– Юрий Илович, как получилось, что вы свою судьбу связали с ДОСААФ?
– В 29 лет я стал председателем Урванского районного комитета ДОСААФ, хотя плохо ещё представлял себе эту работу, структуру оборонного общества. Работы оказалось много. Районная организация ДОСААФ была фактически в разваленном состоянии. Часто в то время я советовался с Залимом Налоевым, директором Нарткалинской станции юных техников. Изучил устав общества, начали налаживать связи с первичными организациями, проводить методические занятия с их руководителями. Регулярно стали проводить соревнования, развивали 4 вида: картинг, фигурное вождение легковых автомобилей, стрелковый и авиамодельный спорт. В 1979-м году отстающая прежде районная организация была уже на втором месте в республике, и с тех пор всегда уже одной из лучших признавалась.
В марте 1998 года я стал председателем республиканского Совета ДОСААФ. Но «тёплым местом» я этот пост тогда точно не назвал бы. Вспомните, что у нас в 90-е годы происходило, как многие общественные организации, существовавшие в Советском Союзе, постепенно разваливались или существовали только на бумаге. Если объективно посмотреть, пожалуй, только ДОСААФ и сумело в те «лихие девяностые» выжить.
– Так за счёт чего ДОСААФ сумело выжить в «лихолетье»?
– После развала СССР и для ДОСААФ, его в 1991 году переименовали в РОСТО, наступили нелёгкие времена. Ведь в Советском Союзе ДОСААФ была довольно богатой организацией, имевшей хорошую материально-техническую базу. Региональные организации получали поддержку от Центрального Совета общества, технику распределяли по областям и республикам. С 1991 года всё пошло по наклонной. Централизованной поддержки уже не было. Фактически каждая региональная организация старалась выжить в одиночку. Зарплаты были небольшими, многие люди ушли тогда, но зато остались самые преданные энтузиасты. Вообще, считаю, что работа в ДОСААФ – это своего рода призвание, и в первую очередь человек должен любить своё дело и быть патриотом своей страны. ДОСААФ тогда помогло то, что многие военно-прикладные виды спорта, которые мы развивали, всё же остались привлекательны для молодёжи, мы смогли перейти на хозрасчёт. Те же автошколы, курсы водителей популярность не потеряли. Но, возможно, это стало для кого-то предметом зависти. В 1993 году вышел указ президента России Ельцина о передаче имущества РОСТО-ДОСААФ государству. Но нашлись люди, которые сумели объяснить Борису Николаевичу, что это просто приведёт к развалу общества, а имущество растащат. А что, военно-патриотическая, оборонная организация разве больше стране уже не нужна? И смогли отстоять, в 1994 году вышел новый указ Ельцина, отменивший прежний, РОСТО-ДОСААФ сохранили. А с 1997 года примерно стала заметна роль РОСТО-ДОСААФ, его работа в масштабах всей страны.
– В этот момент вы и возглавили республиканскую организацию РОСТО-ДОСААФ. С какими проблемами непосредственно вам пришлось столкнуться?
– Проблем хватало. В некоторых районах республики местные отделения ДОСААФ фактически перестали работать. Стали налаживать методичную работу. Но чтобы сохранить технику в хорошем состоянии мы установили ежегодные смотры техники, премировали тех, кто хорошо её содержал.
Районные здания ДОСААФ много лет не ремонтировались. В Черекском районе в селении Кашхкатау в здании РОСТО-ДОСААФ прохудилась крыша. Во время обильных кавказских ливней воду вёдрами вычерпывали. Мы сами сделали ремонт методом народной стройки. Как у нас принято – когда кто-то строит дом, все родственники, соседи помогают. Купили доски, шифер, а работали сами досаафовцы, и я в том числе. Руки есть, трудиться умеем. В общем, спасли здание в Кашхкатау. И в других районах постепенно отремонтировали помещения.
Кстати, в 2000-м году на город Тырныауз сель сошёл, тогда многие дома пострадали, люди имущества лишились, реку Гирхожан камнями перекрыло ещё и затопило дома в низине. Так вот на пути селевого потока как раз здание РОСТО-ДОСААФ оказалось, так оно, хоть и сильно пострадало, но выстояло, сдержало поток. Хотя потом мы внутри один валун в метр диаметром обнаружили. Если бы не крепость этого здания, снесло бы детсад и девятиэтажки, которые за ним находились. Символично, не зря же ДОСААФ оборонное общество! Потом также своими силами это здание в Тырныаузе восстанавливали.
– А на местном уровне руководство республики оказывало поддержку?
– Можно сказать, что нам повезло, потому что руководство Кабардино-Балкарии всегда поддерживало местное отделение ДОСААФ России. Первый президент КБР Валерий Коков хорошо относился к ДОСААФ, понимал необходимость работы военно-патриотического общества. Другое дело, что в республиканском бюджете тоже средств не хватало, находились и более приоритетные задачи. Тем не менее, в 1999-м году было принято постановление правительства КБР о поддержке деятельности ДОСААФ КБР. Был создан Координационный Совет по патриотическому воспитанию при правительстве КБР, который возглавил вице-премьер Хаути Сохроков. Аналогичные Советы создали при районных администрациях, что намного облегчило нам работу в проведении различных мероприятий.
Благодаря энтузиазму ветеранов Великой Отечественной войны, в 1996 году был возрождён аэроклуб. Нальчикский аэроклуб был создан в 1934 году. Среди его воспитанников прославленные лётчики, герои Советского Союза: Алим Байсултанов, Кубати Карданов, Георгий Кузнецов, Сергей Стеблинский и другие герои войны. Закрыли его в 1943 году, когда немцы подходили к Нальчику. К сожалению, после войны он сразу возрождён не был, других забот хватало, но мечта о его возрождении жила.
На рубеже 21-го века мы заключили соглашения с профильными министерствами, ведомствами, с военкоматами о совместной работе. И в 2000-е годы работать стало уже полегче. Новый глава КБР Арсен Каноков тоже стал поддерживать деятельность ДОСААФ, при его непосредственной помощи было начато строительство нового картодрома в Нарткале, там был создан спортивно-технический клуб «Эльбрус». Арсен Каноков посодействовал в приобретении новой техники для картингистов, автобуса для юных спортсменов. Работал и прежний картодром в селении Чегем-II.
А мы уже проводили много различных соревнований по разным военно-техническим видам спорта. Это этапы открытого первенства республики по картингу, посвящённые памяти героев Советского Союза Михаила Яхогоева, Назира Канукоева, Алима Байсултанова, а также соревнования по картингу на приз генерала-полковника Геннадия Трошева, открытый чемпионат республики на приз Президента КБР.
На Площади Абхазии в Нальчике проводили соревнования по автоспорту: слалом и фигурное вождение. Они обычно были приурочены к памятным датам: Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Дню милиции, Дню военного автомобилиста. Всегда в этих мероприятиях нас поддерживало МВД КБР во главе с генерал-лейтенантом Хачимом Шогеновым, УГИБДД МВД КБР во главе с полковником Арсеном Кудаевым. По автоспорту также проходили соревнования в гонках по бездорожью на трассе вблизи селения Кенже.
Состязания по мотокроссу мы проводили ежегодно в селении Ерокко, там живописные места, оборудовали трассу для этого вида спорта. Турнир носит имя героя Советского Союза Аслангери Масаева. Также соревнования по мотокроссу проводятся в Зольском районе на приз кавалера орденов Славы III степеней Менли Мусова.
Город Нарткала и селение Кахун в КБР являются центрами проведения сборов сборных команд ДОСААФ России по авиамодельному спорту. Здесь ежегодно проводятся этапы Кубка мира «Кубок Залима Налоева», «Кубок Эльбрус»; этап чемпионата России по свободно-летающим моделям. Спортсмены из Кабардино-Балкарии Андрей и Алим Налоевы и Сергей Кустарников в составе юношеской сборной команды России стали чемпионами мира в командном зачёте.
Продолжала успешно работать радиошкола ДОСААФ, которой долгие годы руководил Нажмудин Доткулов. Большой вклад в развитие любительского радиоспорта внёс президент союза радиолюбителей КБР Анатолий Кенжекулов.
Также мы проводили интересные, красочные мероприятия, посвящённые Дню ВМФ, Дню авиации, Дню военного автомобилиста. Большая работа по военно-патриотическому воспитанию проводилась в рамках Спартакиад школьников КБР, Спартакиад призывников, проходивших обучение в школах ДОСААФ.
– Юрий Илович, насколько я знаю, отдельная тема для Вас – проведение автопробегов по местам Боевой Славы.
– Конечно, такие автопробеги у нас приобрели большую популярность. Мы их проводим ко Дню Победы, Дню Памяти и Скорби 22 июня, Дню Защитника Отечества. Я считаю это замечательной формой патриотического воспитания для молодёжи, когда в этих пробегах участвуют ветераны Великой Отечественной войны, Вооружённых Сил России и курсанты образовательных учреждений ДОСААФ. Автопробеги проводятся по разным маршрутам по местам боёв в годы войны в Кабардино-Балкарии. Обязательно участвуем в автопробеге к Эльхотовским воротам в Северной Осетии-Алании, где было остановлено немецко-фашистское наступление в 1942 году. У нас вообще сложились очень дружеские отношения с ДОСААФ Северной Осетии. Также мы делали специальные автопробеги в Большую Мартыновку в Ростовской области, где приняли свой смертельный бой воины 115-й кавалерийской дивизии, сформированной во время Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии. Теперь в Большой Мартыновке существует Аллея Памяти бойцов 115-й кавдивизии, школа носит имя этой дивизии, создан музей.
Ещё одна интересная акция – это ежегодные восхождения кадетов, студентов, учащихся школ ДОСААФ на Курпские высоты в Терском районе КБР. Здесь в ожесточённых боях 1942 году погибли более семнадцати тысяч бойцов Красной Армии.
– А какие из проводимых республиканским ДОСААФ мероприятий наиболее памятны?
– Соревнования по картингу в Чегеме-II на призы Президентов КБР Валерия Кокова и Арсена Канокова, здесь мы уже вышли на всероссийский уровень. А также соревнования по картингу имени нашего земляка¸ генерала Геннадия Трошева. Он ведь жил в Нальчике, учился здесь, теперь нальчикская средняя школа №11 носит его имя. Геннадий Николаевич очень благодарен был за такую нашу инициативу, он сам любитель автоспорта, бывал на этих соревнованиях картингистов, выступал перед юными спортсменами.
И, конечно же, также хотелось бы отметить праздники, посвящённые Дню Воздушного Флота России. Это всегда очень зрелищное шоу с участием авиатехники, прыжками парашютистов.
– Знаю, что Вы и сами регулярно участвовали в соревнованиях по автоспорту. Это было обязанностью или хобби?
– Я очень люблю технику, автоспорт. Это для меня и профессия, и хобби. Скорость люблю, но не терплю глупого, неоправданного лихачества на дороге. А в наших соревнованиях сам участвовал с удовольствием. И неоднократно становился призёром как в классе легковых машин, так и грузовых, на ЗИЛ-131, КАМАЗ-4310. Хотя поверьте, никто в этих состязаниях у нас в поддавки не играет. Я считаю, например, что те же преподаватели в автошколах и сами должны уметь показать класс своим воспитанникам.