В Невинномысске подрастают юные ученые и изобретатели

В Центре детского научного и инженерно-технического творчества учится около 350 школьников 5-11 классов

23.04.2019 в 14:32, просмотров: 425

Центр детского научного и инженерно-технического творчества, созданный в октябре 2017 года в городе химиков при всесторонней поддержке Фонда Андрея Мельниченко, продолжает успешно работать. Его воспитанники участвуют в серьезных научных экспериментах, побеждают на различного уровня конкурсах и олимпиадах, изобретают полезные для людей вещи. «МК-Кавказ» неоднократно освещал жизнь учебного заведения. На днях в нем вновь побывал корреспондент газеты.

В Невинномысске подрастают юные ученые и изобретатели
Проекты, в которых основная роль отводится детям, а взрослые выполняют функции консультантов, дают возможность учащимся почувствовать себя настоящими учеными, стать частью команды и проявить себя.

Не на словах, а на деле

Напомним, что в рамках «Программы поддержки одаренных школьников» Фондом Андрея Мельниченко в регионах присутствия компаний «ЕвроХим», СУЭК и СГК были открыты 8 Центров детского научного и инженерно-технического творчества (ЦДНИТТ). Один из них – в Невинномысске. В Центре учится около 350 школьников 5-11 классов по направлениям: математика, физика, химия, робототехника и 3D-прототипирование. Возглавляет невинномысский ЦДНИТТ кандидат технических наук, доцент Лариса Пешкова.  

За прошедшее со дня открытия Центра время внимание и действенную помощь его основателей школьники и преподаватели ощущают постоянно. Здание и территория учреждения приведены в порядок, в аудиториях – современные интерактивные доски и учебные пособия, лаборатории оснащены новейшим оборудованием.

В прошлом году Благотворительный фонд Андрея Мельниченко направил на развитие невинномысского Центра более 20 миллионов рублей. В основном финансовая поддержка направлена на оснащение лабораторий и аудиторий, а также на обеспечение реализации учебного процесса, в том числе поддержку учителей. В свою очередь муниципалитет взял здание Центра на баланс, выплачивает зарплаты его сотрудникам по бюджетным ставкам, оплачивает коммунальные услуги.

«Детский» эксперимент

Лариса Пешкова, директор ЦДНИТТ Невинномысска, рассказала о научных исследованиях, которые проводятся в Центре. Прошлой весной там был запущен многолетний проект агрохимической направленности с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса и беспилотников. Он проводится с целью определения взаимосвязи между продуктивностью посевов сельскохозяйственных культур и их вегетационным индексом NDVI, оценки агротехнологической эффективности инновационных удобрений, которые является продуктами компании «ЕвроХим».

Техническое сопровождение проекта осуществляют «Невинномысский Азот», Ставропольский аграрный университет и сельхозпредприятие «Аграрник».

Исследования состоят из вегетационного опыта, который заложен в сетчатом павильоне на базе Центра, и полевого эксперимента, проводимого в условиях опытной станции аграрного университета и на поле сельхозпредпрития «Аграрник».

– Над проектом работают дети разных возрастов, – рассказывает Лариса Пешкова. – В сетчатом павильоне во дворе Центра находится 27 вегетационных сосудов, а попросту больших цветочных горшков, в которых заложено девять вариантов опытов по три параллели. Удобрения различные, в том числе, инновационный «Аммофос био». Мы берем пробы на анализ, определяем, как работает каждое из удобрений на определенном этапе вегетационного развития растений. Наша задача – найти оптимальное удобрение, которое будет давать максимальную урожайность и минимизировать выбросы парниковых газов, в частности, закиси азота. В Европе ни одно новое удобрение не выводится на рынок, не имея этих показателей.

В химлаборатории Лариса Пешкова показывает прибор фирмы VELP Scientifica.

– Мы его Вэлпом называем, – поясняет она. – Аппарат позволяет определить азот в органических соединениях. Стоит один миллион рублей, таких приборов в регионе пока нет. С помощью этого прибора определяем азот в вытяжке растений.

Участник проекта Тимур Андрожейчок – ученик 6 класса 10-й гимназии Невинномысска, пришел в Центр в сентябре прошлого года. Помимо химии, изучает физику и математику. Занятия в Центре, особенно связанные с научно-исследовательской работой, к которой у него явные способности, Тимуру очень нравятся.

– Мы часто выезжаем на поле, – говорит он. – Недавно нанесли координаты делянок поля, чтобы измерять вегетационный индекс NDVI с помощью дронов. Они делают фотографии поля с помощью инфракрасной камеры, и после обработки в каждой точке определяем значения индекса. Параллельно делаем отбор проб и к каждому значению индекса измеряем содержание азота, фосфора, калия и значения хлорофилла.

У Тимура амбициозные планы на будущее. Он мечтает создать свою агрохимическую компанию.

Не бриллиантовая рука и робот-поводырь

Один наиболее ярких учеников Центра – Виктор Епиченко, ученик 11 класса школы № 16 села Казьминского, что примерно в 30 километрах от учебного заведения. На занятия его дважды в неделю привозит на машине дедушка. С осени 2018 года парень обучается в ЦДНИТТ 3Д-моделированию, математике и физике.

– До этого я занимался робототехникой самостоятельно, это было мое хобби, – рассказывает Виктор. – У меня созрел проект бионического протеза, и мне нужно было найти 3Д-принтер для создания собственно протеза. Мне посоветовали обратиться в Центр. Здесь, под руководством моего преподавателя Дмитрия Юрьевича Амирова, мне удалось сделать законченную модель. Жалею, что не попал сюда раньше.

На данный момент Виктор изготовил полноценную рабочую левую руку человека. Она выполнена из пластика, металла и различных электронных компонентов. Виктор продемонстрировал протез в работе. Он напоминал руку терминатора и функционировал впечатляюще. Но не изобрел ли он велосипед?

– Нет, я ознакомился с аналогами, – утверждает юноша. – В отличие от них я делаю свой протез более дешевым и тем самым доступным для большинства инвалидов. Если цена имеющихся сейчас бионических протезов составляет 500 тысяч рублей и больше, то мой можно будет приобрести за 10 000.

Виктор Епиченко стал лауреатом Детского научного конкурса (ДНК) Фонда Андрея Мельниченко, как автор лучшей инженерной разработки среди старших школьников. Награждение победителей проходило в январе 2019 года в Алтайском государственном техническом университете в Барнауле.

Там же были отмечены и другие воспитанники невинномысского Центра. Так, среди инженерных проектов в младшей возрастной группе (5-6 класс) победителем стала разработка «Робот-поводырь для слабовидящих людей» Максима Кононова и Богдана Щеренко. Лучшей в средней возрастной группе (7-8 класс) была признана работа «Автономный робот-агроном» Владислава Зюлина, Ильи Каверзина и Евгения Тимофеева.

В группе старшеклассников, представивших свои работы в номинации «Естественнонаучные проекты», одним из победителей стал Кирилл Романов со своим исследованием: «Разработка состава для визуального обнаружения течей (сквозных дефектов) в промышленных аппаратах».

Победители получили медали, грамоты и подарки – от телескопов и компьютеров до сертификатов участников Осенней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко, которая пройдет в образовательном центре «Сириус» в Сочи в сентябре.

Кириллу Романову 15 лет. Он учится в невинномысском лицее №1.

– В лицее я пока первый в классе по рейтингу, – рассказывает он. – В Центре – с момента его открытия. Меня зачислили по результатам тестирования на направление «химия». Нас направляли на различные мероприятия по всей России. Кроме Алтая, мы побывали и в столице, и на побережье Черного моря. Там проводились разнообразные конкурсы, олимпиады, а также занятия для углубленного изучения предметов и подготовки к сложным олимпиадам. Хочу поступить на химфак МГУ. Главное – стремление учиться, было бы желание.

Среди изобретателей Центра Максим Кононов – самый маленький, ему 11 лет.

– Я пришел в Центр на робототехнику в прошлом году, и мне здесь очень нравится. – делится он. – Успешно реализовал свой проект. Это робот, который помогает слепым или слабовидящим людям ориентироваться в пространстве и помещении. Инвалид вставляет в него трость и катит перед собой. Робот звуковыми сигналами объясняет хозяину, где, что и как. Пока это макет, я буду его дорабатывать. Возможно, робот будет в виде браслета. Есть еще идеи создания искусственного интеллекта, над которым я уже хочу начать работу, чтобы к 11 классу ее сделать. По-моему, это очень интересно, особенно когда с ним можно будет общаться.

Интерес как двигатель науки

Образовательный процесс в центрах Фонда Андрея Мельниченко организован нетривиально. За основу взят советский подход, когда ученик в первую очередь изучает фундаментальные основы предмета и учится ими оперировать. Но серьезную теорию здесь обильно сдабривают увлекательной практикой: ребята ставят эксперименты, реализуют научные проекты, участвуют в научных школах, конкурсах и олимпиадах в России и за рубежом. Всё вместе это создает уникальный органичный сплав знаний и живых умений, между которыми нет разрывов и противоречий.

– Дети у нас все разные, и мы стараемся найти подход к каждому, – говорит директор Центра Лариса Пешкова. – Но прежде всего, им должно нравиться то, чем они занимаются.

Анжелике Бускиной в этот день исполнилось 16 лет. Она одна из немногих представителей прекрасного пола, обучающихся в Центре. Учится в 9 классе лицея №1. Победитель краевой олимпиады по математике и физике в этом и прошлом году.

– Здесь мы учимся решать сложные олимпиадные задачи по математике и физике, – рассказывает Анжелика. – Я специализируюсь больше на физике. Раньше ходила и на химию, но потом не стало хватать на нее времени. Мы уже проводили серию опытов по физике на экспериментальных установках, лабораторные работы. Это было полезно и интересно. Прихожу в Центр почти каждый день, кроме четверга и воскресенья.

Анжелика мечтает поступить в МГУ. Её ориентир по жизни – инженер-конструктор Сергей Королев, который, несмотря на превратности судьбы и неверие окружающих, всегда добивался поставленной цели.

Дмитрий Полозов этом году оканчивает выпускной класс. В Центре – с момента его создания.

– Чтобы попасть сюда, я участвовал во вступительном тестировании по математике, – отмечает Дмитрий. – Математикой увлекаюсь с 5 лет. Даже составил свою таблицу умножения, еще не зная, что она существует. Физика тоже нравится, она меня затянула с первых же уроков в школе, где я занимаюсь на «отлично». В Центре мы делаем лабораторные работы по физике, исследуем различные явления. Прошлой осенью ездили на Осеннюю олимпиадную школу Фонда Андрея Мельниченко в Сириус, было очень интересно и познавательно, это во многом помогло показать высокие результаты на олимпиадах.

Андрею Корниенко 16 лет, он ученик школы № 10.

– В Центре занимаюсь робототехникой и 3Д-прототипированием или, как теперь называется, инженерией, – рассказывает он. – Мне изначально нравилось что-то делать самому, люблю конструировать, программировать. На всех конкурсах у меня призовые места. Летом прошлого года ездил в Тайвань от Фонда Андрея Мельниченко. Нас было пятеро, мы занимались проектами, связанными с социальными сетями.

Директор Центра детского научного и инженерно-технического творчества Лариса Пешкова считает, что проекты, в которых основная роль отводится детям, а взрослые выполняют функции консультантов, дают возможность учащимся почувствовать себя настоящими учеными, стать частью команды и проявить себя.

Со своей стороны, хочу добавить, что главная эмоция, которая остается от посещения Центра, – это надежда. Надежда на то, что будет больше таких меценатов, как Андрей Мельниченко. Надежда на то, что именно эти дети являются «лицом» их поколения. Надежда на то, что у отечественной науки есть яркое светлое будущее. Надежда на то, что в России всегда будут щедрые, талантливые и увлеченные люди, которые будут менять нашу Родину к лучшему.

Впереди поездка ученика Центра на престижную международную олимпиаду в Китай. Желаем ему успешно отстоять честь российской науки!