул самолет только когда убедился, что взрыв самолета не повредит мирному кишлаку. При приземлении летчик погиб.

Иван Барсуков – герой Советского Союза. Родился в селе Казгулак Туркменского района. В 1982-1984 проходил службу в Афганистане. Возглавляемая им штурмовая группа солдат попала в засаду, в течение нескольких часов вела непрерывный бой. Командир сумел вывести их из окружения и внезапным ударом с тыла обеспечил успех боя. Было уничтожено более 100 боевиков.

Игорь Фаталиев – командир разведывательного отделения, сержант, уроженец Ставрополя. В 1984 был призван в армию, служил в Афганистане командиром разведывательного отделения в полку. Награжден медалью «За отвагу».

Есть в афганской экспозиции и стенд, посвященный тем, кто не вернулся с войны. В этом скорбном списке 123 ставропольца.

Судьба сапера

На этой встрече в дар музею была передана книга ставропольца Вячеслава Климова. Сам он не смог присутствовать. Но его имя известно многим ставропольцам по проникновенным песням, которые он исполняет под гитару. Вячеслав – уникальный массажист. А на войне был сапером.  В моем блокноте пятилетней давности записан его рассказ о том дне, который перевернул всю его жизнь.

– Полк наш нес самые большие потери из всей дивизии. Риск был на кончике ножа, но я всегда любил риск. За три года до конца войны мы пробовали выводить войска. Собрали всех дембелей с окружающих полков, дали им аккорд дембельский: танкисты должны были подготовить танки, чтобы шли своим ходом, водители – машины. Все дембеля пошли на технике. Мы должны были провести эту колонну к границе Союза и вернуться назад. В Афганистане была очень развита минная война. Мины были какие хочешь: и под камень сделанные, и в коробках, и в авторучках. И вот отрезок дороги. Справа и слева горы и камыши, там безвылазно сидели «духи». Колонна шла во тьме, погасив все осветительные огни. БМП вели из автоматических авиационных пушек беспрерывный огонь по камышам, шугали «духов». Наши два бронетранспортера шли первыми. Я уже был командиром отделения, сапером-кинологом с собачкой, обученной на поиск мин. Подорвалась головная машина. Дальше по отработанной у «духов» схеме поджигается задняя машина, колонна блокируется. И тогда начинается планомерный расстрел всей колонны. То же самое грозило и нам. Мы с другим бойцом прошли несколько метров впереди подорванной машины и обнаружили еще одну мину. Я ему велел отойти за броню подорванного бронетранспортера, свою немецкую овчарку Энди отвел за камни. Первую мину извлек благополучно, а под ней оказалась незаметно скрыта вторая. И она рванула. В этой ситуации было 90 процентов шансов было за то, чтобы я не выжил. Зрение потерял на месте. Бойцу, который был за броней, выбило глаз и осколками изрешетило автомат. Но дорога для колонны была открыта, и она благополучно дошла до Союза. А нас до ближайшего медсанбата везли на броне. Потом на вертушке в Кундуз, оттуда на самолете – в Кабул. Я 12 суток был без сознания. Очнулся, хирург говорит: курил, пил? Я говорю: нет. Он – потому и сердце выдержало. Потом снова борт. Ташкент. И, наконец, на «красном тюльпане» – это летающий госпиталь ТУ-154 – в Москву. Москва встретила цветами, но я этого не увидел. Когда вынесли носилки, опустил руку под московский ветерок и сказал: вот я и дома. Хотя до дома было еще очень долго и далеко. Госпиталь в Подольске. Военно-Медицинская академия в Ленинграде. Дважды – Филатовская глазная клиника в Одессе. В Подольск приехали мама с отцом и старший брат. Это была очень тяжелая встреча. В 20 лет после всех госпиталей и многих операций надо было думать, как жить дальше. В стране – перестройка, пустые прилавки. Решил поступить в Кисловодское медицинское училище на массажиста. Вообще Афганистан для нас, прошедших ту войну, это точка кипения всей жизни, – подытожил Вячеслав. 

– Спасибо всем, кто собирает память о воевавших в горячих точках. Мы сегодня не делим: Афганистан, Камбоджа, Вьетнам... Все выполняли свой интернациональный долг по защите геополитических и стратегических интересов Родины, – подчеркнул Герой России, тоже прошедший Афганистан командир 247 Кавказского казачьего десантно-штурмового полка Юрий Эм.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: И мужество, и героизм, и горечь потерь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру